Выставка «Коллекция историй‑2», открытая в московской галерее «Artstory» до 19 января 2018 года, представляет работы отечественных художников, созданные за последние 100 лет, в контексте историй их авторов.
О Михаиле Рогинском, например, мы узнаем из экспозиции, что, монтируя выставку нонконкормистов на ВДНХ в 1975‑м, он догадался прикрыть дырку в стене павильона бесхозным пальто, засунув в него для пущей концептуальности бутылку кефира и сопроводив музейной табличкой «Руками не трогать». В контексте этого рассказа можно воспринимать не только творчество художника, в частности «Газ портит посуду» — работу Рогинского, участвующую в выставке, но и другие «пальтовые» сюжеты, которых очень много в современном искусстве.
Юрий Купер, рассказывая об истоках собственного художественного языка, вспоминает свою преподавательницу, которая «…взяла газету со стола, смяла, бросила на пол — рисуйте!» Так он и ушел «на всю жизнь от линеарности — к фактуре, к образу». Владимир Вейсберг представлен рисованной на бумаге «Обнаженной», а о нем мы узнаем из воспоминаний коллеги, художника Валентина Воробьева. Сюжет о Моисее Фейгине, герое одной из первых выставок «Artstory», раскрывает неожиданную методологию создания фейгинских абстракций — одна из них тут же и висит.
Это только некоторые герои большой сборной выставки (более сотни вещей), которой галерея традиционно отмечает свой день рождения. «Artstory» существует три года, поэтому нынешней «Коллекции историй» присвоен второй номер. Она составлена из ярких фрагментов прошлых выставок и отражает, конечно, вкусы основателей галереи, коллекционеров Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма. Но это и вполне объективный взгляд на историю советского и постсоветского искусства, в котором очень заметно еврейское присутствие. Вот и здесь рядом с художниками эпохи авангарда (Волошин, Маврина, etc.), наивными вещами Пурыгина и Кати Медведевой, инсталляциями Владимира Трямкина и Марии Кулагиной, холстами «шестидесятников» — Вечтомова, Немухина, Краснопевцева, etc. показывают помимо Вейсберга, Рогинского и Фейгина, например, Александра Ройтбурда и еврейские «картинки» Владимира Любарова. Абстрактная композиция Евгения Рухина заставляет вспомнить о судьбе рано умершего ленинградского художника, одного из инициаторов проведения «Бульдозерной выставки». Поздняя, 1974 года, акварель Александра Лабаса намекает на прошлогодний проект «Artstory», в котором Лабаса показали вместе с Фальком и Раисой Идельсон (кстати, большая выставка Александра Лабаса, посвященная 100‑летию революции и названная «Октябрь», работает в настоящий момент в Институте русского реалистического искусства). Есть тут и превосходные вещи Вадима Сидура — они готовят зрителей к будущей выставке Сидура, которая состоится в галерее в 2018 году.