Странствующие души и стертое лицо

Дарья Борисова 15 июня 2016
Поделиться

2‑й Московский еврейский кинофестиваль, который вчера, 14 июня, открылся, будет проходить до 21 июня, и работать одновременно на четырех площадках: в кинотеатре «Октябрь», Центре документального кино, кинозале ГУМа, Еврейском музее и центре толерантности.

Программы конкурсных секций и внеконкурсных подборок включают игровые и документальные фильмы, некоторые из которых уже были показаны в России — на фестивалях или в рамках ограниченного проката. Но в контексте МЕКФ они наверняка зазвучат по‑новому. Стоит обратить внимание на новую конкурсную номинацию фестиваля — она называется «Контекст». На приз в этой категории претендуют картины, которые изучают и переосмысляют еврейскую традицию — культурную и религиозную.

Фильм открытия — «Повесть о любви и тьме» по одноименному роману Амоса Оза — режиссерский дебют актрисы Натали Портман, в котором она еще и сыграла одну из центральных ролей. Премьеры этой картины и другой, также включенной в фестивальную программу, — «Сын Саула» венгерского режиссера Ласло Немеша, состоялись год назад в Канне (см.: Камила Мамадназарбекова. Каннские темы: сионизм и Холокост). Любопытно, что в Москве ленту, получившую Гран‑при в Канне и «Оскара», представит исполнитель главной роли Геза Рериг — венгерский актер и публицист, живущий в США.

Венгерское кино работает с темой Холокоста, антисемитизма почти так же активно, как польское. Наряду с «Сыном Саула» в программе 2‑го МЕКФ фильм Петера Гардоша «Предрассветная лихорадка» с известной израильской актрисой Гилой Альмагор в главной роли. Она сыграла пожилую женщину, читающую письма из прошлого. В 1945‑м их писал ей умирающий боец Миклош.

Кадр из фильма «Феникс». Режиссер Кристиан Петцольд. Германия, Польша, 2014

Кадр из фильма «Феникс». Режиссер Кристиан Петцольд. Германия, Польша, 2014

На приз МЕКФ в категории «На память» претендует, кроме прочих, фильм немецкого режиссера, представителя «берлинской школы» Кристиана Петцольда, «Феникс». В нем снялась неизменная муза Петцольда, актриса Нина Хосс. Здесь она играет еврейку Нелли, которая выжила в концлагере, но в буквальном смысле потеряла лицо. Оно изуродовано, стерто. Врачи заново «лепят» лицо Нелли, и она просит сделать его таким же, как раньше. Потеря лица — метафора, подводящая к размышлениям об отношениях человека со своей идентичностью. Нелли может «построить» себе новое лицо, а с ним и новую жизнь. Однако мыслями Нелли — в старой жизни. Она стремится к любимому мужу, мечтает, чтобы он ее узнал — и для этого ей надо вернуть лицо. Но тот, судя по всему, не слишком усердствовал, чтобы спасти свою жену.

В программу 2‑го МЕКФ включен документальный фильм «Диббук. История странствующих душ». Его снял польский режиссер Кшиштоф Копчински при содействии украинского продюсера Геннадия Кофмана. Картина посвящена феномену массового паломничества хасидов в украинское местечко Умань. Там родился и жил рабби Нахман, лидер брацлавского хасидизма, и каждый год тысячи последователей со всего света едут на его могилу. Именно массовый «туризм» поддерживает жизнь в захудалом городке. Жители Умани давно бы разбрелись или умерли с голоду, если бы не сдавали жилье приезжим, не возили бы их к святому месту, не таскали бы их поклажу. Казалось бы, хасиды их спасают от нищеты. Но националистам не нравится массовое присутствие правоверных иудеев на украинской земле. Сильный кадр: хасиды вынуждены молиться под крестом, воздвигнутым на берегу озера по настоянию «патриотов».

В рамках ретроспективы на 2‑м МЕКФ покажут три фильма Эфраима Севелы — сценариста и режиссера, чью принадлежность к кинематографу какой‑то одной страны трудно определить. Начал жизнь и карьеру в СССР, продолжил в Израиле, США и Европе. В начале 1990‑х сделал несколько фильмов в России. На фестивале можно увидеть его «Колыбельную», снятую в 1986‑м в Польше, «Ноктюрн Шопена» (1992) и «Попугая, говорящего на идиш» (1990). Рядом с фильмами Севелы в ретроспективе — «Любовь» (1991), одна из первых картин Валерия Тодоровского (см.: Ирина Мак. За что нас любить) и ретродрама «Протектор» чешского режиссера Марека Найбрта (в основе картины — не раз отработанный сюжет о пособнике нацистов, который пытается спасти своих близких‑евреев).

В жюри вошли президент ФЕОР Александр Борода, кинорежиссер Александр Митта, глава Роскино Екатерина Мцитуридзе, кинорежиссер и оператор Сергей Мокрицкий, директор Центра документального кино Софья Капкова, продюсер Алексей Агеев. Им предстоит определить фильмы, достойные наград в четырех категориях, на которые условно разбит конкурс фестиваля: уже упомянутый «Контекст», «На память» («работы, использующие киноязык для разговора о событиях, помнить которые важно — будь они радостными или невыносимо тяжелыми», — объясняют устроители), «Конфликт» («картины о столкновении идей, мнений и событий, относящихся к еврейской истории и культуре, об их сегодняшнем весе в отдельно взятой жизни»), «Кратко» (короткометражные фильмы‑высказывания о «еврейском мире — уже исчезнувшем, современном или будущем»).

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»