Еще посмотрим

Синагоги — в Вене, Шагал — в Малаге

Алексей Мокроусов 21 октября 2016
Поделиться

Венские синагоги

Вена, Еврейский музей, до 17.11

Небольшая выставка на Юденплац требует много времени. Среди экспонатов есть экраны с джойстиком; здесь можно совершить виртуальные путешествия по венским синагогам, в большинстве своем построенным в 1890–1920 годах, когда еврейское население Вены выросло в разы. Их компьютерную реконструкцию выполнили архитекторы Боб Мартенс и Герберт Петер.

Виртуальная реконструкция синагоги на Мюльнергассе в Вене (1888–1889), разрушеной во время погромов 1938 года. Боб Мартенс и Герберт Петер Ван

Большей части зданий после 1938 года уже нет на столичной карте — специальный раздел документирует жизнь пожарных расчетов того года, выезжавших по вызовам к подожженным зданиям. Сохранились лишь фотографии и чертежи, зарисовки интерьеров и часть предметов. Их показывают вместе с материалами, посвященными синагогам в разных австрийских землях и других частях австро‑венгерской монархии, благо архитекторы всюду работали одни и те же. Выставлены и портреты самих архитекторов, например Вильгельма Штясны, строившего в Вене, Праге, городах Чехии и Словакии, и плодовитого Якоба Гартнера (его список богаче, чем у предшественника, благодаря постройкам в Румынии и Венгрии). Их подробные биографии приводятся в двуязычном, англо‑немецком каталоге.

Шагал

Малага, Центр искусств «Табакалера», до 6.11

В испанском филиале Русского музея показывают творчество Марка Шагала и его современников. Среди почти 40 экспонатов из коллекции Русского музея и частных собраний — полотна Шагала, созданные в Париже и Витебске, в том числе «Прогулка», «Красный еврей», «Отец и бабушка», «Лавка в Витебске», а также картины и скульптуры Натана Альтмана, Исаака Аскназия, Марка Антокольского, Ильи Гинцбурга, Давида Штеренберга и других авторов. Воссоздан на выставке и интерьер витебской комнаты Шагала. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейский Пратер: пути к удовольствию

Австрийская столица отмечает множеством выставок 250‑летие Пратера, всемирно знаменитого венского парка. Еврейский музей рассказывает о Пратере из своей перспективы. По соседству с парком располагается Леопольдштадт, в его окрестностях существовало гетто Унтерер Верд, после отмены запрета на проживание в Вене евреи селились здесь с 1625 года. А с 1850‑го еврейские выходцы из разных уголков Австро‑Венгрии стали обосновываться в этих местах особенно активно, потому в районе образовалось множество еврейских театров и т. н. «жаргонных сцен».

Еврейский круг Петрова-Водкина

Карьера, как почти у всех учеников Петрова‑Водкина, не задалась — шедевры вроде оперы «Джанни Скикки», к которой Эрбштейн делал костюмы, на сцене так и не появились (единственное исключение — «Дон Паскуале» в Малом оперном театре, 1931), зато приходилось оформлять оперу Арсения Гладковского «Фронт и тыл» об обороне Петрограда от войск Юденича. Эрбштейн сам участвовал в тех боях. Каково же ему было слушать звучавшее с подмостков «Ну что ж, настал наш час, мы перед смертью не виляем. / Сегодня вы убьете нас, а завтра мы вас расстреляем!»

Между традицией и обновлением

Большая выставка «Анти:модерн. Зальцбург посреди Европы между традицией и обновлением» подробно рассказывает об особых отношениях города в ХХ веке с литературой и танцем, театром и музыкой, даже наукой, редко когда попадающей в подобный контекст.