«Русская улица»

Анна Исакова 24 июня 2014
Поделиться

«Русскую улицу» придумали израильские журналисты, и связано это понятие с иммиграцией девяностых. Прежде такой «улицы» в Израиле не было. Выходцы из России составляли громкое меньшинство во все периоды становления Израиля и нередко диктовали свою волю и свое понимание ситуации, которое, несомненно, имело то или иное отношение к стране исхода, ее культуре и мироощущению, но русскими они себя не считали. Да и их, если даже обзывали «русскими», то ставили это слово в кавычки. Большинство израильтян первых поколений российского извода происходили из черты оседлости. Они воспитывались в традиционной еврейской среде, обычаями и мироощущением которой были пропитаны. А то, что многие из них эти традиции оспаривали, только подтверждало их принадлежность к своенравной еврейской традиции.

Встреча Хаима-Нахмана Бялика. Фото Шимона Корбмана. Тель-Авив. 1924 год

Встреча Хаима-Нахмана Бялика. Фото Шимона Корбмана. Тель-Авив. 1924 год

Да и те немногочисленные выходцы из столичных и больших городов России, которые ради сионистской мечты пожертвовали правом на жительство вне черты оседлости, заявляли себя не русскими, а евреями. Так, В. Жаботинский, объявленный Буниным значимой потерей для российской словесности и писавший прозу в основном по-русски, тем не менее рьяно отказывался от «русскости» в пользу «еврейскости». Позиция эта была осознанной и принципиальной. «На одной стороне стоят те, кто, сознательно или бессознательно, потерял надежду или желание сохранить еврейство <…> — писал он в 1903 году в статье “Ваш Новый год”, — на другой те, которые <…> хотят сберечь живым и того брата, имя которому Израиль, и сберегут его — во что бы то ни стало».

Что именно понимал Жаботинский под «еврейством» и как надеялся сберечь его живым — вопрос сложный и требующий отдельного рассмотрения. Как бы то ни было, считаться русским было для него чуть ли не оскорбительным. Как и для большинства его соратников самых разных политических взглядов, несмотря на истовую преданность некоторых из них русской философской и политической мысли. Как бы то ни было, тема: «Что такое “еврей” и кто может таковым считаться? (Пресловутый вопрос “ми у йеуди?”»)» — в Израиле табуирована. Ее стараются не задевать даже в академических дебатах. Поднимающий эту тему на людях считается радикалом — крайне правым или крайне левым, это уж не столь важно.

В принципе, табуизация эта из области взаимоотношений религиозной и секулярной частей еврейского Израиля, да и всего мирового еврейства тоже. Люди религиозные полагают, что еврейская душа наследуется от матери, а нееврей может обрести ее, приняв на себя заповеди. Секулярные евреи с такой трактовкой еврейства совершенно не согласны. С их точки зрения, евреи, как любая иная национальная общность, характеризуются общим историческим прошлым, общими культурными вкусами и особенностями, а также собственным желанием принадлежать именно к евреям, их культуре и истории. В соответствии с прибывающей или убывающей модой на генетические основы этнической общности, к этому добавляют — или, напротив, из этого яростно вычитают — то, что называется видимым отличием одной расы от другой. То есть тем, что помогает неевреям достаточно легко вычленить еврея из любого окружения. И тем, что заставляет многих ощущать себя евреями только воленс-ноленс, ввиду того что так их определяют неевреи, особенно антисемиты.

Все вышесказанное хорошо известно, не раз обсуждалось на самых разных языках в текстах, написанных как евреями, так и неевреями. Немало таких текстов написано и по-русски, причем особо личностные и эмоциональные приходятся на семидесятые-восьмидесятые годы ХХ века, когда в СССР случился до сих пор не полностью объясненный взрыв еврейского национального чувства. Этот взрыв закончился тем, что в Израиле называют «первой волной советской алии». Иное название «алии» — репатриация. «Алия», или «подъем», — понятие религиозное. Любое — физическое или духовное — приближение к Иерусалиму и остаткам Храма есть для религиозного еврея возвышение. А «репатриация» — понятие секулярное, означающее «возвращение на родину», нечто, созвучное понятию «реконкисты», повторному завоеванию того, что было утеряно. Вместе с тем индивидуум «делает алию», иначе говоря, совершает индивидуальный подъем, тогда как «алия» как понятие указывает на массовость этого явления. «Алии» нумеруют: первая, вторая, третья и так далее. Когда говорят: «Он приехал в четвертую алию», имеют в виду бегство от Гитлера, тогда как тот, кто приехал в пятую алию, — скорее всего, происходит из арабских стран.

Репатрианты из России и Польши. Кибуц Гиват-Хаим. 1973 год

Репатрианты из России и Польши. Кибуц Гиват-Хаим. 1973 год

Небольшие группы евреев уезжали из СССР в Израиль в течение всего периода советской истории — то по какому-нибудь внезапно открывшемуся каналу, а то и по личным договоренностям между советскими властями и влиятельными лицами Запада. Зачастую это происходило в оплату за услугу или дефицитный для СССР западный товар. Но то, что произошло в 70-х годах ХХ века, было явлением массовым и неоднородным: репатриацией для одних, для других поводом эмигрировать куда угодно, для третьих — иммиграцией в Израиль. История «алии семидесятых» вроде бы хорошо известна, поскольку эта алия описала себя сама в сотнях текстов. Начала она этим заниматься еще до отъезда из СССР в нескольких подпольных проектах, самым известным из которых был самиздатовский журнал «Евреи в СССР», и продолжала это занятие уже в Израиле или в новом, западном галуте.

Однако на трезвый ретроспективный взгляд все это обилие текстов не отвечает даже на самый простой вопрос: какой колокол обеспечил именно в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века возникновение столь яростного национального чувства у определенной группы советских евреев, состоявшей примерно из 150 тыс. человек? Напомним, кстати, что общее количество евреев в СССР оценивалось переписью 1970 года в 2 млн 149 тыс. Надо думать, что в том году всяк, кто мог и хотел скрыть свое еврейское происхождение, это уже сделал, поэтому цифры не могут считаться ни точными, ни даже приближенно соответствующими. На деле евреев — в том числе и полукровок — было в СССР намного больше. Но только несколько процентов вдруг разактивничались и если не создали, то хотя бы поставили перед всем миром еврейскую проблему в СССР. А остальные что же — ни антисемитизма не испытали, ни про победы «сионистского агрессора» ничего не слышали? Быть такого не могло! Антисемитизм в те годы только крепчал, а «сионистские агрессоры» не сходили со страниц массовой печати, о них верещали даже репродукторы на площадях. Посему придется предположить, что на сопряженный с реальной опасностью, исходившей от советского режима, отъезд в Израиль тех, кого называли сионистами, подвигли дополнительные причины.

Сколько евреев было в СССР — как и то, сколько их в России сегодня, — вопрос неразрешимый. Уже в девяностых годах, когда нахлынула «вторая волна советской алии», я в разговоре с замечательным российским актером Роланом Быковым осторожно спросила: «Вы случайно не еврей?» Ответ был исчерпывающим: «Как все — наполовину». А тогдашний посол СНГ в Израиле А. Бовин на мой вопрос: «Сколько все-таки евреев осталось в России?» — ответил еще более откровенно: «Сколько кому надо». Ну что ж, примем эту формулу за наиболее аккуратную. И зададим напрашивающийся вопрос: как выглядел советский сионизм и он ли один отвечал за решение 150 тыс. советских граждан превратиться в граждан Израиля?

Простестующие держат портрет отказника Леонида Вольфа во время демонстрации в Москве. Фото Циона Озери

Простестующие держат портрет отказника Леонида Вольфа во время демонстрации в Москве. Фото Циона Озери

Я в то самое время участвовала в «акциях», была одним из инициаторов голодовки на московском телеграфе и плакатной демонстрации перед участниками Международного кинофестиваля, а также нескольких «захватов» присутственных мест и автором или подписантом большого количества писем протеста, которые мы, «лица еврейской национальности», отправляли по самым невероятным адресам, отчетливо понимая, что все эти письма в конечном счете окажутся в архиве гэбухи. Моя деятельность вполне подпадала под требования звания «активист алии». По этой причине я оказалась лично знакома со многими другими носителями того же звания. Так вот, по моему ощущению, только очень небольшая группа советских евреев, решившихся тогда на эмиграцию из СССР и переселение в Израиль, были поистине сионистами, людьми, имевшими хотя бы приблизительное понимание, что это значит в той или иной версии столь неоднородной доктрины.

Количество это, по моим расчетам, измерялось всего несколькими тысячами человек. Остальные не столько ехали строить новый Сион, сколько бежали от советской власти и воспоминаний о Катастрофе. Или действительно воссоединялись с разбросанными войной и советскими репрессиями членами семьи. Или исполняли вековой завет иудаизма, не имеющий прямого отношения к секулярному сионизму. Последних в «первой волне» было особенно много, поскольку первыми массово поднялись евреи, все еще жившие традиционной общинной жизнью под сенью религиозного иудаизма. Считается, что в начале семидесятых в Израиль уеха­ли примерно пятая часть горских евреев, треть бухарских, две трети грузинских и почти все коренные евреи Прибалтики. Последних можно, пусть с некоторой натяжкой, определить как связанных между собой еврейской традицией. Они, вкупе с евреями российской глубинки, во многом совпадавшей с былыми границами черты оседлости, по большей части не были привержены тому социал-сио­низму, какого придерживалась правившая тогда в Израиле социалистическая партия.

Эта часть алии семидесятых в большинстве своем не была и сознательной сторонницей светского националистического сионизма по Жаботинскому. Скорее, ее можно было определить как выразительницу национального чувства, основанного на религиозной традиции, а также на исторической и культурной общности именно данного еврейского анклава. Эту, близкую ему по духу, часть алии Израиль семидесятых, все еще нацио­налистический, даже если соотноситься с мироощущением его интеллектуальной верхушки, уже подвергшейся атаке догматического западного либерализма, вобрал в себя почти без остатка. А вот взаимоотношения между Израилем семидесятых и громкоголосым интеллектуальным рупором активистов алии семидесятых по большому счету не сложились. Почему? В каждом отдельном случае назывались свои соображения, но если оценивать только крупные планы, причина будет тривиальной: не сошлись характерами. Иначе говоря, не признали друг в друге своих и не смогли сказать друг другу знаменитую киплинговскую фразу: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

Доска объявлений. Иерусалим. 1992 год

Доска объявлений. Иерусалим. 1992 год

Для многих это несовпадение было вполне принципиальным, поскольку они уехали из антисемитской страны не для того, чтобы быть евреями, а именно затем, чтобы перестать ими быть. Большая часть таким образом настроенных эмигрантов из СССР (не называть же их репатриантами) съехала за океан или в Европу. Многие из них сейчас входят в различные произраильские лобби. Я далека от того, чтобы критиковать их за «измену» исторической родине. Национальное чувство проявляется по-разному, имеет много оттенков и нынче получило политически корректное право даже именоваться нелегитимным. Каждый волен считать себя кем угодно, а обвинения в том, что уехавшие якобы остались должниками принявшего их на свой кошт еврейского государства, абсурдны. Вложения международного еврейства в устройство новых иммигрантов во много раз превосходили реально потраченные на них суммы, так что еврейское государство не осталось в накладе от их отъезда.

Те, кто остался (напоминаю: речь идет не обо всей «алие семидесятых», а только о ее наиболее русифицированной и советизированной части), адаптировалась по-разному, создав многочисленные интересные формы не столько израильской, сколько соизраильской или параизраильской жизни. Амик Диамант, бывший киевлянин и знатный активист алии семидесятых, не так давно сказал о себе тогдашнем:

 

Существенной частью этого опыта было и правильное понимание самих себя. <…> Мы оказались верными учениками и преданными холуями советской власти, хотя думали о себе (а многие и по сей день в этом уверены), что мы «совсем другие». Мы не представляли себе, сколько советского сидит в каждом из нас и как это влияет на наше общение с миром и друг с другом. <…> Выдрессированные, как имперские холуи, мы оказались абсолютно не способными ни к каким формам коллективного взаимодействия или сотрудничества.

 

Думаю, что это не совсем так в частностях и что частности эти представляют собой немалый интерес. О них и пойдет речь в следующих публикациях.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»