Поклонники творчества художника Марка Подвала любят описывать визуальные каламбуры, метафоры и трансформации, которые были его фирменным знаком, пишет журналист JTA Эндрю Силлоу-Кэролл.
«Город вырастает из открытой книги».
«Детский шум может стать виселицей для нечестивцев».
«Бегун-еврей, которого можно узнать по эмблеме израильского флага на его или ее нагруднике, пересекает не финишную ленту, а арку с колоннами и цветочными узорами, типичными для титульных листов еврейских книг».
В иллюстрациях, созданных для книг, газет, синагогальных гобеленов и галерейных стен, Подвал разработал такой еврейский визуальный словарь, который сделал его одним из самых известных еврейских художников эпохи. Он также стал единственным практикующим врачом (дерматологом), чьи работы включены в коллекцию современного искусства Музея Метрополитен.
Писательница Синтия Озик однажды сравнила его с хасидским цадиком, написав, что он «может зажечь магию в нарисованном изображении и фактически обратить вспять природу и общество».
Подвал, живший в Нью-Йорке, умер 13 сентября. Ему было 79 лет.
Отзыв Озик о его творчестве был включен в сборник под названием «Переосмысление: 45 лет еврейского искусства» (2016) — книжную ретроспективу работ художника, в которую также вошло предисловие его друга Эли Визеля.
Подвал иллюстрировал издание «Евреев молчания» Визеля, книги о советских евреях, а в 1983 году сотрудничал с Визелем над «Големом», версией народной сказки, действие которой разворачивается в средневековой Праге — городе, к которому художник питал особую симпатию. Подвал сопровождал Визеля в Осло, когда в 1986 году переживший Холокост писатель получил Нобелевскую премию мира.
«Они были не только близкими друзьями, но и соавторами, образное творчество Марка вдохнуло цвет и жизнь в еврейские истории, которые они рассказывали вместе», — написал в своем некрологе Фонд Эли Визеля.
The New York Times часто заказывала у него иллюстрации, включая целое портфолио, появившееся через неделю после террористических атак 11 сентября и изображавшее дома, предприятия и офисы с развевающимся американским флагом.
Тем не менее, в своем творчестве он неизменно возвращался к еврейской теме.
В 2023 году в Музее на Элдридж-стрит, в отреставрированной синагоге 19 века в Нижнем Ист-Сайде в Нью-Йорке, были представлены переработанные еврейские гравюры на дереве 16 века, которые Подвал творчески переосмыслил с учетом современных реалий. А ограниченный тираж его гравюр, прослеживающих еврейскую историю через стихи псалмов, был впервые выставлен в Музее Терезинского гетто в Чехии.
«Директора и кураторы музея настоятельно рекомендовали мне расширить тематику — стать художником более универсальным, не ограничиваться лишь еврейским содержанием, но мое сердце откликается именно на еврейский опыт», — рассказывал Подвал в Нью-Йоркской публичной библиотеке в 2023 году.
Его еврейские работы включают также иллюстрации Агады и реформистского молитвенника для молодежи. Он расписывал ткань, созданную специально для Старой синагоги в Праге и синагоги в Брно. В 2016 году Музей на Элдридж-стрит представлял выставку его работ о польском штетле, где родилась и выросла его мать, а в 2024 году этот же музей установил мозаичный пол с его интерпретацией еврейского зодиака.
Можно вспомнить и более ранние его работы: так, в 1996 году нью-йоркская синагога «Эману-Эль» заказала Подвалу дизайн занавеса ковчега и пяти вышитых покрывал для Торы. А в 1981 году художник разработал сценический фон для концерта Саймона и Гарфинкеля в Израиле.
При этом на протяжении всей своей художественной карьеры Подвал, получавший похвалы от таких известных личностей, как Мел Брукс или историк Дэвид Маккалоу, продолжал преподавать дерматологию в Медицинской школе Гроссмана Нью-Йоркского университета.
Он родился 8 июня 1945 года и вырос в районе Фреш-Медоуз в Квинсе (Нью-Йорк). Его отец, владелец бара, поощрял его занятия медициной. Мать Марка, Дороти, ребенком приехала в Америку в 1929 году вместе со своими родителями. Впоследствии она часто вспоминала своего брата Давида, который не смог эмигрировать вместе с семьей и позже был убит в Треблинке. Мать Дороти — бабушка Марка — перенесла тяжелый нервный срыв, узнав об этом, и последние 18 лет жизни провела в психиатрической больнице в Квинсе.
«Мне говорили, что мой дядя Давид очень хорошо рисовал, — рассказывал Подвал в 2016 году в интервью New York Jewish Week. — Я хотел бы верить, что мой талант в искусстве — это дар в память о нем».
Впервые он начал рисовать, будучи студентом-медиком Нью-Йоркского университета. Его работы выставлялись в главном зале Медицинской школы и появлялись на обложках журнала Американской медицинской ассоциации. Рисунки на политические темы, которые он делал на четвертом курсе, были опубликованы в его первой книге «Упадок и разрушение Американской империи» (1971) и выставлены в художественной галерее на Мэдисон-авеню.
Он изучал дерматологию, а не более трудоемкую хирургическую дисциплину, именно для того, чтобы иметь возможность уделять время своему искусству.
В интервью The Jewish Week Подвал описывал себя как «не соблюдающего ортодоксального еврея»: «Мой рисунок — это мой способ практики иудаизма, — заявлял он. — Это форма молитвы».
У него остались жена Аяла и сыновья Майкл и Ариэль.