«Спокойный» абстракционист

Евгения Гершкович 31 декабря 2014
Поделиться

Сорок работ признанного мастера живописной абстракции Марка Ротко привезены в Голландию из Национальной галереи Вашингтона — впервые за 40 лет. К этой экспозиции в Gemeentemuseum в Гааге добавлены его ранние, фигуративные творения.

От розового, радостного желтого, ярко‑синего до серого и мрачного черного… Так плавно, переходя от цвета к цвету, зритель втягивается в мир огромных полотен Марка Ротко (см.: Жанна Васильева. Мера Ротко), уроженца Двинска (1903), четвертого сына аптекаря Якова Ротковича и Анны Роткович (урожденной Голдин).

Марк Ротко. Без названия. 1953

Марк Ротко. Без названия. 1953

Оставаясь приверженцами иудаизма, Ротковичи отличались либеральными взглядами и дома говорили по‑русски. В 1913 году семья, опасаясь, что сыновей заберут на службу в царскую армию, переезжает за океан и обосновывается в американском Портленде, штат Орегон. Братья Роткович изменяют фамилию до короткого «Рот». Марком Ротко Маркус, уже гражданин США, станет в 1940 году и с тех пор под этим именем официально будет выступать на выставках. Его путь в искусство и к мировой славе лежал через учебу в Йельском университете, в рисовальных классах Джорджа Бриджмана и Марка Вебера и Лиге изучающих искусство, через преподавание детям в Центральной академии в еврейском центре Бруклина, через участие в групповых выставках группы «Десять» и в галерее Пегги Гуггенхайм, первую персоналку в Музее Искусства Портленда в 1933 году. К собственному языку Марк Ротко подходил через увлечения разными стилистическими направлениями. Восторгался экспрессионизмом, примитивным искусством и детскими рисунками, жадно впитывал наследие прошлого, живопись Тернера и Рембрандта, работы современников, в том числе опусы Пауля Клее, примеряя этот опыт к собственному искусству. Используя богатый спектр цветов и оттенков, мастер пробуждал целую гамму эмоций, настроений, атмосферных эффектов. Мерцающие слои интенсивного цветового поля вызывают страх, экстаз, горе и эйфорию.

Этот «спокойный» абстракционист сегодня говорит нам, пожалуй, больше, чем его экспрессивные собратья — Поллок, де Кунинг. Ротко вызывает совсем другие чувства. Это происходит благодаря удивительной способности живописца выразить общечеловеческие понятия с помощью лаконичных, даже элементарных художественных приемов.

При этом сам он утверждал: «Не следует считать мои картины абстрактными. У меня нет намерения создавать или акцентировать формальное отношение цвета и места. Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии». Кстати, большая часть абстрактных работ Ротко названий не имеет.

Художник, в 1970 году покончивший жизнь самоубийством (принял дозу антидепрессантов и вскрыл вены), вложив в свое искусство все свое существо, пережил две войны, страдал глубокой депрессией. Теперь же за его полотна на аукционах коллекционеры выкладывают круглые суммы. Муниципальный музей Гааги, построенный в 1935 году архитектором Хендриком Петрюсом Берлаге, славится самой крупной (около трех сотен работ) коллекцией другого видного абстракциониста ХХ столетия — Пита Мондриана. Кураторы нынешней выставки решились на эксперимент и поместили на одной из стен рядом полотна Ротко и Мондриана, ибо работа с цветом была основополагающей в творчестве того и другого. Между прочим, в жизни они никогда не встречались. И хотя эмоциональный монохром полотен первого очень отличается от рассудочной геометрии второго, один из арт‑критиков однажды назвал Ротко «размытым Мондрианом».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Головоломное чудо Хануки

Традиция не сочла нужным сохранить детальный рассказ и жестко сократила историю Хануки. А историография не составила общепринятую версию для потомков. Так что в сознании современных евреев остались лишь смутные контуры, схематичная зарисовка, которая передается следующим поколениям в молитвах и преломляется в многовековых комментариях к Вавилонскому Талмуду. На фоне всех этих разночтений подлинное ханукальное чудо не в том, что одного кувшинчика масла хватило на восемь дней и восемь ночей. Чудо в том, что евреи хоть немножко помнят о Хануке

Как израильтяне меняют еврейскую жизнь Европы

Несмотря на беспрецедентный рост антисемитизма после терактов ХАМАСа 7 октября 2023 года, еврейская жизнь в Европе не умирает, напротив, тихо растет. Израильтяне продолжают приезжать в европейские города, где быть евреем сегодня особенно трудно, и тем самым незаметно меняют саму структуру еврейской диаспоры

Пятый пункт: Из дальних странствий возвратясь

Как чуть не отменили День еврейской книги в Дюссельдорфе? Какие новинки вышли в издательстве «Книжники»? И что нового можно рассказать о Хануке? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин объясняет, куда исчезал Пятый пункт