«Свое» место в «чужом» мире
Еврейский музей и центр толерантности совместно с Музеем истории евреев в России представляют выставку «Меж двух миров. Память о человеке и бессмертие души в еврейской культуре», которая стала возможной благодаря поддержке благотворительного фонда «Сафмар». В экспозиции — предметы, связанные с еврейскими поминальными обрядами, в основе которых — мистические идеи неразрывности «двух миров» существования души.
![Катафалк погребального братства «Хевра кадиша». Красна Залэу (Трансильвания). Начало XX века](http://lechaim.ru/wp-content/uploads/2015/07/lech280_Stranitsa_53_Izobrazhenie_0001.jpg)
Катафалк погребального братства «Хевра кадиша». Красна Залэу (Трансильвания). Начало XX века
Обустройством кладбища и организацией похорон занимается «Хевра кадиша» («Святая община») — погребальное братство, главой которого является габай («староста»). Члены братства — самые богатые и уважаемые люди в общине, поскольку проводы человека в последний путь — богоугодное дело, почетная заповедь. О праве состоять в погребальном братстве спорили, члены «Святой общины» получали особые свидетельства. Профессиональный праздник «Хевра кадиша» — 7 адара, день смерти пророка Моисея, которого похоронил сам Г‑сподь. Устройству «Хевра кадиша» посвящен один из разделов, на которые можно условно поделить выставку. Помимо него, важные фрагменты экспозиции посвящены кладбищу и поминальным листам — йорцайт (букв.: «годовщина смерти» на идише).
![Ритуальный кувшин погребального братства «Хевра кадиша». Гроссвардейн (Орадея, Трансильвания). Конец XIX – начало XX века](http://lechaim.ru/wp-content/uploads/2015/07/lech280_Stranitsa_53_Izobrazhenie_0003.jpg)
Ритуальный кувшин погребального братства «Хевра кадиша». Гроссвардейн (Орадея, Трансильвания). Конец XIX – начало XX века
Самая сильная степень ритуальной нечистоты в иудаизме — нечистота, связанная с мертвым телом. Поэтому одна из основных задач погребального братства — очищение умершего. Для этого используется ряд инструментов (доска для омовения, кувшины и т. п.), а на кладбище строится здание бейт тахора («дом очищения»). Уже после омовения тело умершего несли к могиле на специальных носилках, принадлежавших похоронному братству. Кувшин для омовения и расческа со временем стали основными атрибутами и символами «Хевра кадиша», их украшали декоративными накладками и писали дарственные посвящения. А на кладбище знатных или богатых покойников везли в карете, и самый заметный экспонат выставки — катафалк «Хевра кадиша» из Трансильвании, выставленный в центре кругового подиума, и рядом с ним каббалистическая схема строения мира Илан а‑кадош (в переводе с иврита — «Священное древо»). Схема связывает воедино все части мироустройства, от Б‑жественных сущностей до неживой природы, и в то же время символически отображает человека и вознесение душ усопших.
Существенный элемент поминального культа — надгробие, мацева. Еврейские надгробия в Восточной Европе имели традиционную форму стелы. Они должны были быть установлены так, чтобы приходящие на могилу были обращены лицом к Иерусалиму. На выставке представлены фрагменты реальных надгробий и фотографии памятников, демонстрирующие особенности декоративного искусства.
Содержание восточноевропейской еврейской эпитафии оформилось в раннем Средневековье и практически не претерпело изменений. Обязательно указание имени покойного и дня смерти, так как в годовщины этого дня предписано читать особые поминальные молитвы. Сказано в Библии: «День смерти лучше дня рождения» (Еккл., 7:1), и на еврейских надгробиях до начала Новейшего времени не ставились даты начала жизненного пути усопших. Обязательна также цитата благословления, являвшегося частью похоронной молитвы Изкор.
![Ритуальная расческа погребального братства «Хевра кадиша». Выгравирована надпись: «Дар Фейги Сегал в память о муже Иосифе, сыне Ицхака Сегала». Галиция. Вторая половина XIX века](http://lechaim.ru/wp-content/uploads/2015/07/lech280_Stranitsa_53_Izobrazhenie_0002.jpg)
Ритуальная расческа погребального братства «Хевра кадиша». Выгравирована надпись: «Дар Фейги Сегал в память о муже Иосифе, сыне Ицхака Сегала». Галиция. Вторая половина XIX века
Заметное место в экспозиции отведено коллекции, состоящей из 40 поминальных листов йорцайт, представляющих собой особый жанр еврейской визуальной культуры. Их изобразительный язык включает в себя элементы из двух источников. Рисованные йорцайт связаны с народной традицией и украшены символами и мотивами еврейского религиозного искусства. Печатные йорцайт, которые появились во второй половине XIX века, ориентировались на образцы европейской массовой художественной продукции того времени. Помимо традиционных религиозных ценностей, в них отражены народные представления о жизненном пути человека от его начала и до конца.
В отдельный раздел экспозиции выделены фотографии «святых», особо почитаемых могил и работы художников, в которых использованы мотивы еврейских надгробных рельефов. Обычай посещения «святых» могил и написания записочек с просьбами о помощи стал популярен с распространением хасидизма — вера в цадика как заступника за общину сохранялась после его смерти. Именно на могилах хасидских цадиков стали возводить склепы — огели (в переводе с иврита — «шатер»; «домики», как их назвал А. Рехтман) для защиты от дождя и снега. Парадоксально, что такой «домик» был воздвигнут и на могиле Виленского гаона, — противника хасидизма.
Здесь же можно посмотреть видеоинтервью, иллюстрирующие использование предметов погребального обряда — носилок братства «Хевра кадиша», кружек для пожертвований, листов йорцайт. Некоторые свидетельства о редких обычаях и обрядах, представленных в видеофрагментах, встречаются также и в материалах экспедиции С. Ан‑ского. Сами же ритуальные предметы, которые демонстрируются на выставке (она работает с 17 июля до 23 августа), уникальны и в большинстве своем не экспонировались прежде ни в России, ни за рубежом.
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/07/5p_26072024_1-400x300.jpg)
Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/07/smart1-400x300.jpg)
Как хасиду добиться успеха в бизнесе?
![](https://lechaim.ru/wp-content/uploads/2024/07/museums0-400x300.jpg)