Репортаж

Пока не начали стрелять

Ирина Кордонская 28 августа 2017
Поделиться

До 24 сентября в Эрмитаже показывают частный фотоархив, найденный на антресолях питерской коммуналки. Эти кадры воспроизводят жизнь в Ленинграде и Берлине, какой она была в 1920–1930‑х годах.

В зале Главного штаба идет непрерывный слайд‑фильм из фотографий. В красном свете «сушатся» на прищепках снимки, а другие «проявляются» в ванночках, как в домашней фотолаборатории или в фильме «Blow Up». Намек на частное жилище, который четко артикулировали дизайнеры экспозиции Андрей Шелютто, Ирина Чекмарева и Тимофей Журавлев, уместен — выставка «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920–1930‑х годов» демонстрирует именно любительский фотоархив.

«2 Хенкин 2» — можно прочитать на обложке книги, выпущенной к выставке. Подобным образом, заключая фамилию в двойки как в скобки, анонсировали в 1920‑х события, в которых участвовали два брата, так указывали на афишах тех же Стенбергов. Но братья Хенкины — Евгений (1900–1938) и Яков (1903–1941) — никогда не выставлялись. Обладая несомненным вкусом и мастерством, талантливо ловя ракурс и умело выстраивая кадр, они снимали исключительно для себя, и тем интересны. Эти непарадные изображения рисуют честный, неотягощенный пропагандистскими рамками и потому не слишком знакомый портрет эпохи, которую авторам удалось чуть‑чуть пережить.

Портрет мужчины за столом. 1930‑е годы

Родились оба в Ростове‑на‑Дону, после революции старший, Евгений, отправился в Германию и в 1926 году перебрался в Берлин, где учился в высшей технической школе и стал профессиональным исполнителем на терменвоксе. Сбежав в 1936‑м от нацистов на родину, он был арестован и расстрелян НКВД. Яков работал в Ленинграде бухгалтером, потом инженером‑экономистом и в начале войны умер в госпитале от ран. Фотография была для обоих хобби, но кажется, что что это было делом жизни, и 7 тыс. негативов, обнаруженных в 2001 году внучкой Якова Ольгой (лишь 142 из них показывают в Главном штабе), — главный ее итог. Владелица фотоархива, живущая в Лозанне Ольга Маслова‑Вальтер, создала Фонд братьев Хенкиных. Выставка призвана ввести их имена в историю и художественный контекст.

Групповой портрет на фоне Елагиноостровского дворца. 1930-е годы

Жизнь двух энергичных европейских городов передана в этих кадрах в прическах и одежде, в объятиях и поцелуях, в занятиях и нравах обывателей, в лицах стариков, детей и спортсменов, улыбающихся миру, которому скоро — они еще этого не знают — придет конец. Города разные, но сюжеты повторяются. Демонстрация с флагами течет по Дворцовой площади, штурмовики маршируют на Паризеплатц. Респектабельная пара вскидывает руки в нацистском приветствии, участники парада физкультурников вскидывают винтовки — не предполагая еще, в кого через несколько лет будут целиться. «Снимки по определению невинны, но при взгляде с дистанции времени становятся зловещим предостережением, — комментирует выставку ее куратор, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. — Немецкие дети уже сидят в песочных кораблях с надписью “Гитлер”».

Фрида Файн у афишной тумбы. 1930-е годы

В поисках мест, по которым еще можно опознать довоенный Берлин, Озерков весной 2017‑го отправился в немецкую столицу. На одной из улиц более или менее уцелевшего Вильмерсдорфа, а перед войной это был в значительной степени еврейский район, он идентифицировал вид с фотографии, и тут же, перед домом, увидел горящие свечи. Накануне был День памяти жертв Холокоста — свечи горели рядом с «камнями преткновения», на которых начертаны имена депортированных евреев. Евгений Хенкин мог бы стать одним из них. Но пал жертвой советского «Большого террора», который в своих фотографиях почти предсказал. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Скульптуры Шагала, процессы Кафки

Мартин‑Гропиус‑бау находится в двух шагах от того места, где стоял отель «Askanischer Hof» — Кафка здесь часто останавливался, именно в нем 12 июля 1914 года произошло роковое для него объяснение с Фелисией Бауэр, ее сестрой и подругой, приведшее в итоге к разрыву помолвки (впрочем, та длилась всего шесть недель). Встречу Кафка воспринял как «судебное заседание в отеле», она стала толчком к написанию романа.

Анна Чудецкая: «Интриги были на уровне академиков»

Флора Яковлевна говорила, что он нееврейский художник. Хотя есть у него и «Погром», и другие вещи. Тышлер чувствовал себя художником мирового уровня. Тышлер очень индивидуален, и благодаря такому обостренному интуитивному индивидуализму он хорошо чувствовал свое национальное. Можно сказать, что образное мышление художника пронизывало и индивидуальные, и национальные, и архетипические пласты.

The New Yorker: Одержимость искусством и великое признание Шарлотты Саломон

80 лет назад, 19 июля 1937 года, в Мюнхене открылась выставка «Дегенеративное искусство». В здании галереи в парке Хофгартен было представлено около 650 произведений художников, конфискованных нацистами в 32 музеях Германии. Несколько месяцев спустя выставку демонстрировали в Берлине, где в престижной Академии искусств училась юная Шарлотта Саломон. Через шесть лет 26-летняя художница погибнет в нацистском концлагере.