Время подумать

Тринадцать размышлений третьего тамуза

Цви Фриман. Перевод с английского Светланы Силаковой 9 июля 2024
Поделиться

Материал любезно предоставлен Chabad.org

1

Когда рабби Йеуда Рабби Йеуда а‑Наси (вторая половина II — начало III века). Наси (предводитель, лидер) Иудеи, составитель и редактор Мишны. — Здесь и далее примеч. перев.
, в ту эпоху Ребе всего Израиля, переходил от жизни в телесных оковах к освобождению от физических уз, когда он начал достигать высших и несравнимо высших состояний бытия, ибо «праведникам нет отдыха ни в этом мире, ни в Мире грядущем» Так в английском переводе. Ср.: Брахот, 64а, Моэд катан, 29б. «Нет для ученых мужей покоя даже в Мире грядущем, ибо сказано: “Идут они от силы к силе, явится он перед Б‑гом в Сионе”». Цит. по: Рабби Яаков Ибн‑Хабиб. Эйн Яаков (Источник Яакова). М.: Книжники; Лехаим, 2013. Т. 3. С. 593.
, в тот миг он сказал: «Мои дети. Я нуждаюсь в них» Ктубот, 103а. Так в английском переводе. Ср. русский перевод: «Когда настал час кончины Рабби, сказал он: “Мне нужны мои сыновья”». Цит. по: Рабби Яаков Ибн‑Хабиб. Эйн Яаков (Источник Яакова). Т. 4. С. 232.
.

Так обстоит дело и с нашим Ребе.

Даже когда он избавился от телесных оков,

когда он воспаряет на совершенно новые высоты бытия, не только те, кто с ним связан, будут по‑прежнему нуждаться в нем, восходить вместе с ним, достигать гораздо большего благодаря тому, что он укрепляет их силы, но и он тоже будет в них нуждаться,

зависеть от их усердной работы, чтобы достичь того, чего должен достичь.

Ибо Ребе и те, кто связан с ним, — единое целое.

(Перефразированная беседа в последний день Песаха, 5710. Напечатана в «Ликутей сихот», т. 2, с. 509.)

РЕБЕ О СВОЕМ ТЕСТЕ И ПРЕДШЕСТВЕННИКЕ: «ТЕПЕРЬ. ЕГО ПРИСУТСТВИЕ ЕЩЕ ОТЧЕТЛИВЕЕ, ЧЕМ ДО ЕГО ПЕРЕХОДА В МИР БЛАЖЕНСТВА, И С КАЖДЫМ НОВЫМ ДНЕМ СТАНОВИТСЯ ТОЛЬКО ОТЧЕТЛИВЕЕ»

 

2

Для того, чье «я» — это его тело, смерть тела означает смерть его «я». Но для того, чье «я» — его любовь, благоговейный трепет и вера, нет смерти, а есть лишь переход. Такого человека ждет переход от заточения в телесных оковах к освобождению. Он продолжает работать в мире, причем даже больше, чем до перехода.

В Талмуде сказано Таанит, 5б.
, что наш праотец Яаков никогда не умирал, и Моше тоже не умирал, и рабби Йеуда тоже. У них были чрезвычайно возвышенные души, связанные с Истиной, а поскольку Истина вообще не может умереть, они тоже не умерли.

Да, глазами мы видим смерть. Тело хоронят в земле, и мы оплакиваем свою утрату. Но это лишь часть обманчивой видимости материального мира. А в Мире истины эти люди пребывают здесь, как пребывали раньше.

Вот вам доказательство: мы с вами по‑прежнему здесь. Ведь если бы возвышенные души не пребывали в нашем мире с нами, то более не существовало бы всего, что нам привычно и знакомо Перефразированная цитата, см.: Менахем‑Мендл Шнеерсон. Обретение Неба на Земле. 365 размышлений Ребе Менахема‑Мендла Шнеерсона / Сост. Ц. Фриман; пер. с англ. А. Фридман. М.: Книжники, 2023. С. 216–217.
.

 

3

Настоящий учитель жизни никогда не покидает этот мир — он выходит за его пределы, но по‑прежнему пребывает в нем.

Он по‑прежнему здесь, чтобы помогать тем, кто поддерживает с ним связь, помогать благословением и советом по‑прежнему и даже еще больше.

Даже те, кто не знал его при жизни, пока он был здесь в телесной оболочке, все равно могут наладить с ним самую прочную связь.

Изменилось только одно: теперь, чтобы установить связь, мы должны работать вдвойне усердно.

 

4

Цадик знакомит тебя с твоим Б‑гом,

а сам отходит в сторону, чтобы не мешать.

 

5

Цадик помогает тебе постичь твою подлинную сущность.

Ты — свет.

Если ты живешь в светлые времена, цадик может разбудить тебя, чтобы ты познал этот свет.

Если ты живешь в темные времена, цадик может выжать из тебя чистое светильное масло и зажечь тебя, чтобы ты стал ярким светом во тьме Ср.: «Это означает раздавить маслину ради ее масла. Масло растекается и проникает в каждую клеточку существа. Цадик зажег его, и теперь все в человеке начинает пылать. И сияет источник света, который нельзя ни погасить, ни затемнить. Это свет Машиаха». Цит. по: Менахем‑Мендл Шнеерсон. Обретение Неба на Земле. С. 115–116. .

Но пропитаться этим светом и стать единым целым с ним, сделать этот свет главной частью твоей жизни, чтобы в дни, когда все нормально, когда остальному человечеству кажется, что все распрекрасно, свет заставил тебя вскричать: «За что? Разве можно так жить? Сколько нам еще дожидаться, пока весь мир станет светом?»

…это дело цадик должен препоручить тебе.

А когда ты достигнешь этого состояния, это будет значить, что ты проник в самую сущность всего света, того света, который сияет всегда и повсюду.

А значит, теперь и цадик достиг этого света, который есть сущность.

(Маамар «Ве‑ата тецаве», 5741.
Это был последний изданный маамар Ребе, и Ребе лично раздавал
его посетителям.)

 

6

Присутствие настоящего учителя всего отчетливее в его отсутствие.

Именно тогда все, чему он учил, глубоко укореняется, идет в рост и расцветает.

Ученик отчаянно тоскует по советам учителя

и, истомившись, отвергает свой прежний образ мысли.

Его ум раскрывается, чтобы впитать все полученное от учителя, чтобы мыслить так, как мыслит учитель, чтобы познать то, что знает учитель.

(Маамар «Вайомер ло»,
5728, 5732, 5737.)

 

7

В начале всего Небо было здесь, на Земле.

Именно в этом, физическом, земном, мире, а не в каком‑либо из высших духовных миров было проще всего отыскать саму сущность Б‑жественного бесконечного света.

Но человечество мало‑помалу, своими греховными поступками — грехом с Древом познания, братоубийством, всем, что только ни творят люди, — выселило Б‑жественное присутствие из Его Собственного дома.

Раз человечество выгнало Его, только человечество в силах привести Его обратно. И начал это дело Авраам, провозгласив Единство для всего мира.

А завершить это дело выпало нам.

Наше поколение вернет Небо на Землю.

(Маамар «Бати легани»,
5711, 5731.)

 

8

У каждого поколения своя роль в истории.

Предыдущие поколения оставили нам в наследство богатое собрание грез: грезы о философии, истине, мудрости и предназначении. Мы карлики, стоящие на плечах идей и благородных дел наших предков.

Предназначение — и обязанность — нашего поколения в том, чтобы сделать грезы былью Перефразированная цитата. См.: Менахем‑Мендл Шнеерсон. Обретение Неба на Земле. С. 18.
.

 

9

Помимо нашего мира и миров ангелов, существует бесчисленное множество других миров, и все они полны Б‑жественного света, красоты и единства.

Но знай также, что все это создано с единственной целью: Г‑сподь хочет обрести пристанище в твоем, земном мире Там же.
.

 

10

Некоторые люди делают много добрых дел, но с пессимизмом, полагая, что зло присуще миру по определению. Раз эти люди не верят в живучесть своих же добрых дел, неизвестно, надолго ли у них хватит сил.

Мы должны уяснить, что этот мир — не сумрачные зловещие джунгли, а сад. И не просто сад, а собственный сад Б‑га, где Он услаждается, сад, полный красоты, чудесных плодов и приятных ароматов, сад, куда Б‑г стремится всеми фибрами Своей Сущности.

Если вкус кажется вам горьким, надо лишь очистить плод: давайте снимем шелуху, под которой скрыта мякоть.

 

11

Нашему поколению выпало жить в необычные времена.

Мы живем на пограничье двух миров — между миром в его прежнем состоянии и миром, каким он задуман быть.

Все уже приготовлено: инфраструктура, объединяющая весь мир в одно целое,

технологии, помогающие всему человечеству

делиться глубокой мудростью, наука повсюду во Вселенной видит гармонию, все необходимое для того, чтобы человеческий ум

проник в тайну Единства.

Все приготовлено, дело лишь за одним — мы должны открыть глаза.

(Ликутей сихот. Т. 15. С. 42–48. Сефер а‑сихот, 5752. С. 165.)

 

12

Что еще я могу сделать ради того, чтобы евреи заплакали искренне, возжелав вырваться из этого глубокого внутреннего изгнания?

Они плачут только потому, что им сказали: так надо!

Единственное, что я могу, — передать дело вам.

Делайте все, что можете Ср. там же: «Как я мог добиться того, чтобы все евреи плакали искренне и тем самым сделали бы Машиаха реальностью? Все сделанное мной не помогло. Доказательство тому — мы все еще в изгнании. Более того, в изгнании внутреннем, духовном. Единственное, что я могу, — это передать дело вам. Делайте все, что можете, — берите свет Тогу, но в сосуды Тикун, чтобы немедленно привести Машиаха в нашу реальность» (с. 231–232). .

(Беседы на Пурим, 5747, 28 нисана 5751)

 

13

Если бы прямо у тебя на глазах разрушительные силы собирались испепелить Иерусалим, а ты мог бы этому помешать,

ты стоял бы в стороне, сокрушаясь и рыдая?

Или ты перевернул бы весь мир с ног на голову, чтобы изменить ход истории?

Раз так, что тебя останавливает?

Сейчас же переверни весь мир!

Оригинальная публикация: 13 Meditations For the Third of Tammuz

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Третье тамуза

Сон — не прекращение и даже не временное прерывание жизни, а время, предназначенное для того, чтобы разжечь в нас искру, средство восполнить телесную и душевную энергию, чтобы наутро со свежими силами, на свежую голову свернуть горы. Такова и смерть. Смерть, сказал Ребе, — это «спуск ради подъема», когда стрелу жизни, оттягивая назад тетиву, возвращают в исходное положение, а затем лук пустоты вновь, с удвоенной силой, приводит стрелу в движение

Каждый человек — цадик: чудеса, передача обязанностей и восхождение. 1991–1994

Ребе не ушел на покой, напротив, стал действовать еще активнее, еще горячее заговорил об обязанности каждого отдельного человека делать больше и больше добрых дел. Он вновь сделал упор на извечной стержневой идее учения Хабада: Ребе — твой учитель и проводник, но он не может служить Б‑гу вместо тебя. Образ будущего, выпестованный Ребе, воплощается в реальность только тогда, когда мы озаряем свою жизнь и окружение Б‑жественным светом Торы и мицвот

День гилулы

Считается, что каждый год в день кончины праведника душа поднимается все выше и выше. Поэтому дело Ребе, его призыв и его борьба не только не утратили своей актуальности, но год за годом становятся все более насущными. То, чего хотел Ребе, можно объяснить на разных уровнях. По‑простому, он хотел перевернуть мир. Можно торжественно объявить, что он хотел добиться прихода Машиаха. По сути своей, две формулировки имеют один и тот же смысл, отличаясь только по стилю