The Guardian: Скандал вокруг антисемитизма лейбористов укрепляет ощущение еврейской идентичности
В ряду георгианской застройки на севере Лондона стоит маленький музей, посвященный истории евреев в Британии. Центральная тема этой истории — от появления евреев в Англии в 1066 году до ужасов Холокоста в ХХ веке — это преследования и предрассудки.
На днях и сам этот музей сыграл свою небольшую роль в самой новой главе почти тысячелетней истории английского еврейства. Эта роль началась с того, что на прошлой неделе распространилась информация о готовящемся выступлении в музее Джереми Корбина, который собирался говорить о лейбористской партии и антисемитизме: обвинения в антисемитизме преследуют партию уже больше двух лет, и в последнее время эта тема стала особенно заметна в политических новостях.
Через несколько часов после появления этой информации вырисовалась угроза бойкота музея еврейской общиной. Стивен Поллард, редактор газеты «Jewish Chronicle», написал в своем Твиттере: «Не помню другого такого момента, когда бы я получил столько мейлов и сообщений за такое короткое время! Все говорят одно и то же: “Если Еврейский музей Лондона организует выступление Корбина, ноги моей в нем больше не будет”».
3 августа утром Еврейский музей опубликовал немногословное опровержение: «У музея нет планов организовывать у себя выступление лейбористов». Несколько посетителей явились в музей в надежде получить разъяснения, но не обнаружили никого, кто бы согласился прокомментировать это краткое заявление.
Этот быстрый и бескомпромиссный ответ, по мнению некоторых, указывает на необычную для еврейской общины решимость — готовность заявить о своей религиозной и культурной идентичности и не просто не отступать перед лицом антисемитизма, но и бороться с его идеологами и молчаливыми пособниками.
Эти изменения отмечает в своей статье в «Atlantic» «Британские евреи обретают свой голос» журналист и писатель Бен Джуда. На протяжении десятилетий, пишет он, «моя община наблюдала и осторожно молчала, не желая привлекать к себе внимание общественности. Теперь же британские евреи не боятся открыто демонстрировать свой страх, отвращение и гнев, смело выступая против тех, кто, вполне возможно, составит следующее правительство страны. <…> Откуда взялась эта новообретенная боевитость?».
Согласно Раймонду Симонсону, директору «JW3», еврейской общины и культурного центра на севере Лондона, эту боевитость спровоцировали оскорбления («оскорбление за оскорблением»), сыпавшиеся на евреев на протяжении последних двух лет, когда руководство лейбористской партии и не пыталось остановить антисемитизм.
«Когда вы берете бутылку газировки и долго ее трясете, рано или поздно она взорвется. Здесь мы наблюдаем тот же самый взрыв», — пишет Симонсон.
«Раньше люди выражали свое возмущение [антисемитизмом] за субботним столом. Сегодня они говорят это открыто и публично, а социальные сети еще усиливают резонанс». Для того чтобы «заявить о себе вслух, громко и с гордостью, евреям требовалось включить звук».
Однако же новообретенная готовность британских евреев отстаивать свою идентичность вовсе не означает, что они говорят в унисон. Кто‑то опровергает заявления о том, что правительство Корбина станет «угрозой для существования» еврейской общины в стране, кто‑то акцентирует внимание на продолжающихся разногласиях между английскими евреями по вопросу о действиях Израиля, кто‑то даже защищает Корбина, но таких мало.
«По этому вопросу евреи более единодушны, чем по какому‑либо другому, но все же споры продолжаются. Мы не однородная община», — пишет Симонсон.
Поллард говорит, что британские евреи стали наконец следовать примеру своих американских соплеменников. «Американские евреи никогда не боялись вслух и с гордостью отстаивать свою идентичность и свои права. Английские же евреи по традиции предпочитали действовать в кулуарах. Если что‑то волновало общину, об этом говорили за закрытыми дверями. Такая у нас была устоявшаяся практика».
Изменения видны даже на примере газеты «Jewish Chronicle». В прошлом поколении газета писала о важных событиях или индивидуальных достижениях, причем довольно сдержанно. Сейчас же и «Jewish Chronicle», и ее главный конкурент «Jewish News» возглавили атаку на антисемитов в рядах лейбористской партии. «Единственная жалоба — на то, что мы недостаточно агрессивны», — говорит Поллард.
Согласно Кейту Кан‑Харису, соавтору книги «Смутные времена: британская еврейская община сегодня» («Turbulent Times: The British Jewish Community Today»), эта новая решимость английских евреев начала проявляться в 1990‑х. «Исторически так повелось, что еврейские лидеры советовали британским евреям считать себя прежде всего лояльными подданными британской короны, а свое еврейство считать своим частным делом, — пишет Кан‑Харис. — Со временем, когда другие меньшинства стали твердо отстаивать свои права и культивировать свое наследие, подобный подход стал выглядеть анахронизмом».
Комик Дэвид Бэдиел говорит, что эти новые настроения нельзя рассматривать в отрыве от развития политики идентичности. «Любая группа людей, сформированная по этническому признаку или по признаку сексуальной ориентации, находит способ заявить о том, что им важно, чтобы их слышали и чтобы их уважали. В культуре, где у каждого меньшинства прорезался свой голос, евреи продолжали молчать». Сегодня это меняется.
Новообретенный голос британских евреев усилен — а возможно, и искажен — социальными сетями. «Риторика скандала, разразившегося вокруг антисемитизма [лейбористов], отражает распространившиеся в Британии популизм и демагогию, пристрастие к преувеличенно страшным прогнозам», — пишет Бен Джуда.
Кан‑Харис полагает, что дебаты в социальных сетях «постоянно повышают ставку. Если это заведет нас в тупик, из которого не будет мирного выхода, а такое может случиться, то мы окажемся в очень опасной ситуации». 
Оригинальная публикация: Antisemitism row adds strength to growing sense of Jewish identity