Тень и ее место

Беседу с Ильей Эйпельбаумом и Майей Краснопольской ведет Ирина Головинская 19 июня 2014
Поделиться

Театр «Тень» показал недавно премьеру своего нового проекта КукКафе «У. Шекс­пира». Как написано на сайте театра, «спектакли идут на кукольной сцене, расположенной внутри антикварного буфета. <…> Каждый столик сможет заказать и посмотреть с остальными гостями одну из предложенных пьес. В антрактах гости смогут попробовать закуски и десерты, тематически связанные с произведениями Шекспира». О спектакле и о том, что ему предшествовало, рассказывают Илья Эйпельбаум и Майя Краснопольская, создатели театра «Тень».

Ведьма из сыра

Ирина Головинская Что такое КукКафе?

Илья Эйпельбаум Можно сказать, проект назван в честь датчанина Олле Ноэля Кука, основателя первого подобного заведения, чью идею подхватил Петр Первый, пригласивший для увеселения черни и в целях экономии кукольный театр — деревянным артистам не надо платить жалованье. А можно проще. «Кук» — сокращение от «куклы».

ИГ Почему ваше КукКафе называется «У. Шекспира»?

ИЭ Совместить еду со спектаклем мы давно задумали. Кабаре не хотелось — я не люблю эстраду. И не хотелось, чтобы зрители сидели по рядам, хотелось что-то вроде клуба. Так возникла идея коротких маленьких спектаклей. Посмотрел спектакль — поел, посмотрел — опять поел.

ИГ Очень много гуманизма для пуб­лики.

ИЭ Но нам еще надо, чтобы то, что между приемами пищи, было искусством, а не только для развлечения питающихся. То есть что-то интересное, сложное и многослойное, такая вещь, которую ставят все серьезные театры. И возникла идея взять серьезную пьесу, ужать ее до 10 минут и показать так, чтобы даже человек, который ничего не читал, понял, о чем идет речь. Такой дай­джест. В этих коротких спектаклях мало было просто наметить фабулу, надо предъ­явить публике и какие-то шекс­пировские идеи. То есть Шекс­пир тут важен, это не просто повод. Это второй план. Третий план — как поставить. Я придумываю виртуального режиссера, который ставит у нас, допустим, «Двух веронцев», в своей уникальной манере. Еще надо придумать ход художника-постановщика — как он представляет себе это пространство? Так получилась сложная, дорогостоящая вещь. С очень долгим подготовительным периодом. И мы хотим в таком формате поставить 1000 пьес: Шекс­пир, Островский, вся мировая драматургия.

ИГ Вы совместили театр с едой, причем ваша кухня — это не обычный театрально-буфетный набор. У вас «тематический» ассортимент по мотивам Шекспира, изысканно приготовленное и поданное на специальной посуде произведение искусства.

ИЭ Мы хотели, чтобы это не было просто буфетом, хотя в театре буфет — очень важный элемент! Вообще, соединение искусства и еды — вещь очень правильная. А у нас театр и еда соединяются буквально: все блюда обозначают или персонаж из шекспировской пьесы, или сцену, или всю пьесу целиком. Наш бутафор делает обычный реквизит, только ведьма, или Джулия, или сцена кораблекрушения изготовляются не из папье-маше, а из сыра, колбасы или халвы.

Искусство монтажа

ИГ Илья сказал, что в КукКафе — архаические кук­лы, старомодный способ управления ими, нечто вроде кукольного театра Карабаса Барабаса. При этом ваш шекспировский проект — абсолютно современное, актуальное искусство. Ваш фирменный стиль здесь проявляется, может быть, даже ярче, чем в каких-то новаторских постановках. Как вам удается такими простыми, в общем, средствами донести до зрителей весь круг ваших художественных идей?

Майя Краснопольская У нас нет идей!

ИЭ Изречение Эйзенштейна о том, что искусство кино — это искусство монтажа, относится и к театру. А для нашего театра монтаж — ключевое понятие. Когда ты берешь куклу оттуда, декорации отсюда, человек что-то рассказывает со сцены, а сама сцена помещается в спичечном коробке — это все монтаж, как говорил Эйзенштейн, разных аттракционов, разных номеров, приемов, частей, которые сами по себе могут озна­чать что-то одно, а собранные вместе в определенном порядке — совсем другое. Это сразу рождает чувства, мысли, ассоциации. Одно дело, допус­тим, играть гимн СССР, показывая Великую китайскую стену, и совсем другое — в фильме про Великую Оте­чественную войну. В общем, в этих сочетаниях рождается нечто — это и есть наш язык. Используя кусочки текстов, кусочки музыки, что-то дописывая, дорисовывая, мы все это соединяем в единый текст. А если все расчленить — будет просто хорошая музыка, красивые декорации, хорошо сделанные куклы, ну или плохо сделанные куклы. Кстати, для спектакля «Два дерева» мне были нужны именно плохо сделанные куклы, и я специально искал плохого художника. И нашел, это нетрудно, стоит только пойти в Измайлово. Иногда, чтобы соединить для спектакля кусочки, нужны плохие ингредиенты. Не значащие ничего. Я бы сравнил соединение этих разрозненных частей с приготовлением еды, раз уж кулинария для нас значимый элемент. Когда ты что-то готовишь, тебе не нужен набор готовых продуктов, из них не сваришь борщ. Нужны только сырые!

ИГ Сырое и вареное, жизнь и культура… У вас все перемешано. А вы сами как себя трактуете? Свою художественную задачу?

ИЭ У нас нет никакой задачи. Мы делаем только то, что нам интересно. Для меня очевидно: художник никогда ничего не хочет сказать. Через него говорится. Если ему есть что сказать, он берет кис­точку и рисует.

Мы никогда не трактовали себя как детский театр. Да, кукольный — но не только детский. Это театр ВООБЩЕ. Когда я слушаю твои впечатления от наших спектаклей, от других зрителей — это откровения. Для меня все, конечно, выглядит иначе. Начиная новую вещь, я никогда не знаю, что получится. Такое вот путешествие с интригой. Общее понимание, разумеется, присутствует, некая концепция: если у нас Шекспир, то это будет обязательно с иронией, с большим количеством смешных мест, но ни в коем случае не пародия. Вот так мы сейчас понимаем нашего великого Барда.

Ступни Николая Цискаридзе в спектакле «Полифем»

Ступни Николая Цискаридзе в спектакле «Полифем»

Признаки театра как такового

ИГ Вы меняетесь, меняете вывеску. Вы сейчас кто — театр теней? Кукольный театр?

ИЭ Мы называемся театр «Тень», и это мало что значит, мы просто начинали с теневых спектаклей. Потом стали переключаться на другие виды кукольного театра: марионетки, прижимные куклы — это особый подвид теневого театра, когда куклы прижимаются к экрану. Мы никогда не позиционировались как театр какой-то одной системы. Потихоньку стали музыкальный театр делать, оперы ставить, с оперными певцами. Неизвестная опера Чайковского «Лебединое озеро», которую мы реконструировали, вот это был уже настоящий оперный театр с элементами театра теней. Жизнь вокруг меняется, мы меняемся.

ИГ Какое вы себе отводите место в современном искусстве?

ИЭ Мы несколько лет участвовали в конкурсе на премию «Золотая мас­ка» в номинации «Новация», то есть в эту номинацию попадал эксперимент, то, что нельзя поместить ни в какую классификационную клетку. Так что мы на всех театральных смотрах были в самой суперсовременной компании, потому что мы синтетический театр, который не имеет признаков формы и жанра, а имеет признаки театра как такового. Лицедейство, представление нереального, гротескного. Синтетический театр — основная форма, в которой мы работаем. Вспомнить хотя бы наши спектакли: «Апокалипсис», «Лиликанский Музей театральных идей», «Полифем», где приглашенная звезда — Цискаридзе. «Полифема» же нельзя отнести к балетному жанру, это смешно: балетный артист танцует с маленькими куклами, едва помещаясь одной ступней в очень ограниченном пространстве…

Два еврея

ИГ Как получилось, что вы с 1990 года владеете таким прекрасным помещением почти в центре Москвы?

МК Мы с Илюшей решили, что у нас должен быть свой театр, сделав вместе свой спектакль. Мы познакомились, когда меня позвали в Строгановку, где он учился, отрабатывать со студентами из театральной студии «Строгановские куклы» сцендвижение. Он заинтересовался театром теней, где я тогда работала, посмотрел что-то у нас, сказал, что совсем не это имел в виду, но что все это очень интересно. А я там с однокурсником делала пьесу Попеску «Солнечный луч». И я его позвала художником. Потом он предложил что-то еще сделать вместе, мы стали работать, поженились, дочка наша, Марта, родилась, и сразу за ней — наш первый спектакль «Волшебная дудочка». Мы его показывали по клубам, по ДК, а когда родился наш сын Сеня, мы уже твердо решили, что будем театром-студией. Самостоятельная единица. В 1988 году мы зарегистрировались как кооперативное предприятие. Мы узнали, что рядом, в Вышеславцевом переулке, есть пустая котельная, во дворе синагоги, где сейчас еврейский Общинный центр, и рядом с поликлиникой МВД. Это была производственная площадь, страшная, как после бомбежки. И началась эпопея. Я каким-то неизвестным способом проникла к главному эмвэдэшному начальству. То есть на пятый этаж Петровки, 38, где весь генералитет (котельная находилась на территории, принадлежащей системе МВД). Я сидела в приемной некоего генерала по хозчасти несколько дней. Когда он проходил мимо, я вставала во фрунт и ела глазами начальство: грудь вперед, кудряшки дрожат, голубые глаза распахнуты.

ИГ И улыбка фирменная с ямочками на щеках?

МК Никакой улыбки, что ты, мы тут серьезным делом занимались. И на третий день моей вахты он меня принял. Помню, вошла в кабинет строевым шагом и отрапортовала: «Товарищ генерал, будущее наших детей зависит от того, будут ли сейчас все объекты недвижимости проданы кооперации, под торговые точки, уйдут к грузинской мафии и все такое. Или же мы все-таки сделаем что-то для наших собственных, московских детей, чтобы они могли ходить и в театр тоже! И мы можем с вами сделать так, чтобы котельная, которая никому не нужна, была отдана детскому театру». В результате я получила бумагу, завизированную всем пятым этажом, что эта котельная отдается детскому театру «Тень». Секретарша, с которой я за время своей вахты успела подружиться навек, позвонила мне на следующий день и с придыханием сказала: «Он подписал!»

ИГ Но вы туда так и не вселились.

МК Нет. Потому что Б-г есть. Через два дня эта секретарша позвонила в слезах и сказала, что был жуткий скандал, генералу дали по шее, а решение о передаче нам котельной аннулируется.

Если б мы были чуть слабее, этот удар нас убил бы — такая была эйфория. Но Илюша собрался и пошел в рай­исполком узнавать, что случилось. Оказалось, что, когда решение о передаче котельной проходило через Кировский рай­исполком, местный начальник, курировавший идео­логию, позвонил в политотдел МВД и сказал: у вас руководство потеряло бдительность, вы отдаете двум евреям котельную рядом с синагогой. Якобы под детский театр. А котельная граничит с вашей поликлиникой. Значит, засевшие в котельной евреи, руководимые из синагоги, будут считать, сколько личного состава пришло в поликлинику, сколько красных околышков, и сообщать врагам. Вы вообще видели, кому вы отдаете это помещение, фамилии их читали? Какой кукольный театр — все шито белыми нитками! Фамилия его была Струков.

И вот этот горлум Струков нас спас. Потому что мы вложились бы в многотысячный ремонт, все там оборудовали — а потом нас непременно выкинули бы оттуда, к гадалке не ходи.

ИГ А здесь, где вы сейчас, ЖЭК находился?

МК Да, и начальник ЖЭКа, которому Илюша рисовал плакаты на Первое мая, предложил нам подать заявление на помещение, поскольку ЖЭК выезжал. И нам отдали это помещение, хотя Струков пытался воспрепятствовать. Но я его опередила: ухитрилась добыть ордер за три дня! Опять не знаю, каким чудом, на энтузиазме и совсем без денег!

А словосочетание «два еврея» в этой истории прозвучало еще раз. Префект Систер, которого мы ждали в коридоре префектуры, чтобы попросить субсидию на содержание помещения, спросил своих помощников: «Кто это и что им надо?» — «Это театр “Тень”, они субсидию просят». «А, — барственным баритоном пропел префект, не смущаясь нашим присутствием, — это те два еврея, которые театр сделали. Ну дайте что им надо».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»