Сюрреалистические встречи
Гамбург, Кунстхалле, до 22.1
Гамбургская выставка стоит на четырех китах — важнейших частных коллекциях сюрреализма из Европы, собранных в свое время художником и куратором Роландом Пенроузом, поэтом Эдвардом Джеймсом, коллекционерами Габриэлой Кайлер, а также Уллой и Хайнером Питшами. Сегодня лишь Питшы продолжают собирать, остальные коллекции распылены между крупными музеями; в выставке участвуют лондонская галерея Тейт, музей Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, Художественные собрания земли Северный Рейн — Вестфалия в Дюссельдорфе, важнейшее место занимают произведения из Шотландской национальной галереи, обладающей одной из крупнейших коллекций дадаизма и сюрреализма в мире.
Среди 200 работ есть вещи как известные, так и редко или вообще не покидающие места постоянной дислокации. Показывают также шесть работ Ман Рэя и картину Марка Ротко «Фигура в архаическом море» (1946).
Инсценировано
Бонн, Дом истории, до 15.1
История Германии в кино на примере двух десятков фильмов, изменивших страну, — в кинофрагментах, рецензиях и реквизите. Среди картин — «Список Шиндлера» и телесериал Марвина Чомски «Холокост» (США, 1979) c Джеймсом Вудсом и Мерил Стрип, чей показ произвел тектонический сдвиг в немецком обществе, после него в немецком языке появилось слово «Холокост». Показывают и первые опыты обращения кинематографа к Шоа на экране, таких как лента студии ДЕФА «Брак в тени» (1947) Курта Метцига. В основе сценария — судьба берлинского актера Йозефа Готшалька. В день, когда в 1941‑м его жену‑еврейку и восьмилетнего сына должны были отправить в Терезиенштадт, семья покончила жизнь самоубийством.