Теодор Бикель. Наш трубадур

Ирина Кордонская 28 июля 2015
Поделиться

В Лос‑Анджелесе на 92‑м году умер актер и певец Теодор Бикель.

«The multilingual troubadour» («мультиязычный трубадур»), сказано о нем в некрологе «The New York Times». Бикель был не просто актером, исполнителем народных песен, телеведущим и шоуменом. Он был артистом в широком и почти утраченном значении этого слова. Свободно владея чуть ли не двадцатью языками — пел на всех, а не только на английском, идише и русском, хотя еврейские песни оставались главным предметом его исследования. И еще русская цыганщина (вспомним альбом «Песни русских цыган»). А ведь русский был у Бикеля хоть и свободным, но чужим.

В выборе программ он казался всеядным. Вслед за романсом «Прощай, цыганская любовь» могла идти песенка «Шабес, шабес» и «Ломир але зинген», а за ними — «Пускай погибну безвозвратно» или «Чубчик». Его концерт мог быть всем, чем угодно, от попурри из мюзиклов до ресторанного репертуара, вынесенного на большую сцену. И даже очень большую — в 1959 году Бикель дал концерт в Карнеги‑холле, запись которого вошла в очередной альбом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAОдновременно он был сооснователем Ньюпортского фолк‑фестиваля, открывшего миру Боба Дилана. Кстати, Бикель первым после Дилана спел его «Blowin’ In The Wind». Но прославился Теодор Бикель не этим, а ролями в бродвейских мюзиклах. В одном из них, «Скрипаче на крыше», он выходил на сцену более двух тысяч раз. Вторым сценическим триумфом Бикеля — из главных — стали “Звуки музыки”. Мюзикл, знакомый по экранизации 1965 года, был бродвейским хитом. Теодор Бикель дебютировал в нем в 1959‑м и считался лучшим исполнителем главной мужской роли — барона Трампа. Биография офицера, покинувшего родину после аншлюса, отчасти напоминала его, Бикеля, собственную судьбу.

Разумеется, Теодор Бикель не был австрийским аристократом — он был евреем, и даже не вполне австрийским: отец, Йозеф Бигль, родился в молдавском местечке, а мать, Мириам Риглер, в Черновцах. Был еще дядя, писатель Шлойме Бигль, эмигрировавший в 1939‑м из Бухареста в Америку. Тогда же бежала из Австрии и венская часть семейства — в подмандатную Палестину. Йозеф Бигль был сионистом и сына назвал в честь Теодора Герцля.

Алия их была недолгой: отец добыл семье британские паспорта. И Теодор, успевший поучиться на агронома, поработать в киббуце и даже, проявив актерский талант, сыграть в 1943‑м в «Габиме» и в 1944‑м в театре «Камери» (он один из основателей Камерного театра Израиля), отбыл в Лондон. Это случилось в 1945‑м, еще до создания государства, в котором Теодору Бикелю пожить не пришлось. Впрочем, первая пластинка Бикеля, 1955 года, называлась «Israeli Folk Songs».

Он быстро жил и все успевал. Умел жить на две страны — Британию и США — и два побережья: в Калифорнии были съемки, в Нью‑Йорке сцена. Снялся более чем в сотне фильмов и телесериалов, среди которых «Моя прекрасная леди», «Африканская королева», «Коломбо», записал около 40 дисков, большую часть с еврейскими песнями. В 90 лет последний раз женился — после смерти предыдущей, третьей жены, свадьба с которой состоялась в 2008 году.

Бикель был абсолютно успешен во всем, включая общественную деятельность: он участвовал в предвыборной кампании Кеннеди, несколько лет возглавлял Национальную ассоциацию актеров США. Многие вспоминают, как в сложных ситуациях он вставал на защиту коллег, выступая по сути их адвокатом. В 1972 году Бикель выпустил знаменитую пластинку «Не могу молчать: Советский еврейский андеграунд». Он не мог молчать и не хотел. В 1977‑м позвал в Штаты сбежавшего из Союза Буковского. В 1986‑м был арестован перед зданием посольства СССР в Вашингтоне за протест против отказа Советского Союза выпустить евреев. Кажется, его голос был услышан.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес