Страдания за кадром

Юлия Меламед 19 марта 2015
Поделиться

Премию «Оскар» в этом году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» получила «Ида», картина польского режиссера Павла Павликовского о Холокосте.

Знаете, почему не бывает хорошего кино об ужасах Холокоста? Потому что игровое кино всегда рассчитано на внешний эффект, на внешнюю выразительность. А есть вещи… невыразимые. Возможно, до Освенцима таких вещей, в принципе недоступных искусству, и не было. А теперь появились…

А еще причина в том, что «изображение страданий» — это в принципе тупиковый путь в искусстве.

Сразу оговорюсь, что, во‑первых, речь идет об игровом кино — документальное кино как раз необходимо, Холокост должен быть задокументирован, а во‑вторых, под «хорошим кино» я подразумеваю кино не просто грамотное, но то, которое ищет истину, а не развлекает. И в‑третьих, когда я пишу «кино о Холокосте», я имею в виду фильмы, показывающие именно страдания людей. Так, к примеру, «Пианист» Полански хорош ровно до тех пор, пока не показывает умирающего в муках у забора гетто ребенка и садистов кругом.

Режиссер игрового кино решает избрать в качестве объекта запредельные человеческие страдания, такие, от которых ломается мозг и пропадает вера, от которых «Б‑г корчится на виселице», по выражению Эли Визеля. Перед режиссером стоит задача эти запредельные страдания изобразить, при этом его несомненная задача как режиссера — сделать это эффектно. Выполнима ли она в принципе? Нет. Режиссеры, от последнего халтурщика до первого перфекциониста, спотыкались на трудном пороге Освенцима. Они делали более или менее удачные «фильмы, чтоб поплакать»…

В музее «Яд ва‑Шем» собрано очень много свидетельств, видеоинтервью. Но ни один человек, рассказывая о том, что пережил в Холокост, не плачет. Даже намека на слезы нет. Ни у одного. Все говорят очень спокойно. А ведь это люди разные, по темпераменту, культуре. И потому еще этот музейный проект гениален — извините за слово «проект» и за экзальтированное «гениален», не очень подходящие для описания «Яд ва‑Шем».

И вдруг появляется хороший художественный фильм о Холокосте, что в любом случае явление странное и маргинальное, на общем кинофоне смакования страданий.

«Ида» — фильм с безупречным вкусом, чувством меры, сдержанный. Фильм без слез. Чтобы понять важное и трудное событие, зрителю необходимо оставаться совершенно трезвым: только на трезвую и даже просветленную голову постигаются важные вещи. А не в истерике, не в слезах.

Павел Павликовский — философ, режиссер, который ищет истину с помощью камеры. Режиссеров с таким хорошим образованием, как у Павликовского, очень немного. Когда Павликовскому было 14 лет, семья уехала из Польши в Англию. Там, в Оксфорде, он изучал литературу и философию. Потом более 10 лет снимал документальное кино. Отсюда такое отвращение к внешней эффектности. Снимал Павликовский про Вацлава Гавела, про Венечку Ерофеева, про Федора Достоевского и про Жириновского — оцените выбор интеллектуала.

Реши Павликовский снимать фильм про Холокост, кто знает, может быть, у него — такого умного, деликатного, снимающего без надрыва — и получилось бы.

Только вот, случайно или нет, «Ида» — фильм не о Холокосте. И даже вообще не о евреях.

То есть формально сюжет развивается вокруг судьбы девушки Анны, воспитанницы католического монастыря, сиротки, которая знакомится со своей единственной родственницей тетей Вандой. И оказывается, что Анна на самом деле Ида, что она еврейка и что вся ее семья погибла. А тетя Ванда — «Красная Ванда» собственной персоной, бывший прокурор послевоенных кровавых времен. В общем, много чего оказывается, от чего можно и веру потерять… Ида с теткой едут искать могилы родных. Ида бесстрастно наблюдает за жизнью своей распущенной тетки. Разврат Иду и не пугает, и не притягивает. Узнав все, Ида возвращается в монастырь, но… Какие‑то странные смешки Иды в благочестивом заведении, которое и лишнего шороха никогда не слышит, говорят о том, что все‑таки что‑то с ней произошло. За один этот невероятный смешок в стенах монастыря, смешок, в котором столько всего, надо давать «Оскара». В этом смешке есть что‑то от навязчивого желания Версилова засвистеть в церкви или даже разбить о печку икону. На две равные части. Так начинается краткая история Идиного падения. Чтобы подняться, надо упасть — известная духовная максима.

В этом фильме не про евреев тактично и по‑хорошему красиво все — и самоубийство, и секс. «Красиво» — самое смертельное для настоящего искусства слово. Искусство не терпит красивости. Но тут не красивость. «Идой» любуешься.

Все ужасы здесь за кадром. Все эмоции внутри души.

Тетино самоубийство — это всего четыре кадра.

Уходит поутру случайный любовник.

Она отворачивается в отвращении к стене и долго лежит. Худые голые лопатки.

Она пьяная в ванне. Лицо пустое.

Гостиная. Включает патефон. Куда‑то пошла. Вернулась. Сиганула в окошко.

Все.

Если и есть у искусства сестры, то помимо краткости это сдержанность и еще неправильность (или непредсказуемость).

Когда Жану Габену понадобилось сыграть реакцию на смерть сына своего героя, он сам срежиссировал эпизод. Ничего не надо — дайте только таз с очень горячей водой. Он ступил в воду. Крупный план. Каменное лицо. У героя расширяются зрачки. Остальное — внутри.

Станиславский учил актеров сдерживать эмоции. Нервность, истеричность, принимаемые за вдохновение, считал тупиком. Учил, как скупыми движениями сосредоточить внимание зрителя на внутренней жизни героев. Чтобы передать слезы — учил сдерживать слезы. Чтобы засмеяться — сдерживать смех. То же самое касалось и проявлений влюб­ленности и всех эмоций вообще.

«Смех и слезы эстетически суть обман, надувательство», — говорил ненавистник сентиментальности Ортега‑и‑Гассет.

Потому тот, кто решил «изображать страдания», проиграет в любом случае. Это не предмет изображения для искусства.

Отраженное действие — то, чему учат в киношколах на первом курсе, но, видимо, это забывается к четвертому. То есть не кровь и боль у тебя должны быть в кадре, а то, что рядом с болью, то, что после боли. То, как эти кровь и боль изменили мир вокруг.

В этом и во многих других смыслах «Ида» — достойнейший фильм.

Это фильм о христианском прощении и духовной зрелости. Главное событие фильма — путешествие христианской души перед постригом. Насколько он не еврейский и существует вне еврейского миро­ощущения, говорит хотя бы такая деталь, что тетя Ванда, провожая Иду в монастырь, любуется ею и с гордостью говорит: «Жаль, что тебя не видит мать».

Еврейская мать, если б воскресла и могла бы видеть дочь, была бы счастлива, что дочь жива, но не умилялась бы, глядя, как та исчезает за воротами монастыря. То есть будь эта фраза произнесена в любой другой момент фильма — а не в момент пострига — она не выдавала бы с такой силой человека нееврейского мироощущения.

Знание о своей еврейской крови никак не изменяет Иду/Анну. Ведь христианство отменило кровь. Ведь «нет ни эллина, ни иудея».

Откуда Павликовскому знать, что это не так.

Когда христиане предлагают мне креститься, я всегда отвечаю: «Не могу, я еврейка». И они почему‑то всегда говорят мне на это ласково: «Ничего страшного, что еврейка».

Для Павликовского тоже не страшно, что Ида — еврейка…

И не важно.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»