Потомки партизан Бельских выходят на сцены и на экраны
Джордан Бельски вырос, зная, что его дедушка Тувия был героем, пишет журналистка The Times of Israel Лиза Клуг.
Впоследствии командир знаменитого партизанского отряда братьев Бельских, поначалу Тувия просто бежал от немцев в белорусские леса и там, вместе с тремя своими братьями и сестрами, укрывал других беглецов и вывозил евреев из гетто. Постепенно эта группа молодежи все чаще стала проводить ответные рейды против немцев и их пособников-коллаборационистов.
Считается, что партизанский отряд Бельских — Тувии и его братьев Зуся, Асаэля и Арона — спас 1 236 евреев, в основном стариков, женщин и детей. Это была крупнейшая вооруженная операция по спасению евреев евреями на протяжении всей Второй мировой войны.
Приблизительно 25 тыс. человек живут сегодня благодаря усилиям братьев Бельских.
«Это редкий пример триумфа и выживания в один из самых мрачных моментов истории 20 века, — говорит Джордан Бельски. — Мой дедушка постоянно жив в моей памяти».
Младший Бельский сам рассказывает фрагмент этой истории в новой постановке в «Косах» — бывшем Еврейском женском театре. Премьера спектакля под названием «Воспоминания о настоящем», состоящего из пятнадцати реальных эпизодов из жизни потомков людей, переживших Холокост, состоится на этой неделе в Лос-Анджелесе.
«Это мощные истории, рассказанные от первого лица. По-настоящему важные истории, которыми стоит поделиться», — комментирует Бельски.
Показ продлится до 6 февраля с личными выступлениями участников, а также их выступлениями в «зуме».
Программа эта — часть проекта, сохраняющего наследие братьев Бельских. В числе его результатов, например, бестселлер 1993 года «Непокорность: партизаны Бельского» авторства Нехамы Тек, ставший основой для художественного фильма «Неповиновение». В номинированной на «Оскар» картине в свое время сыграли Дэниел Крейг, Лив Шрайбер, Джейми Белл и Джордж Маккей.
Накануне дебюта фильма в 2008 году другой внук Тувии, Брендон Реннерт, помог подготовить выставку в Музее Холокоста во Флориде.
Сегодня Реннерт рассказывает старшеклассникам о героизме членов своей семьи: Тувия руководил всем отрядом, Зусь возглавлял разведку, Асаэль руководил вооруженным формированием, а Арон приводил к партизанам беглых евреев и служил связным между скрывавшимися в лесу братьями.
«Он всегда знал, где они находятся, и лучше всех знал лес, — говорит Реннерт. — Вместе братья были непобедимой силой».
С самого начала Тувия стал направлять людей в гетто, чтобы освобождать евреев. Реннерт рассказывает: «Очень нужны были именно молодые бойцы, но он приказывал спасать любого еврея, готового к бою или нет. Тувия говорил: «Я лучше спасу одну старушку-еврейку, чем убью десять нацистов»».
Когда Тувия в 1987 году умер, он был почти нищим. Похоронили его в Нью-Йорке. Но через год тело эксгумировали и похоронили уже с воинскими почестями в Иерусалиме.
Асаэль был призван в Красную армию и погиб в бою в 1945 году. Зусь умер 50 лет спустя… В своей книге Нехама Тек подробно описывает смерти родителей Тувии, его жены и двух братьев.
Арон Бельски (ныне Белл), которому 95 лет, рассказывает, что он думает об изображении Тувии на сцене, о выступлении Джордана Бельски и усилиях других родственников: «Слава Б-гу, что они рассказывают об этом всему миру. Они должны это делать. Я испытываю гордость, что кто-то сегодня говорит миру правду о том, что происходило на самом деле».
Белл и его жена, 83-летняя Хенрика, дантист на пенсии, из своего дома в Палм-Бич, во Флориде, управляют Фондом Бельского для поддержки еврейских сирот в Пинске, в Белоруссии.
Хенрика считает, что указание бежать в лес своим сыновьям дал отец братьев — Давид, почти забытая сегодня фигура.
«Люди всегда приходили в дом Тувии и Зуся в Бруклине и говорили им спасибо, — вспоминает она. – Дружба, начавшаяся в лесу, осталась на всю жизнь. Выжившие всегда собирались у нас, приходили каждый год. Конечно, с каждым годом их было все меньше и меньше»
.
Часть жизни
Когда Джордан Бельски учился в старших классах Бард-колледжа (в РФ внесен в список нежелательных организаций. – Ред.), он написал режиссеру «Неповиновения» Эду Цвику: «Я брошу все, чтобы участвовать в этом».
Фрагмент фильма, в котором он участвовал, рассказывал о том, как его двоюродный дед Зусь узнал, что его жена и сын убиты.
«Это была вымышленная сцена, но основанная на реальных событиях, — вспоминает Бельски, которому в то время было 20 лет. — И это изменило траекторию моей жизни. Я вернулся в колледж и отныне посвятил свою жизнь искусству рассказывания историй, в основном как писатель и актер».
Сейчас 36-летний Джордан готовится к дебюту в «Сахаре» — новом оригинальном сериале для Apple TV+ с Колином Фарреллом в главной роли (режиссер Марк Протосевич).
В спектакле «Воспоминание о настоящем» он играет множество ролей, в том числе самого себя. Основой его роли послужило интервью Ронды Спивак — соучредителя и художественного руководителя театра «Косы» — с Джорданом и его отцом Робертом. Статья Спивак под названием «Никто не просыпается утром и не говорит: «Сегодня я стану героем»» посвящена была чувству ответственности.
Другие истории включают в себя, например, сюжет о дочери, ставшей свидетельницей показаний ее отца Фонду Шоа Спилберга и того, как это заново открыло для него глубокие психологические раны. Другая участница спектакля, дочь бойца французского Сопротивления, использует пример своей матери как образец для собственной гражданской активности.
«Холокост не закончился победой над нацизмом, — говорит Спивак. — Меня поражают все те способы, большие и малые, которые изменили жизнь людей, воспитанных выжившими. И что еще более удивительно, эти истории — не только трагедии. Некоторые моменты заставляли меня плакать, но другие давали почувствовать гордость за силу человеческого духа. И все эти истории вдохновляют и научают чему-то жизненно важному в опасные времена».
Режиссер спектакля Сьюзен Моргенштерн сотрудничает с Generations of the Shoah International, крупнейшей в мире организацией переживших Холокост; If You Heard What I Heard, организацией внуков переживших Холокост; и The Generations After — многопоколенческим сообществом переживших Холокост и их потомков.
Незаконченное дело
Спектакль Бельски — не единственное творческое средство, используемое потомками партизан для прославления героизма их предков.
«Любая возможность, которая предоставляется потомкам Бельски, чтобы разделить наследие своей семьи, выглядит подарком», — говорит Шэрон Реннерт, старшая сестра Брендона.
Телевизионный редактор из Лос-Анджелеса, Реннерт снимала интервью и собирала материалы о Бельском на протяжении двух десятилетий.
«Тувия, его жена Лилка и другие члены семьи — очень важные персонажи, огромные личности, — говорит она. — Они удивительные, пронзительные и при этом они травмированные».
Реннерт сумела запечатлеть дерзкую откровенность своей покойной бабушки, умершей в 2001 году, в беседе с ее покойной невесткой Соней — женой Зуся. Свидетельство Сони также появилось в сети благодаря фонду USC Shoah Foundation.
Реннерт говорит, что со временем она «пришла к выводу, что также является частью этого наследия, а наследие — частью меня». И она захотела снять фильм, чтобы рассказать историю глазами внука героев.
Так Реннерт стала представлять фрагменты своего незавершенного фильма «Стать Бельским: личная история партизан Бельских» на конференциях, в музеях и синагогах. По ее словам, после завершения основной серии съемок она планирует сотрудничать с продюсером, чтобы сориентироваться в деловой части для завершения фильма.
Для съемки последних эпизодов в июле 2019 года она наняла съемочную группу. Снимали в честь 75-летия освобождения лагеря партизан под названием «Иерусалимский лагерь»: сто потомков этих партизан танцевали в лесах Налибокской пущи.
Реннерт считает свое наследие «грузом, передающимся из поколения в поколение»: «Надеюсь, если мы продолжим рассказывать эту историю, в конце концов кто-нибудь ее услышит. Мне кажется священной обязанностью сохранять эту историю в общественном сознании».
Декларация этой ценности широко распространена среди тех, кого коснулись усилия семьи Бельских.
«Мы все гордимся нашей семьей и очень привержены наследию», — говорит единственная дочь Асаэля «Асси» Вайнштейна.
«Мои дедушка и бабушка в то время были примерно моего нынешнего возраста, от 70 до 80 лет, — рассказывает Вайнштейн, журналистка на пенсии из Тель-Авива. — Как они могли выжить?.. Моя мать вышла замуж за Асаэля, и он пообещал ей: «Если ты выйдешь за меня замуж, я спасу твою семью. Я позабочусь о тебе, твоих родителях, сестрах и братьях»».
За годы своей журналистской карьеры Вайнштейн опубликовала множество статей о Бельских. После Войны Судного дня в 1973 году ее радиопрограмма «Коль Исраэль» о выживших партизанах получила в Израиле настоящее признание. Она также опубликовала детскую книгу на иврите под названием «Ялдат ха-Яар» («Лесная девочка») — о двоюродной сестре по материнской линии, на бруклинском надгробии которой было написано: «Самая юная партизанка».
У Вайнштейн есть еще одна страсть, близкая ее сердцу. Ее муж Амнон, мастер по изготовлению скрипок, запустил проект «Скрипки надежды» вместе с их сыном Авшаломом. И так получилось, что этот проект фигурирует в другой постановке театра «Косы».
Джордан Бельски утверждает, что «наследие семьи и вес всего этого — вопрос жизни, над которым я лично бьюсь всю жизнь не только как Бельски, но и как артист».
То есть его главный месседж в этом спектакле: «Никогда не сдавайся».