Посланницы «Хабада» раз в год собираются вместе и обсуждают насущные проблемы
Первый пост Ривки Герцель в инстаграме (управляющая социальной сетью компания Mеta признана в РФ экстремистской организацией. – Ред.) демонстрирует традиционное хабадское мероприятие: выпечку мацы детьми, организованную Ривкой и ее мужем в столице Замбии Лусаке накануне прошлогоднего Песаха. Об этом пишет журналистка JTA Джеки Хайденберг.
Как и многие посты в инстаграме, эта веселая фотография рассказывает не всю историю: поварские колпаки детей были сделаны из бумаги, фартуки — из мешков для мусора, а скалки — на самом деле оторванные ручки вантузов, завернутые в пищевую пленку, которую Герцель закупила в местном магазине, когда поняла, что критически не хватает принадлежностей для выпечки.
Только после того, как процесс выпечки был завершен, 22-летняя Герцель рассказала о происхождении «скалок». К ее облегчению, родители детей посмеялись.
Несколько месяцев спустя, в посте под заголовком «Возвращение в четверг», Герцель поделилась фотографией этих разобранных вантузов. Их красные «наконечники» располагались рядом с отделенными ручками…
«Как вы думаете, для чего мы использовали эти ручки?» — спросила она.
Один подписчик ответил: «Посох Моше». Другой написал: «Как вантуз :)»
Затем она, к радости подписчиков, сообщила, что это скалки.
«У меня есть друзья на Аляске, в Нью-Йорке и других местах, все они были взволнованы и вдохновлены этим, — заявляет Герцель. — Когда вы живете в Нью-Йорке, разве вы думаете о еврейских детях в Африке? Нет. Однако все они были вдохновлены тем, на что мы готовы были пойти, чтобы подарить детям особый еврейский опыт».
Деятельность Герцель является примером той все более значимой и разносторонней роли, которую инстаграм играет в жизни посланниц «Хабада», известных как шлухос.
Совсем недавно около 4000 посланниц собрались на свою очередную конференцию, завершившуюся гала-ужином в конференц-центре Нью-Джерси. При этом в остальное время года многие посланницы живут без надежной системы ортодоксальной поддержки и часто берут на себя ведущую роль в организации еврейских мероприятий в тех отдаленных местах, где очень мало соблюдающих евреев.
Чтобы заполнить вакуум, некоторые из них обращаются к инстаграму как средству документирования своей работы и личной жизни. И по мере того, как молодое поколение посланников по всему миру размещает посты, как они представляют свою работу с евреями, возникает особая атмосфера в этой части инстаграма.
Некоторые создают красивую серию фотографий, другие используют платформу, чтобы транслировать и комментировать сложные аспекты воспитания в еврейской семье. Есть и те, кто держит свои аккаунты в секрете, рассматривая социальные сети в первую очередь как способ связаться с друзьями и родственниками.
«Существует много замечательных вещей, для которых можно использовать социальные сети, — говорит Хави Брук, посланница «Хабада» в Бозмане, штат Монтана, США. — Чем больше мы говорим о повседневной борьбе, повседневной жизни посланницы, тем более крепнет сообщество, появляется утешение и поддержка».
38-летняя Брук использует инстаграм уже около 10 лет, а регулярно пользуется — около трех лет. Ее аккаунт представляет собой сочетание красочных семейных фотографий и длительных историй, обращенных к фронтальной камере: «не приукрашивая вещи», она рассказывает о себе как о родителе пятерых приемных детей, один из которых чернокожий, а другой страдает эпилептическим расстройством. При этом Брук живет в штате, где община составляет всего 5000 евреев.
15 февраля она опубликовала историю о засоре септика в ее доме, который не подключен к городской канализации.
«Уже два дня пытаются выяснить, где засор, и не могут понять, — говорит Брук в своем видео. — Мы пробовали все. Ведь мы не можем пользоваться большим количеством воды! Пришлось искать экскаватор. И нам очень повезло, что он оказался у нашего соседа! Такая Монтана!»
«Я показываю себя такой, какая есть, — говорит Брук. — Если вы делаете что-то действительно потрясающее, и вам нравится то, что вы делаете, не означает, что это не будет сложно… У поколения моих родителей не было места для рассказов о трудностях. Я думаю, в том поколении на посланников смотрели как на сверхлюдей: они просто смогли проделывать все это и не показывать своих слабостей… А нам нужно сказать: “Знаете что? Мы посланницы, и мы делаем удивительные вещи. Мы делаем даже сверхчеловеческие вещи. Но нет, мы не сверхлюди”».
Некоторые посланницы используют инстаграм в качестве способа показать «модную версию» самих себя, чтобы наладить контакт с молодыми евреями. 31-летняя Эмуна Вирцберг, директор филадельфийской художественной галереи Old City Jewish Arts Center, выступает как модный блогер. Вирцберг и ее муж Залман работают с евреями в возрасте от 20 до 30 лет. Обычно они встречаются в галерее, на светских мероприятиях на художественные темы, для общения и шикарных шабатних ужинов.
Инстаграм Вирцберг в основном бежевый, черный и белый, демонстрирующий ее элегантный и одновременно скромный стиль: шелковые юбки с наслоениями трикотажа, объемные блейзеры и пальто, а также разнообразные широкополые шляпы. Некоторые фотографии сделаны в Филадельфии, некоторые — в Израиле.
Вирцберг также публикует стилизованные фотографии своей семейной жизни и еврейских ритуалов: пуримские костюмы членов ее семьи, Ханука и зажжение свечей перед шабатом… Некоторые публикации связаны с учением Хабада, включая ссылки на Хаю-Мушку Шнеерсон, жену седьмого Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона.
Друзья Вирцберг — а у нее 20 тыс. подписчиков — спрашивают, почему она не пытается монетизировать свою страницу, хотя у нее есть ссылки для пожертвований местным еврейским организациям. «Я рассматриваю свою страницу инстаграма как часть своего посланничества, поэтому не хочу, чтобы это было местом, где я зарабатываю деньги», — заявляет она.
Вирцберг публикует видеоролики о том, как она готовит в шабат: например, рассказывает о случае, когда случайно использовала некошерную горчицу для курицы, и ей пришлось выбросить все блюдо.
Вирцберг отмечает, что ценит «каждую возможность показать свою жизнь посланницы, хабадской хасидской женщины». Она добавляет: «Показывать это всему миру и показывать это своим подписчикам, общаться с ними таким образом — отличный канал для подобных целей».
Впрочем, есть посланницы, которые уклоняются от использования инстаграма в качестве публичной платформы, активно пользуясь при этом соцсетями. Так, для 26-летней Эстер Хехт, посланницы из Окленда (Новая Зеландия), телефонные звонки друзьям и семье в Англию и Соединенные Штаты часто выглядят невыполнимой задачей: отторжение от этого процесса, как показывают опросы, она разделяет с другими представителями своего поколения. Вместо этого она считает асинхронный характер социальных сетей полезной альтернативой, когда речь идет об общении с людьми.
На конференции в Нью-Джерси, в перерывах между выступлениями на трибуне, она раздавала свой телефон другим посланницам, чтобы обменяться ссылками в соцсетях. На вопрос о том, почему она все же фокусируется на платформах, она отвечает: «Это помогает мне оставаться на связи».