Теодор Бикель. Наш трубадур

Ирина Кордонская 28 июля 2015
Поделиться

В Лос‑Анджелесе на 92‑м году умер актер и певец Теодор Бикель.

«The multilingual troubadour» («мультиязычный трубадур»), сказано о нем в некрологе «The New York Times». Бикель был не просто актером, исполнителем народных песен, телеведущим и шоуменом. Он был артистом в широком и почти утраченном значении этого слова. Свободно владея чуть ли не двадцатью языками — пел на всех, а не только на английском, идише и русском, хотя еврейские песни оставались главным предметом его исследования. И еще русская цыганщина (вспомним альбом «Песни русских цыган»). А ведь русский был у Бикеля хоть и свободным, но чужим.

В выборе программ он казался всеядным. Вслед за романсом «Прощай, цыганская любовь» могла идти песенка «Шабес, шабес» и «Ломир але зинген», а за ними — «Пускай погибну безвозвратно» или «Чубчик». Его концерт мог быть всем, чем угодно, от попурри из мюзиклов до ресторанного репертуара, вынесенного на большую сцену. И даже очень большую — в 1959 году Бикель дал концерт в Карнеги‑холле, запись которого вошла в очередной альбом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAОдновременно он был сооснователем Ньюпортского фолк‑фестиваля, открывшего миру Боба Дилана. Кстати, Бикель первым после Дилана спел его «Blowin’ In The Wind». Но прославился Теодор Бикель не этим, а ролями в бродвейских мюзиклах. В одном из них, «Скрипаче на крыше», он выходил на сцену более двух тысяч раз. Вторым сценическим триумфом Бикеля — из главных — стали “Звуки музыки”. Мюзикл, знакомый по экранизации 1965 года, был бродвейским хитом. Теодор Бикель дебютировал в нем в 1959‑м и считался лучшим исполнителем главной мужской роли — барона Трампа. Биография офицера, покинувшего родину после аншлюса, отчасти напоминала его, Бикеля, собственную судьбу.

Разумеется, Теодор Бикель не был австрийским аристократом — он был евреем, и даже не вполне австрийским: отец, Йозеф Бигль, родился в молдавском местечке, а мать, Мириам Риглер, в Черновцах. Был еще дядя, писатель Шлойме Бигль, эмигрировавший в 1939‑м из Бухареста в Америку. Тогда же бежала из Австрии и венская часть семейства — в подмандатную Палестину. Йозеф Бигль был сионистом и сына назвал в честь Теодора Герцля.

Алия их была недолгой: отец добыл семье британские паспорта. И Теодор, успевший поучиться на агронома, поработать в киббуце и даже, проявив актерский талант, сыграть в 1943‑м в «Габиме» и в 1944‑м в театре «Камери» (он один из основателей Камерного театра Израиля), отбыл в Лондон. Это случилось в 1945‑м, еще до создания государства, в котором Теодору Бикелю пожить не пришлось. Впрочем, первая пластинка Бикеля, 1955 года, называлась «Israeli Folk Songs».

Он быстро жил и все успевал. Умел жить на две страны — Британию и США — и два побережья: в Калифорнии были съемки, в Нью‑Йорке сцена. Снялся более чем в сотне фильмов и телесериалов, среди которых «Моя прекрасная леди», «Африканская королева», «Коломбо», записал около 40 дисков, большую часть с еврейскими песнями. В 90 лет последний раз женился — после смерти предыдущей, третьей жены, свадьба с которой состоялась в 2008 году.

Бикель был абсолютно успешен во всем, включая общественную деятельность: он участвовал в предвыборной кампании Кеннеди, несколько лет возглавлял Национальную ассоциацию актеров США. Многие вспоминают, как в сложных ситуациях он вставал на защиту коллег, выступая по сути их адвокатом. В 1972 году Бикель выпустил знаменитую пластинку «Не могу молчать: Советский еврейский андеграунд». Он не мог молчать и не хотел. В 1977‑м позвал в Штаты сбежавшего из Союза Буковского. В 1986‑м был арестован перед зданием посольства СССР в Вашингтоне за протест против отказа Советского Союза выпустить евреев. Кажется, его голос был услышан.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Дело о черепахе

Художественная литература существует по принципиально иным законам, чем журналистика или наука. Здесь другие отношения между своим и чужим, другая этика. Писатель по определению вор, вуайерист, соглядатай, подслушивающий. Для него весь мир сырье — родные, друзья, кошки, собаки, закаты, восходы. И чужие тексты, разумеется. Так всегда было, так, слава богу, и останется. Другое дело, что где есть материал, там есть и сопротивление материала, и преодоление этого сопротивления

The Wall Street Journal: Как Джимми Картер и Менахем Бегин не сошлись в понимании Библии 

Когда мы рассматриваем внешнеполитическое наследие Картера, нельзя не поразиться тому, что и Бегин, и Картер ориентировались на Святое Писание, но понимали его абсолютно по-разному. Едва Картера избрали президентом, он возжелал осуществить перемены на Ближнем Востоке, твердо полагая, что его истовая вера в Бога дает ему тот уровень компетентности, которого не было у его предшественников в Белом доме

От «Настоящей боли» до «Бруталиста»: каковы фильмы о евреях в 2024 году

По мере того, как набирает обороты кампания по выдвижению на «Оскар» фильмов, посвященных Холокосту, их дистрибьюторы, по-видимому, склоняются к универсальным темам, а не еврейским. И это, конечно, отход от множества успешных кампаний по выдвижению на «Оскар» фильмов о Холокосте последних десятилетий, начиная со «Списка Шиндлера» и «Пианиста»: эти фильмы часто ставили ужасы Холокоста как важную часть свидетельства в центр своего предложения голосующим за «Оскар»