мир искусства

Рисунок Шиле достался наследникам коллекционера, убитого нацистами

Подготовил Семен Чарный 9 августа 2024
Поделиться

В течение трех недель в мае судья в Рочестере (штат Нью-Йорк, США) заслушивал обстоятельства дела, призванного разрешить спор о том, кому на самом деле должен принадлежать рисунок улыбающейся женщины работы австрийского художника Эгона Шиле. Об этом пишут журналисты New York Times Колин Мойнихан и Том Машберг.

Рисунок долгие годы был во владении фонда Роберта Оуэна Лемана-младшего, который заявлял, что получил работу под названием «Портрет жены художника» в 1960-х годах от своего отца, финансиста, руководившего инвестиционной фирмой Lehman Brothers во времена «великой депрессии».

«Портрет жены художника». ЭГОН ШИЛЕ. 1917 год

Однако наследники Генриха Ригера и Карла Майлендера — коллекционеров произведений искусства, знавших Шиле и убитых нацистами во времена Холокоста, подали свои иски о праве на эту работу.

Во время судебного разбирательства в Верховном суде штата наследники Ригера, который был стоматологом Шиле, и наследники Майлендера, торговца текстилем (два его портрета были нарисованы Шиле), представили доказательства того, что их родственники владели рисунком еще до того, как хаос и нацистские грабежи привели к бесчисленным белым пятнам в истории владения важными произведениями искусства.

1 августа судья Дэниел Дж. Дойл вынес решение в пользу организации, основанной наследниками Майлендера: их теперь представляет фонд, защищающий интересы семьи.

«Доказательства, представленные на суде, устанавливают с помощью перевеса аргументов, что наследники Майлендера имеют преимущественное право на рисунок», — написал судья Дойл в своем 86-страничном решении.

Это решение частично основывалось на контракте 1960 года, который регулировал продажу работ из коллекции Майлендера и в котором был указан портрет жены Шиле, явно бывший в центре спора, по словам судьи.

Споры о реституции все чаще заканчиваются в суде, поскольку семьи борются за отслеживание работ, утраченных в годы Второй мировой войны. Но лишь немногие дела включают конкурирующие иски столь же туманные и сложные, как те, которые разбирал судья Дойл: адвокаты трех семей, все с еврейскими корнями, привлекли показания множества свидетелей, включая историков искусства и экспертов по Шиле.

Рисунок, о котором идет речь, создан в 1917 году. Это один из нескольких портретов жены Шиле, Эдит, и его стоимость оценивается в несколько миллионов долларов.

Шиле — экспрессионист, умерший в возрасте 28 лет во время эпидемии гриппа 1918 года, был протеже Густава Климта. Нацисты называли картины Шиле «декадентскими». Но после войны они стали пользоваться огромной популярностью и сегодня принадлежат таким известнейшим институциям, как Музей современного искусства в Нью-Йорке и Музей Леопольда в Вене.

Юристы фонда Лемана утверждали, что местонахождение рисунка было неясным с момента его создания Шиле и до 1960-х годов. Роберт Оуэн Леман-старший купил его в лондонской галерее в 1964 году за 2000 фунтов стерлингов. Юристы фонда заявляли, что нет никаких доказательств того, что работа была украдена.

Дело оказалось примечательно отчасти из-за известности семьи Леман. Роберт Оуэн Леман-младший, известный как Робин, — обладатель премии «Оскар» за документальные фильмы, правнук Эммануэля Лемана, одного из трех братьев из Баварии, основавших Lehman Brothers в 1850 году.

Леман дал показания в суде, что получил рисунок в качестве рождественского подарка в 1964 году и пожертвовал его своему фонду в 2016 году. Затем фонд Роберта Оуэна Лемана отправил этот рисунок на продажу на аукцион Christie’s, который изучил свою базу данных о похищенных произведениях искусства, выявил потенциальные связи с Майлендером и Ригером и связался с представителями их наследников. Работа размером 43 на 28 сантиметров, выполненная гуашью и черным карандашом, осталась в аукционном доме.

Адвокат фонда Лемана Таддеус Дж. Штаубер заявил суду, что его клиент имеет самые веские права собственности отчасти потому, что старший Леман купил рисунок добросовестно, а сын публично идентифицировался в течение десятилетий как его владелец.

Наследники Ригера возразили, что владелец галереи нацистской эпохи по имени Фридрих Вельц буквально забрал Шиле у Ригера и вывел его на рынок произведений искусства. Рэймонд Дауд, адвокат наследников Ригера, рассказал, что его клиенты потратили десятилетия на поиски этого рисунка.

«Это было миссией всей их жизни — найти это произведение искусства, — замечает Дауд, суммируя показания наследника Ригера, Майкла Бара. — Семья сделала все, что могла».

Но судья Дойл обнаружил, что претензии Ригера на работу нивелируются аргументами в пользу того, что портрет Шиле, которым он владел, вероятно, был другой работой.

Вместо этого он встал на сторону наследников Майлендера, чей адвокат Орен Дж. Варшавски утверждал, что сумма доказательств приводит к «неопровержимому выводу» о том, что рисунок принадлежал Майлендеру.

Наследники Майлендера утверждают: в разгар нацистских преследований коллекция произведений искусства их родственника была передана некоей знакомой, Этельке Хофманн. В 1941 году Майлендер был депортирован в нацистский лагерь смерти, где и был убит. Позже, в 1960 году Хофманн продала какому-то коллекционеру ряд работ из коллекции Майлендера, в том числе ту, что описана в контракте как «Эдит Шиле, сидящая, акварельный рисунок, подписанная и датированная 1917 годом».

Судья Дойл сослался на показания профессора Тобиаса Наттера, историка искусств и эксперта по исследованию провенанса: его анализ показал, что только один из портретов жены Шиле полностью соответствует работе, описанной в контракте 1960 года.

Судья также установил, что Майлендер находился под давлением, когда передавал свою коллекцию Хофманн, потому что даже если их отношения были по-настоящему близкими, они возникли «в контексте его преследований нацистами» и не могли рассматриваться как добровольные.

Наследник Майлендера Майкл Лисснер, попечитель фонда Susan Zirkl Memorial Foundation Trust, который занимается проблемами аутизма, сказал: решение о передаче работы будет принято после консультаций с австрийской еврейской общиной: «Моя жена и я — также дети переживших Холокост. Это решение много значит для нас».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»

The New York Times: Нацист этажом ниже: как еврейская женщина скрывалась в собственном доме

Еврейке фрау Кодичек разрешили оставаться в квартирке на верхнем этаже ее собственного дома еще примерно год, после чего был издан приказ о депортации. Ее ждало мрачное и неопределенное будущее в польском гетто. Она бежала, бросив все свое имущество, включая единственную ценную картину, купленную ею за всю жизнь, — пейзаж Эгона Шиле.

МоМА по-тихому вернул картину Шагала 

Возвращение картины Шагала является одним из наиболее необычных случаев реституции произведений искусства музеем за последние годы, отчасти из-за финансового соглашения, сопровождавшего ее возвращение наследникам: те продали картину в 2023 году за 24 млн долларов. MoMA, который приобрел работу в 1949 году, в соответствии с соглашением, заключенным компанией по реституции, представлявшей интересы семи наследников, получил 4 млн долларов в качестве компенсации за ее возврат.