Музей

Технология виртуальной реальности в Музее Израиля воскресила разрушенную синагогу в Алеппо

Подготовил Семен Чарный 20 июля 2022
Поделиться

Заняв свое место в последнем самолете, следовавшем из Бейрута в Израиль, Сара Шамма вздохнула с облегчением, рассказывает журналистка The Jerusalem Post Джудит Судиловски. Это был 1947 год, всего несколько дней спустя после того, как Организация Объединенных Наций объявила о разделе Земли Израиля. Сара едва успела убежать из Алеппо, где вспыхнули беспорядки, направленные против евреев города, и была подожжена Большая синагога…

В ее распоряжении были 50 драгоценных фотографий древней синагоги и негативы – ради них она рисковала жизнью. Но риск того стоил.

Фрагмент выставки в Музее Израиля

В реальной драматической истории, которая сегодня могла бы соперничать с любым эпизодом из сериалов «Фауда» или «Тегеран», Шамма, молодая сирийская еврейка, репатриировавшаяся в 1932 году в Палестину под британским мандатом, осенью 1947-го вернулась в Алеппо, место своего рождения, для работы над проектом, посвященным жизни ее отца: она решила сделать фотографии Большой синагоги Алеппо для мемориального альбома.

Предчувствие опасности, вследствие роста напряженности в регионе, побудило эту молодую мать вернуться в Сирию, в то время как ее сын оставался в Иерусалиме…

В Алеппо, когда-то центре процветающей еврейской общины, она наняла местного фотографа-армянина, чтобы тот тщательно сфотографировал здание Большой синагоги – сокровище общины Алеппо, где хранился священный Алеппский кодекс, считавшийся наиболее точным из существующих манускриптов масоретского текста, написанный в начале 10 века и включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кодекс тщательно охранялся в месте, известном как «Пещера Элияу».

Они сфотографировали там каждый уголок, включая прилегающие кладбище и сад.
По воле судьбы, именно тогда, когда они завершили работу, ООН объявила о разделе Земли Израиля, в Алеппо вспыхнули беспорядки, синагога была сожжена, а вместе с ней был сожжен и Алеппский кодекс.

Алеппский кодекс

Армянский фотограф осознал ценность сделанных им негативов – последних изображений древней синагоги – и потребовал от Сары Шамма вернуть ему и их, и фотографии, угрожая выдать ее как «сионистскую шпионку». Именно тогда она вместе с братом бежала в Ливан, перейдя границу с помощью друга-мусульманина из Сирии…

Семьдесят пять лет спустя эти фотографии послужили основой для новаторской выставки, которая открылась в Музее Израиля в Иерусалиме. Используя передовые технологии виртуальной реальности для создания цифровой 3D-модели синагоги, выставка словно бы возвращает к жизни эту исчезнувшую общину и давнопрошедшее время.

«В 1947 году, зная, что границы могут закрыться и может начаться война, Сара Шамма использовала лучшую технологию своего времени, а именно фотографию, чтобы сделать то, чего никто другой не сделал: 360-градусные фотографии синагоги, — говорит Ави Дабах, который вместе с Джудит Манассен-Роман, Майком Роббинсом и Хармке Хизен создал виртуальную реальность. — Теперь мы используем лучшие технологии нашего времени, чтобы представить ее фотографии».

Во время работы над документальным фильмом о тайне утраченного Алеппского кодекса Дабах и Манассен-Роман наткнулись на историю Шамма, а доступ к фотографиям им предоставил ее сын, Авраам Хевер.

Прадед Дабаха, Эзра, был смотрителем синагоги в Алеппо. И мальчик рос, слушая рассказы деда о чудесной синагоге. Он и Манассен-Роман решили осуществить проект виртуальной реальности, предложенный им немецкими партнерами.

В ходе обсуждения с музеем идеи того, как именно представить тысячелетнюю историю синагоги, они решили остановиться на этом проекте. На его создание ушло пять лет. Авторы остались верны фотографическим изображениям, поэтому виртуальная реальность представляет синагогу такой, какой она выглядела в один конкретный день.

«Когда мы увидели это впервые, это оказалось невероятно впечатляюще. Не фильм, а именно эффект присутствия в определенном месте, в определенное время», —  замечает Дабах.

На выставке синагогу реконструировали с помощью фотограмметрии, картографирования и архивной фотографической информации, относящейся к началу 1900-х годов. Виртуальная реальность, которая позволяет посетителям войти в синагогу и осмотреть ее интерьер, расширяет синагогальный маршрут музея, в котором представлены уже четыре реконструированные синагоги, привезенные в Иерусалим с трех континентов.

Выставка «Назад в Алеппо» предлагает две «экскурсии», включающие как историю Сары Шамма, так и виртуальную экскурсию по синагоге.

«Это некий иной опыт, — отмечает куратор выставки Ревитал Ховав. — Мы пытаемся установить контакт с более молодой аудиторией, и мы можем сделать это с помощью высоких технологий. Мы делаем это не для каждой синагоги, а только для несуществующей. Это смесь старого мира и мира будущего».

Большая синагога Алеппо была построена между 5 и 7 веками н.э. и хранила семь ковчегов Торы. Синагога дважды разрушалась и перестраивалась: сначала в 1400 году войсками Тимура, захватившими Алеппо, затем во время беспорядков 1947 года.

Фрагмент выставки в Музее Израиля

Вновь разрушена она была в 2016 году, во время гражданской войны в Сирии. С тех пор заброшена и лежит в руинах.

Что касается древнего Алеппского кодекса, то его часть оказалась спрятанной… внутри стиральной машины в Израиле – и теперь находится в Храме Книги Музея Израиля. Считалось, что кодекс состоял примерно из 410 страниц, найдено пока только 294 страницы, отмечает Адольфо Ройтман, хранитель свитков Мертвого моря и Храма Книги.

Где находятся остальные страницы, остается загадкой. Впрочем, обгоревший фрагмент кодекса хранился в бумажнике одного еврея из Алеппо, живущего в Бруклине, в качестве амулета. В какой-то момент он был обнаружен и подарен музею около 15 лет назад.

Фотографии Сары Шамма позволили создателям виртуальной реальности в Музее Израиля воссоздать богатое наследие общины Алеппо, «великую и красивую» синагогу из памяти прадеда Дабаха, отмечает Манассен-Роман: «Только благодаря ее мужеству и решению сделать что-то без страха у нас есть эти фотографии, и мы можем ими пользоваться. Мы многим обязаны Саре».

Выставка продлится до 31 декабря 2023 года. Для ее посещения требуется предварительная регистрация билетов.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Кровавый навет — от Дамаска до Родоса

Как же европейцы отреагировали на развитие и обогащение притесняемого и угнетенного ими народа? Снедаемые злобой и завистью, они возбуждали ненависть своей черни к евреям, обвиняя их во всех смертных грехах: бандитизме, воровстве, отравлении колодцев, убийстве христианских детей в ритуальных целях и в тысяче других мифических преступлений. Кое-что из таких пережитков средневековья сохранилось до наших дней.

Под Османским игом. Еврейские общины Сирии и Палестины

Переселение на Ближний Восток, и в частности в Палестину, евреев из Испании и Португалии явилось для жителей этих земель, находившихся тогда под властью правителей-мамлюков, очень важным событием. Сефарды селились в основном на севере Палестины, но также в Алеппо и Дамаске.

Матти Фридман: «Это самая ценная рукопись в еврейском мире»

Я был бы рад, если бы кто‑нибудь нашел эти листы и я мог бы дописать в книгу еще одну главу. Но за то время, что прошло с момента издания моего расследования, появилось мало новостей на эту тему. Всплыла кое‑какая новая информация о библиотеке, где хранился Кодекс Алеппо по прибытии в Израиль, — библиотеке Института Бен‑Цви. Мы знаем, что там был скандал с пропажей многих древних рукописей, в этом отношении история Кодекса Алеппо не уникальна. И эта новая информация подтверждает мою версию. Но по‑прежнему никто не пытается официально проверить частные коллекции, в частности коллекцию семьи Бенайау.