Кадиш

Памяти Марка Подвала, художника и врача

Подготовил Семен Чарный 25 сентября 2024
Поделиться

Поклонники творчества художника Марка Подвала любят описывать визуальные каламбуры, метафоры и трансформации, которые были его фирменным знаком, пишет журналист JTA Эндрю Силлоу-Кэролл.

«Город вырастает из открытой книги».

«Детский шум может стать виселицей для нечестивцев».

«Бегун-еврей, которого можно узнать по эмблеме израильского флага на его или ее нагруднике, пересекает не финишную ленту, а арку с колоннами и цветочными узорами, типичными для титульных листов еврейских книг».

Рисунок Марка Подвала, посвященный Памяти жертв теракта на Мюнхенской олимпиаде 1972 года. Опубликовано в The New York Times в 1972 годУ

В иллюстрациях, созданных для книг, газет, синагогальных гобеленов и галерейных стен, Подвал разработал такой еврейский визуальный словарь, который сделал его одним из самых известных еврейских художников эпохи. Он также стал единственным практикующим врачом (дерматологом), чьи работы включены в коллекцию современного искусства Музея Метрополитен.

Писательница Синтия Озик однажды сравнила его с хасидским цадиком, написав, что он «может зажечь магию в нарисованном изображении и фактически обратить вспять природу и общество».

 

Подвал, живший в Нью-Йорке, умер 13 сентября. Ему было 79 лет.

Отзыв Озик о его творчестве был включен в сборник под названием «Переосмысление: 45 лет еврейского искусства» (2016) — книжную ретроспективу работ художника, в которую также вошло предисловие его друга Эли Визеля. 

Подвал иллюстрировал издание «Евреев молчания» Визеля, книги о советских евреях, а в 1983 году сотрудничал с Визелем над «Големом», версией народной сказки, действие которой разворачивается в средневековой Праге — городе, к которому художник питал особую симпатию. Подвал сопровождал Визеля в Осло, когда в 1986 году переживший Холокост писатель получил Нобелевскую премию мира.

«Они были не только близкими друзьями, но и соавторами, образное творчество Марка вдохнуло цвет и жизнь в еврейские истории, которые они рассказывали вместе», — написал в своем некрологе Фонд Эли Визеля.

The New York Times часто заказывала у него иллюстрации, включая целое портфолио, появившееся через неделю после террористических атак 11 сентября и изображавшее дома, предприятия и офисы с развевающимся американским флагом.

Тем не менее, в своем творчестве он неизменно возвращался к еврейской теме. 

Марк Подвал. 2007 год

В 2023 году в Музее на Элдридж-стрит, в отреставрированной синагоге 19 века в Нижнем Ист-Сайде в Нью-Йорке, были представлены переработанные еврейские гравюры на дереве 16 века, которые Подвал творчески переосмыслил с учетом современных реалий. А ограниченный тираж его гравюр, прослеживающих еврейскую историю через стихи псалмов, был впервые выставлен в Музее Терезинского гетто в Чехии.

«Директора и кураторы музея настоятельно рекомендовали мне расширить тематику — стать художником более универсальным, не ограничиваться лишь еврейским содержанием, но мое сердце откликается именно на еврейский опыт», — рассказывал Подвал в Нью-Йоркской публичной библиотеке в 2023 году.

Его еврейские работы включают также иллюстрации Агады и реформистского молитвенника для молодежи. Он расписывал ткань, созданную специально для Старой синагоги в Праге и синагоги в Брно. В 2016 году Музей на Элдридж-стрит представлял выставку его работ о польском штетле, где родилась и выросла его мать, а в 2024 году этот же музей установил мозаичный пол с его интерпретацией еврейского зодиака. 

Можно вспомнить и более ранние его работы: так, в 1996 году нью-йоркская синагога «Эману-Эль» заказала Подвалу дизайн занавеса ковчега и пяти вышитых покрывал для Торы. А в 1981 году художник разработал сценический фон для концерта Саймона и Гарфинкеля в Израиле.

При этом на протяжении всей своей художественной карьеры Подвал, получавший похвалы от таких известных личностей, как Мел Брукс или историк Дэвид Маккалоу, продолжал преподавать дерматологию в Медицинской школе Гроссмана Нью-Йоркского университета.

 

Он родился 8 июня 1945 года и вырос в районе Фреш-Медоуз в Квинсе (Нью-Йорк). Его отец, владелец бара, поощрял его занятия медициной. Мать Марка, Дороти, ребенком приехала в Америку в 1929 году вместе со своими родителями. Впоследствии она часто вспоминала своего брата Давида, который не смог эмигрировать вместе с семьей и позже был убит в Треблинке. Мать Дороти — бабушка Марка — перенесла тяжелый нервный срыв, узнав об этом, и последние 18 лет жизни провела в психиатрической больнице в Квинсе.

Работы Марка Подвала

«Мне говорили, что мой дядя Давид очень хорошо рисовал, — рассказывал Подвал в 2016 году в интервью New York Jewish Week. — Я хотел бы верить, что мой талант в искусстве — это дар в память о нем».

 

Впервые он начал рисовать, будучи студентом-медиком Нью-Йоркского университета. Его работы выставлялись в главном зале Медицинской школы и появлялись на обложках журнала Американской медицинской ассоциации. Рисунки на политические темы, которые он делал на четвертом курсе, были опубликованы в его первой книге «Упадок и разрушение Американской империи» (1971) и выставлены в художественной галерее на Мэдисон-авеню. 

Он изучал дерматологию, а не более трудоемкую хирургическую дисциплину, именно для того, чтобы иметь возможность уделять время своему искусству.

В интервью The Jewish Week Подвал описывал себя как «не соблюдающего ортодоксального еврея»: «Мой рисунок — это мой способ практики иудаизма, — заявлял он. — Это форма молитвы».

У него остались жена Аяла и сыновья Майкл и Ариэль.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Утраченная энциклопедия еврейских художников

Работая над энциклопедией, Шнейд черпал силы из панъевропейской еврейской École de Paris, из кафе, мастерских, у художников, галеристов и критиков со всего Парижа, а также Центральной и Восточной Европы. Шнейд обожал знакомить людей друг с другом, любил разговоры и встречи, с удовольствием курировал выставки, представлял художников публике, порой от искусства далекой, — словом, в 1930‑х служил кем‑то вроде транснационального импресарио

Haaretz: Американские художники-евреи чувствуют, что им затыкают рот 

«Дело не только в бойкоте израильских институтов, но и израильтян, евреев и неевреев, которые сочувствуют израильтянам, и тех израильтян, которые выражают боль и скорбь в связи с событиями 7 октября, последствиями нападения или плачевным состоянием израильской политики. Это мешает диалогу и создает плоское поле, в котором допустима одна-единственная точка зрения на действительность»

Пропавшие на 80 лет работы художника, жертвы Холокоста, возвращаются в Париж

Ари (Аркадий) Лошаков родился в 1892 году в еврейской семье в городе Оргеев (Орхей) в Бессарабии. Он служил офицером в годы Первой мировой войны, а в 1920 году уехал в Париж, чтобы заняться искусством. Лошаков выставлялся на некоторых престижных художественных выставках в Париже, подрабатывая при этом неполный рабочий день в фотостудии, чтобы выжить. Когда разразилась Вторая мировая война и нацистские войска оккупировали Париж, Лошаков вынужден был скрываться. Он умер от голода и болезней в октябре 1941 года.