Туризм в Израиле: все включено?

Беседу ведут Диана Россоховатская и Александр Фишман 1 июня 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

В 2008 году Россия и Израиль подписали договор об отмене визового режима. После этого количество российских туристов, ежегодно посещающих Израиль, стабильно росло на протяжении нескольких лет, достигнув в 2013 году 603 тыс. человек (второй показатель после США). Резкое падение рубля и экономический кризис испортили статистику: по подсчетам Минтуризма Израиля, за первые четыре месяца 2016 года турпоток из России сократился на 58% по сравнению с тем же периодом 2014‑го. Запрет на продажу туров в Египет и Турцию, введенный российскими властями в конце прошлого года, вызвал оживление на израильском рынке. Министерство туризма решило воспользоваться сложившейся в регионе ситуацией и привлечь в Израиль россиян, раньше выбиравших для отдыха египетские и турецкие курорты. Какие конкретно шаги предприняло израильское туристическое ведомство? Насколько эти меры эффективны и достаточны? В чем специфика израильского туристического продукта? Может ли Израиль стать для россиян альтернативой Египту и Турции? На эти и другие вопросы отвечают руководитель отдела международного маркетинга Министерства туризма Израиля Пини Шани, глава представительства Министерства туризма Израиля в России и СНГ Ксения Кобякова, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, эксперт по туризму, обозреватель израильского издания «Calcalist» Йоси Фишер, глава Центра исследований в области туризма при Хайфском университете профессор Йоэль Мансфельд.

 

Эйлат. Ester Inbar\Wikimedia Commons

Эйлат. Ester Inbar\Wikimedia Commons

Пини Шани → В связи с закрытием египетского и турецкого направлений сотрудничающие с нами российские туроператоры начали более «агрессивные» продажи туров в Израиль. После катастрофы российского самолета на Синае мы сосредоточили свои усилия на том, чтобы привлечь в Эйлат россиян, привыкших отдыхать в это время года на египетских курортах. Отчасти нам это удалось — за счет нескольких прямых рейсов в Эйлат. С Турцией дело обстоит иначе: туда российские туристы ездили, как правило, весной и летом. Летний сезон в самом разгаре, поэтому пока еще сложно сказать, насколько у нас получилось переманить к себе туристов с турецкого рынка.

Вместе с тем стоит иметь в виду, что египетские и турецкие курорты пользовались спросом в первую очередь у туристов, предпочитающих бюджетный отдых. Далеко не все из них автоматически стали нашими клиентами. Разумеется, мы не можем не учитывать такие факторы, как падение курса рубля и общее снижение доходов россиян, и стараемся предлагать им туры по максимально низким ценам. Однако делать это возможно лишь в зимний период. Летом, в высокий сезон, цены растут во всем мире, и Израиль не исключение.

 

Ксения Кобякова → Российский рынок для Израиля один из приоритетных, поэтому наше Министерство туризма делает очень многое для того, чтобы привлечь россиян. В связи с экономическим кризисом, который начался в России еще в конце 2014 года, был принят целый ряд мер, направленных на то, чтобы сделать отдых в Израиле как можно более доступным. В середине прошлого года мы запустили программу поддержки туроператоров и авиакомпаний, организующих перелет в эйлатский аэропорт Увда: за каждого привезенного в Эйлат туриста они получали от министерства по 45 евро. Также специально для российского рынка были сформированы дешевые турпакеты, которые действовали весь зимний период: короткий отпуск в Израиле (3–4 ночи) мог обойтись всего в 350 долларов, включая авиаперелет.

В конце года (после введения запрета на продажу туров в Египет и Турцию. — Ред.) среди россиян появился очевидный запрос на отдых в формате «аll inclusive», и ряд израильских гостиниц согласились перейти на эту систему. Речь идет не только об Эйлате, но и об отелях, расположенных на Мертвом море и на средиземноморском побережье — в Тель‑Авиве, Бат‑Яме, Нетании и Хайфе. На сегодняшний день около полутора десятков гостиниц в Израиле предлагают обслуживание по системе «все включено». Некоторые из них делают это в пилотном режиме до 1 августа, и, если со стороны российских туристов будет спрос, они продолжат работать в таком формате. В связи с непростой ситуацией, сложившейся в России, израильскому туристическому рынку нужно как‑то адаптироваться, быть более гибким, что‑то менять в своей работе. Понятно, что Министерство туризма не может диктовать свои условия частному бизнесу, но большинство отелей идет нам навстречу, ведь цель у нас общая.

Стоит отметить, что система «все включено» не очень подходит для Израиля: жалко все время проводить в гостинице, когда вокруг столько всего интересного. Поэтому некоторые отели предлагают российским туристам свой вариант «аll inclusive»: завтракают они в гостинице, а обедают и ужинают по специальным ваучерам в ресторанах, с которыми у отеля заключен договор. Таким образом, турист получает возможность попробовать другую еду, которая может быть намного интереснее гостиничной.

Чартерные программы в Эйлат закончились 22 мая. Мы планируем возобновить их в начале октября, в преддверии нового зимнего сезона — ожидается, что каждую неделю будет выполняться около четырех рейсов в аэропорт Увда. Кроме того, мы собираемся запустить подобные полетные программы и в Тель‑Авив, причем из городов, откуда раньше не было прямых рейсов, например из Новосибирска, Уфы, Нижнего Новгорода. За один полет в неделю мы обещаем авиакомпаниям по 100 тыс. евро компенсации. Чтобы стать участником этой программы, авиакомпания должна выполнить ряд четких требований: учитываются частота полетов, аэропорты вылета, заполняемость рейсов и так далее. Приоритет отдается компаниям, которые обязуются перевезти большее количество пассажиров, а в случае равных предложений оценивается количество городов, из которых данная авиакомпания осуществляет перелеты.

Сейчас мы запустили новую рекламную кампанию с новыми предложениями от туроператоров. Она рассчитана на весенне‑летний период, и упор в ней делается на продвижение средиземноморского побережья и семейного отдыха. Специальные предложения включают, например, бесплатное проживание ребенка в гостинице. Минимальная стоимость тура — от 30 тыс. рублей. Что касается нашего бюджета, то на зимнюю рекламную кампанию было потрачено почти 2 млн долларов, а в весенне‑летнюю вложено уже 2,4 млн долларов, и это не считая субсидий туроператорам и авиакомпаниям.

 

Майя Ломидзе → На закрытие египетского направления Израиль отреагировал мгновенно: сразу же были приняты меры, направленные на то, чтобы переориентировать на себя российский поток, и это дало определенные результаты. По официальным данным, во второй половине ноября и в декабре турпоток в Эйлат вырос на 8%. С учетом общего снижения спроса на зарубежные направления более чем на 30% это существенная динамика. Вероятно, какую‑то долю «египетских» туристов Эйлат на себя оттянул, однако в полной мере заменить для россиян египетские курорты он не может. Эйлат — курорт другого формата со своей идеологией отдыха. Гостиничная база там небольшая, поэтому город физически не может принять даже миллион российских туристов, не поехавших в Египет. Кроме того, даже с учетом «аll inclusive» и компенсации за авиабилеты (выплачиваемой израильским Минтуризма организаторам полетов. — Ред.) туры в Эйлат стоили далеко не 25 тыс. рублей, как в Египет.

Министр туризма Израиля Ярив Левин (слева) встретился с российскими туроператорами на Московской международной выставке «Путешествия и туризм». 28 марта 2016. Tourinfo

Министр туризма Израиля Ярив Левин (слева) встретился с российскими туроператорами на Московской международной выставке «Путешествия и туризм». 28 марта 2016. Tourinfo

Надо сказать, что израильское Министерство туризма и раньше очень плотно и результативно сотрудничало с нашими туроператорами. Израильские программы стимулирования наиболее сбалансированные, понятные и прозрачные, и мы всегда приводим их в пример как образец работы министерства по увеличению турпотока. С одной стороны, они стимулируют участников рынка, с другой — предполагают строгий контроль за их работой: министерство внимательно следит за тем, чтобы туроператоры выполняли определенные условия.

Раньше у Израиля по большому счету не было необходимости конкурировать с Египтом и Турцией за российского туриста. В предыдущие годы спрос рос на всех выездных направлениях, включая израильское. На растущем рынке главная задача — не оттянуть чужих клиентов, а обслужить своих. Сейчас же ситуация другая: рынок падает, общий объем потребителей сокращается, и, естественно, обостряется конкуренция между направлениями.

Отсутствие «массовых» Египта и Турции сказывается сейчас на картине спроса. Часть турецко‑египетского рынка все равно намерена куда‑то ехать, и потребителю приходится переориентироваться на другие направления. Поэтому по итогам этого сезона мы ожидаем положительную динамику по ряду направлений, в том числе по Израилю — именно за счет туристов, не поехавших в Турцию и Египет. Думаю, что эта динамика была бы еще более позитивной, если бы не инциденты, периодически происходящие в Израиле. Не могу сказать, что они сильно влияют на общую картину, но сразу после сообщений о терактах объем продаж на ближайшую неделю обычно снижается.

 

Йоси Фишер → С 2013 года поток российских туристов в Израиль сократился на 50%. По итогам прошлого года Россия впервые за несколько лет опустилась на третье место по количеству приезжающих в Израиль туристов, уступив свои прежние позиции Франции. Причин тому несколько. Главная из них — это, разумеется, падение курса рубля и экономический кризис, затронувший в первую очередь представителей среднего класса, а именно они были нашими основными клиентами. Еще один фактор — активная пропагандистская кампания российских властей, направленная на развитие внутреннего туризма: чем меньше россияне будут выезжать за границу, тем меньше иностранной валюты будет вывезено из страны. Вследствие этого снизились общие показатели выездного туризма. Свою роль сыграла и нынешняя волна террора в Израиле. Несмотря на то что мы принимаем все необходимые меры для обеспечения безопасности, несколько российских туристов в этом году пострадали в результате нападений террористов.

Далее, если мы посмотрим на структуру турпотока из России, то увидим, что до кризиса, в 2013 году, важной его составляющей был так называемый однодневный туризм: россияне, отдыхавшие в Египте, пересекали границу на Синае и попадали на территорию Израиля, где проводили целый день на экскурсиях. После того как Россия прекратила продажу туров в Египет, этот рынок — а в хорошие времена «однодневных» туристов приезжало около 200 тысяч в год — схлопнулся. Пока не нормализуются отношения между Россией и Египтом, его невозможно реанимировать. Еще один важный сегмент рынка, медицинский туризм, страдает уже по вине израильского правительства. Министерство здравоохранения решило бороться с очередями в израильских больницах, которые увеличились в том числе из‑за наплыва медицинских туристов (Израиль входит в тройку мировых лидеров в этой области). Сейчас министерство готовит ряд мер, которые должны, с одной стороны, гарантировать гражданам Израиля привилегии при получении медицинской помощи, а с другой — ограничить деятельность больниц по обслуживанию туристов, приезжающих в Израиль на лечение.

Может ли Израиль заменить россиянам Египет и Турцию? Едва ли. Турпоток из России в Турцию составлял порядка 4,5 млн человек в год. Даже если учесть, что часть из них в этом году предпочла отдых в России, все равно остается около 2–2,5 млн потенциальных туристов, которые ищут альтернативу турецким курортам. К сожалению, Израилю почти нечего им предложить. Организованные российские туристы, отдыхавшие в Турции, привыкли к системе «все включено» и не готовы к лишним тратам — в нынешней экономической ситуации они считают каждый доллар. В Израиле же такого продукта почти нет: всего несколько отелей предлагают отдых в формате «аll inclusive», но по гораздо более высоким ценам, чем в Анталье.

При этом во всех других отношениях Израиль — идеальное туристическое направление для россиян. Благоприятные климатические условия, большое количество рейсов, относительно недолгий перелет, миллион с лишним человек, говорящих по‑русски — турист чувствует здесь себя как дома… В докризисный период турпоток превысил 600 тыс. человек в год. Это колоссальные цифры! Нам ни в коем случае нельзя сдаваться и списывать российский рынок со счетов, нужно всеми силами бороться за него. Сегодня Министерство туризма инвестирует несколько миллионов шекелей в кампанию по привлечению туристов из России, но для такой огромной страны этих средств недостаточно. Россия очень неоднородна, население Москвы сильно отличается от населения Казани или Новосибирска, и это нужно учитывать при построении стратегии. Инвестиции должны быть точечными и долгосрочными, с прицелом на будущее. Думаю, что уже через два‑три года Россия выйдет из кризиса. Сейчас нам нужно проявить дальновидность и начать готовиться к этому моменту.

 

У Стены Плача. PhotoXPress.ru

У Стены Плача. PhotoXPress.ru

Йоэль Мансфельд → Израилю всегда было сложно конкурировать с Египтом и Турцией. В этих странах достаточно дешевая рабочая сила, при этом им тоже есть что предложить туристу: помимо качественной инфраструктуры для пляжного отдыха, у них много своих исторических и археологических памятников, объектов всемирного наследия. Есть рынок, на котором Израиль никто не может заменить, — так называемые «паломники», то есть те, кто приезжает к нам с целью посетить святые места. В этом смысле Израиль эксклюзивен, ведь больше нигде в мире нет Иерусалима и Виа Долороза. Паломники, кстати, отличные потребители: по данным Министерства туризма, каждый паломник, приезжающий в Израиль, тратит здесь в течение восьми‑десяти дней порядка 1,5 тыс. долларов, и это не считая авиабилета. Но нам этого мало, мы хотим привлечь и другие категории туристов. И вот здесь перспективы Израиля не такие радужные. Высокие цены всегда были и будут нашим слабым местом, поэтому шансы на то, что однажды поток туристов из России в Израиль будет таким же, как в Египет и Турцию, крайне малы. Сегодня ситуацию усугубляет экономический кризис в России: Израиль и раньше считался довольно дорогим направлением, а теперь и подавно. Для израильского рынка это серьезная проблема, особенно если учесть, сколько средств и усилий было вложено в привлечение российских туристов: отменены визы, переведены на русский язык документы, туристические брошюры и карты, меню в ресторанах и так далее.

Еще один важный аспект — питание. В израильских гостиницах соблюдается кашрут, и это накладывает дополнительные ограничения, к которым турист из России может быть не готов. К примеру, после «мясного» обеда в отеле вы не сможете выпить кофе со сливками. Система «все включено» в Израиле также устроена специфически. С одной стороны, отель предоставляет трех‑ или четырехразовое питание, с другой — в гостиницах, ориентированных на массовый туризм, еда обычно не самого высокого качества. Кроме того, в отличие от египетских и турецких курортов, в меню большинства израильских отелей не включен алкоголь, что для российских туристов может быть критично. Алкогольные напитки им приходится покупать за свой счет в барах или магазинах, что автоматически увеличивает расходы на поездку.

Израилю, несомненно, следует работать над тем, чтобы наш продукт был сопоставим по цене с продуктами конкурентов. Однако делать это нужно не в ущерб участникам местного рынка. Не стоит забывать, что снижение цен на туры происходит искусственным образом — не потому, что операторы или авиакомпании понижают свои тарифы, а потому что израильское правительство решило поддержать их шекелем. Окупятся ли эти инвестиции — вопрос. Подобные программы стимулирования ориентированы в основном на рынок недорогих турпакетов, который в принципе не может принести отрасли существенной прибыли: покупательная способность организованных туристов достаточно низкая, как правило, они не готовы к большим тратам во время поездки.

Вот показательный пример. Не так давно бюджетный авиаперевозчик «Ryanair» начал полеты в Эйлат. За каждого пассажира эта авиакомпания получает от Министерства туризма и Ассоциации отелей Эйлата компенсацию в размере порядка 70–80 евро. За последний год количество туристов, прибывающих в Эйлат рейсами «Ryanair», действительно существенно увеличилось. Только вот эйлатская туриндустрия немного на этом заработала. Дело в том, что для большинства пассажиров этой авиакомпании Израиль по‑прежнему дорогое направление. Поэтому, приземляясь в аэропорту Увда, многие из них либо пересекают границу с соседней Иорданией и проводят свой отпуск в более дешевых иорданских отелях, либо остаются в Эйлате, но бронируют места в хостелах и молодежных гостиницах, а не в крупных отелях, которые участвовали в субсидировании этих рейсов. Стоит также иметь в виду, что программы стимулирования рассчитаны на строго определенный период времени. В любой момент министерство может сказать: «Ладно, свою часть работы мы выполнили, дальше вы сами» или «Нам урезали бюджет. Очень сожалеем, но больше мы вам деньги давать не можем», поэтому эффект от них не может быть продолжительным.

В первой половине 2000‑х, еще до отмены визового режима между нашими странами, в Эйлате каждый год отдыхали очень богатые туристы из России, некоторые из них даже прилетали на частных самолетах. Их было немного, но они всегда останавливались в самых дорогих отелях и тратили огромные суммы наличных. Так вот, я вовсе не уверен, что российские туристы, которые сегодня отдыхают в Эйлате по путевкам, вместе взятые оставляют здесь больше денег, чем та небольшая группа олигархов.

Я согласен с утверждением, что Россия — рынок с потрясающим потенциалом, однако, чтобы этот потенциал в полной мере реализовался, нужны другие условия. В предыдущие годы, когда в России была стабильная экономическая ситуация, а у нас — относительно спокойная обстановка с точки зрения безопасности, показатели роста были очень высокими. Но я не уверен, что в ближайшее время мы сможем к ним вернуться.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Liberties: Будто стягивая перчатку

Проживи Рот хоть еще несколько лет, он бы обнаружил то уязвимое место, наличие которого, как семейство Рот при президенте Линдберге, оказалось бы для него неожиданностью. Неважно, что как автора «Случая Портного» и рассказов «Ревнитель веры» и «Обращение евреев» его самого обвинили в антисемитизме. Будучи женатым на британской актрисе Клэр Блум и живя в Лондоне, он на себе испытал то, что считал распространяющимся в обществе антисемитизмом. Но, полагал он, это касалось лишь Англии, — дома, в Америке, такие вспышки были редкостью

Раввин на короткой волне

На коротких волнах был целый мир. На «Коль Исраэль» я слушал еврейскую музыку — старые песни, которые казались чем‑то одновременно знакомым и далеким. На Би‑би‑си Сева Новгородцев рассказывал о музыке западной, о которой у нас знали только по редким пластинкам, переписанным на бобины. А «Свобода» рассказывала то, о чем у нас молчали газеты. Про евреев в СССР, которых «нет». Про отказников, которым не дают уехать. Про синагоги, которые еще стоят, но в них боятся приходить

Древняя иудейская миква обнаружена неподалеку от Рима

В Италии археологи объявили об уникальной находке: в Остии Антике (древнем портовом городе Рима) выявлена редкая иудейская ритуальная купель — миква, датируемая концом IV — началом V века н. э. Это первое подобное открытие в указанной местности и одно из древнейших свидетельств наличия миквы за пределами Земли Израиля. Находка подтверждает факт существования еврейской общины в Остии в эпоху поздней Римской империи и считается исключительной по значимости для истории диаспоры