Рисунок Шиле достался наследникам коллекционера, убитого нацистами
В течение трех недель в мае судья в Рочестере (штат Нью-Йорк, США) заслушивал обстоятельства дела, призванного разрешить спор о том, кому на самом деле должен принадлежать рисунок улыбающейся женщины работы австрийского художника Эгона Шиле. Об этом пишут журналисты New York Times Колин Мойнихан и Том Машберг.
Рисунок долгие годы был во владении фонда Роберта Оуэна Лемана-младшего, который заявлял, что получил работу под названием «Портрет жены художника» в 1960-х годах от своего отца, финансиста, руководившего инвестиционной фирмой Lehman Brothers во времена «великой депрессии».
Однако наследники Генриха Ригера и Карла Майлендера — коллекционеров произведений искусства, знавших Шиле и убитых нацистами во времена Холокоста, подали свои иски о праве на эту работу.
Во время судебного разбирательства в Верховном суде штата наследники Ригера, который был стоматологом Шиле, и наследники Майлендера, торговца текстилем (два его портрета были нарисованы Шиле), представили доказательства того, что их родственники владели рисунком еще до того, как хаос и нацистские грабежи привели к бесчисленным белым пятнам в истории владения важными произведениями искусства.
1 августа судья Дэниел Дж. Дойл вынес решение в пользу организации, основанной наследниками Майлендера: их теперь представляет фонд, защищающий интересы семьи.
«Доказательства, представленные на суде, устанавливают с помощью перевеса аргументов, что наследники Майлендера имеют преимущественное право на рисунок», — написал судья Дойл в своем 86-страничном решении.
Это решение частично основывалось на контракте 1960 года, который регулировал продажу работ из коллекции Майлендера и в котором был указан портрет жены Шиле, явно бывший в центре спора, по словам судьи.
Споры о реституции все чаще заканчиваются в суде, поскольку семьи борются за отслеживание работ, утраченных в годы Второй мировой войны. Но лишь немногие дела включают конкурирующие иски столь же туманные и сложные, как те, которые разбирал судья Дойл: адвокаты трех семей, все с еврейскими корнями, привлекли показания множества свидетелей, включая историков искусства и экспертов по Шиле.
Рисунок, о котором идет речь, создан в 1917 году. Это один из нескольких портретов жены Шиле, Эдит, и его стоимость оценивается в несколько миллионов долларов.
Шиле — экспрессионист, умерший в возрасте 28 лет во время эпидемии гриппа 1918 года, был протеже Густава Климта. Нацисты называли картины Шиле «декадентскими». Но после войны они стали пользоваться огромной популярностью и сегодня принадлежат таким известнейшим институциям, как Музей современного искусства в Нью-Йорке и Музей Леопольда в Вене.
Юристы фонда Лемана утверждали, что местонахождение рисунка было неясным с момента его создания Шиле и до 1960-х годов. Роберт Оуэн Леман-старший купил его в лондонской галерее в 1964 году за 2000 фунтов стерлингов. Юристы фонда заявляли, что нет никаких доказательств того, что работа была украдена.
Дело оказалось примечательно отчасти из-за известности семьи Леман. Роберт Оуэн Леман-младший, известный как Робин, — обладатель премии «Оскар» за документальные фильмы, правнук Эммануэля Лемана, одного из трех братьев из Баварии, основавших Lehman Brothers в 1850 году.
Леман дал показания в суде, что получил рисунок в качестве рождественского подарка в 1964 году и пожертвовал его своему фонду в 2016 году. Затем фонд Роберта Оуэна Лемана отправил этот рисунок на продажу на аукцион Christie’s, который изучил свою базу данных о похищенных произведениях искусства, выявил потенциальные связи с Майлендером и Ригером и связался с представителями их наследников. Работа размером 43 на 28 сантиметров, выполненная гуашью и черным карандашом, осталась в аукционном доме.
Адвокат фонда Лемана Таддеус Дж. Штаубер заявил суду, что его клиент имеет самые веские права собственности отчасти потому, что старший Леман купил рисунок добросовестно, а сын публично идентифицировался в течение десятилетий как его владелец.
Наследники Ригера возразили, что владелец галереи нацистской эпохи по имени Фридрих Вельц буквально забрал Шиле у Ригера и вывел его на рынок произведений искусства. Рэймонд Дауд, адвокат наследников Ригера, рассказал, что его клиенты потратили десятилетия на поиски этого рисунка.
«Это было миссией всей их жизни — найти это произведение искусства, — замечает Дауд, суммируя показания наследника Ригера, Майкла Бара. — Семья сделала все, что могла».
Но судья Дойл обнаружил, что претензии Ригера на работу нивелируются аргументами в пользу того, что портрет Шиле, которым он владел, вероятно, был другой работой.
Вместо этого он встал на сторону наследников Майлендера, чей адвокат Орен Дж. Варшавски утверждал, что сумма доказательств приводит к «неопровержимому выводу» о том, что рисунок принадлежал Майлендеру.
Наследники Майлендера утверждают: в разгар нацистских преследований коллекция произведений искусства их родственника была передана некоей знакомой, Этельке Хофманн. В 1941 году Майлендер был депортирован в нацистский лагерь смерти, где и был убит. Позже, в 1960 году Хофманн продала какому-то коллекционеру ряд работ из коллекции Майлендера, в том числе ту, что описана в контракте как «Эдит Шиле, сидящая, акварельный рисунок, подписанная и датированная 1917 годом».
Судья Дойл сослался на показания профессора Тобиаса Наттера, историка искусств и эксперта по исследованию провенанса: его анализ показал, что только один из портретов жены Шиле полностью соответствует работе, описанной в контракте 1960 года.
Судья также установил, что Майлендер находился под давлением, когда передавал свою коллекцию Хофманн, потому что даже если их отношения были по-настоящему близкими, они возникли «в контексте его преследований нацистами» и не могли рассматриваться как добровольные.
Наследник Майлендера Майкл Лисснер, попечитель фонда Susan Zirkl Memorial Foundation Trust, который занимается проблемами аутизма, сказал: решение о передаче работы будет принято после консультаций с австрийской еврейской общиной: «Моя жена и я — также дети переживших Холокост. Это решение много значит для нас».