Резонанс

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Подготовил Семен Чарный 25 июля 2024
Поделиться

После 7 октября 2023 года Музей Израиля в Иерусалиме решил, что название учреждения не будет появляться на этикетках произведений, переданных во временное пользование зарубежным музеям, пишет журналистка Haaretz Наама Риба. Эта стратегия была выработана исполняющей обязанности директора музея Сюзанной Ландау и одобрена председателем правления Ицхаком Молхо.

Музей Израиля имеет одну из лучших коллекций произведений искусства в мире, особенно 19 и 20 веков, поэтому его работы пользуются спросом для аренды на выставки. Без подобной аренды музеям не хватает работ, чтобы делать крупные выставки. Предметы искусства продолжают предоставлять в аренду даже во время войны, но на других условиях.

АМАдео модильяни. портрет леопольда збровски. 1916. Выставка в музее барберини в потсдаме

Музей сохранял конфиденциальность в отношении этой стратегии. Но о ней стало известно случайно, при посещении музея Барберини в Потсдаме, недалеко от Берлина. 

В настоящее время в этом немецком музее экспонируется большая выставка работ художника-еврея Амедео Модильяни — одного из известнейших представителей так называемой «парижской школы».

На выставке экспонируются десятки картин художника, написанных маслом, включающих портреты и обнаженную натуру, а также десятки работ тех художников, которые повлияли на него или находились под его влиянием, таких как Пабло Пикассо, Густав Климт, Эгон Шиле. Подобные выставки уникальны, так как требуют собирания картин из музеев со всего мира. Соответственно, они привлекают и большое число посетителей.

У ряда израильских музеев, в том числе Музея Израиля, Тель-Авивского музея изобразительных искусств и Музея Рубена и Эдит Хехт в Хайфском университете, есть картины Модильяни. Ожидалось, что для выставки будут предоставлены картины из Израиля, а также работы из некоторых крупнейших музеев мира, включая Центр Помпиду и Музей Оранжери в Париже, Тейт в Лондоне, Метрополитен в Нью-Йорке и Альбертина в Вене.

Этикетка к работе под названием «Обнаженная в шляпе» указывает на то, что она взята во временное пользование у Музея четы Хехт, при этом без указания местонахождения музея. Работа необычна тем, что Модильяни записал обе стороны холста. На оборотной стороне, повернутым на 180 градусов (то есть вверх тормашками), можно видеть портрет Мод Абрантес — дамы из парижского круга художника.

 

ТАБЛИЧКА К Картине в музее барберини в потсдаме без указания израиля

Представители Музея Хехт объясняют: решение не указывать местонахождение их музея принято параллельно с подобным решением Музея Израиля для того, чтобы избежать вандализма в отношении картины, которая весьма заметна на выставке.

Хотя портреты Леопольда Зборовского, покровителя Модильяни, и его друга, уроженца Белоруссии, французского художника-еврея Хаима Сутина занимают центральное место на выставке, в этикетке даже не сказано, что картины предоставил Музей Израиля: в ней говорится об «анонимном коллекционере», как обычно называют коллекционеров частных.

На сайте Музея Израиля отмечается: «На этом первом из шести портретов Зборовского, созданных художником, маршан изображен со скрещенными руками и демонстрирует большую самоуверенность. Наклон его головы и светло-голубые глаза без зрачков — отличительная черта манеры Модильяни — создают впечатление о духовном человеке, погруженном в размышления». 

Работа передана в постоянную аренду Музею Израиля Фондом Георга и Йози Гуггенхайм через Швейцарскую ассоциацию друзей Музея Израиля.

Небольшое расследование показало, что картина Питера Пауля Рубенса из Музея Израиля была одолжена несколько месяцев назад для выставки в римской Галерее Боргезе, а три картины Сутина передавались в аренду Музею современного искусства Луизиана в Дании для огромной выставки работ художника, завершившейся 14 июля. В то же время две картины Марка Шагала из Тель-Авивского художественного музея — «Стена Плача» и «Одиночество» — выставлялись в нескольких музеях, в том числе в Fundacion MAPFRE в Мадриде. 

Ожидается, что оба названных музея предоставят свои работы и для выставки Шагала, которая откроется в сентябре в венской Альбертине: ее директора имеют тесные связи с Израилем.

Исполнительный директор музея израиля Сюзанна ландау

Сюзанна Ландау говорит, что Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно».

— Много ли запросов на предоставление картин в аренду поступает сейчас в музей?

«Запросов много, и музею есть что дать. Это часть сети наших связей, так что мы тоже сможем потом получить. Но с 7 октября были и отмены. Так, был случай в Австралии, когда отказались указывать источник работы как в каталоге, так и в тексте этикетки. Вся эта идея возникла из заботы и ответственности за наши работы, так что я поддерживаю ее».

— Музеи любят хвастаться: ведь предлагать картины на выставки — это своеобразная «демонстрация силы».

«Не в нынешней ситуации. Мы не можем себе позволить подвергать работы опасности. Ведь мы находимся в необычной ситуации. В таких случаях следует продолжать сотрудничать, но действовать надо с чувством ответственности за сохранность работ».

Марк шагал. одиночество. 1933

Директор Тель-Авивского музея изобразительных искусств Таня Коэн-Уззиэли впервые слышит об упомянутой стратегии Музея Израиля, где прежде она много лет работала на руководящих должностях. 

«Я не знала об их политике. Мы предоставляем сейчас на выставки пару Шагалов, и я, признаться, не думала, что это может вызвать проблемы. Уверена, у Тель-Авивского музея есть повод гордиться, я не собираюсь прятаться. И я верю, что музеи-арендаторы сумеют защитить работы на выставках», — говорит она.

Однако Коэн-Уззиэли понимает эти опасения, отчасти потому, что по всему миру музеи становятся аренами протеста: «Музеи сегодня активно участвуют в общественной жизни. Это началось с протестов «Черные жизни важны» (BLM), далее перешло к климатическому кризису, а теперь и антиизраильским демонстрациям. В других учреждениях культуры, таких как концертные залы и библиотеки, подобного пока не происходит».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Haaretz: Американские художники-евреи чувствуют, что им затыкают рот 

«Дело не только в бойкоте израильских институтов, но и израильтян, евреев и неевреев, которые сочувствуют израильтянам, и тех израильтян, которые выражают боль и скорбь в связи с событиями 7 октября, последствиями нападения или плачевным состоянием израильской политики. Это мешает диалогу и создает плоское поле, в котором допустима одна-единственная точка зрения на действительность»

От корриды до Евро-2024: как реагируют евреи на открытую поддержку Испанией сектора Газа 

После 7 октября все изменилось: Испания стала одним из самых ярых европейских критиков войны Израиля в секторе Газа. Опрос Королевского института «Элькано» — аналитического центра, базирующегося в Мадриде — показал, что 78% испанцев выступают за признание палестинского государства. В то же время десятки испанских университетов объявили о приостановке всех связей с израильскими учреждениями и исследовательскими центрами

Бойкот Израиля распространяется на все новые общественные сферы

«Стать государством-изгоем означает то, что даже если формально ничего не происходит, все меньше компаний хотят инвестировать в Израиль, все меньше университетов хотят сотрудничать с израильскими учреждениями. Все это происходит тогда, когда ты получаешь этот символический статус». Израильтяне обнаруживают, что их больше не приглашают во многие европейские университеты, включая участие в научном сотрудничестве. Участие в культурных учреждениях и выставках вооружений также все больше становится табу.