Видео дня

От «Сайнфелда» до «2000-летнего старика»: 15 главных моментов в еврейской комедии

23 декабря 2018
Поделиться

Музей еврейского народа (Бейт-Хатфуцот) выбрал список из 15 величайших моментов в истории еврейской комедии.

Среди фильмов и программ входящих в этот список, – Зайнфельд, «2000-летний старик» Мела Брукса и Карла Райнера, «Борщевой пояс», дебют Джоан Риверс 1965 года  в программе «Сегодня вечером», «Ханукальная песня» Адама Сэндлера и шутка Хенни Янгмена «Возьми мою жену, пожалуйста».

Список совпадает с музейной экспозицией «Пусть будет смех – еврейский юмор во всем мире», а его выпуск приурочен к состоявшемуся 17 декабря в Нью-Йорке торжеству, посвященному вкладу евреев в мир комедии.

«Выставка о юморе была парой пустяков для нас», – сказала Ирина Невзлина, председатель совета директоров Музея еврейского народа Бейт-Хатфуцот. «Юмор всегда был характерен для еврейского народа, но, конечно, он имеет универсальную привлекательность, пересекающую все религиозные, политические и социальные линии. Это идеальный объект для музея, который рассказывает об истории еврейского народа и его вкладе в мировую культуру».

Асаф Галай, сокуратор музейной экспозиции «Пусть будет смех» добавил: «Создание выставки о еврейском юморе – начиная с библейских времен – было радостной задачей. Слушая смех посетителей, когда они проходят по выставке, мы понимаем, что мы сделали все правильно, и что для наших посетителей выставка стала кульминационным пунктом экспозиции».

С момента открытия выставку «Пусть будет смех» посетило более 110 000 человек. Многие из моментов, выделенных в приведенном выше списке, можно найти в оригинальной форме с помощью экспонатов или реконструкций – в том числе точную копию жилой комнаты Джерри Сайнфелда в Нью-Йорке из «Сайнфелда» – на самой выставке.

Ниже (в хронологическом порядке) приводится полный музейный список 15-ти главных моментов в истории еврейской комедии, а также описания самого музея.

Далее следует полный список 15 лучших моментов в истории еврейской комедии (в хронологическом порядке) с описаниями музея.

 

«Борщевой пояс» (1920-е – 1970-е годы)

Регион Катскиллс в северной части штата Нью-Йорк окрещенный «Борщевым поясом», некогда был процветающим курортом для нью-йоркских евреев и колыбелью американской еврейской комедии, местом начала карьеры для многих величайших комиков мира и созданиянового бренда стендап-комедии.

 

Зеркальная сцена из «Утиного супа» братьев Маркс (1933)

В культовой сцене из самой смешной комедии братьев Маркс Граучо и Гарпо, оба одетые как персонаж Граучо, имитируют друг друга в проеме между двумя комнатами, который выглядит как зеркало.

 

Происхождение шутки Хенни Янгмана «Возьми мою жену, пожалуйста» (1940)

Фирменная шутка Янгмена «Возьми мою жену, пожалуйста» родилась случайно, когда легендарный комик и «Король однострочников» произнес ее, пытаясь заставить помощника сопровождать его жену Сэди на ее место за несколько минут до того, как он должен был выступить на радио-шоу.

 

«Вечер с Николсом и Мэй: еврейская мама» (1960-1961)

В юмористической бродвейской пародии, которая высмеивает стереотипные еврейские отношения мать-сын, Элейн Мэй играет ультраеврейскую мать, звонящую своему сыну-ученому, которого играет Майк Николс, чтобы спросить, почему он никогда не звонит.

 

«2000-летний старик» (1961)

Мел Брукс и Карл Райнер создали оригинальную комедийную программу, в которой Райнер играет интервьюера и настоящего мужчины, задавая Бруксу ряд вопросов, на которые он отвечает как самый старый человек в мире.

 

«Саллах Шабати» (1964)

Комедийный фильм о хаосе израильской иммиграции и расселения в 1960-х годах является самым популярным израильским фильмом всех времен. В главной роли Хаим Тополь, картина рассказывает историю Саллаха и его семьи, новых иммигрантов, которые остались в лачуге возле своей обещанной квартиры и и брошены в течение нескольких месяцев.

 

Первое появление Джоан Риверс в Tonight Show (1965)

Дебют Риверс в программе «Сегодня вечером» продемонстрировал ведущего Джонни Карсона говорящего ей в прямом эфире: «Боже, ты смешная. Ты собираешься быть звездой». Ее прорыв помог проложить путь для комиков женщин.


 

«Сохранение советских украшений» (1976)

В этой веселой пародии на «Субботний вечер в прямом эфире» Джильда Раднер, играющая странную редакторшу теленовостей Эмили Лителлу, ошибочно принимает слова «советское еврейство» за «советские украшения». Она говорит: «Что это за шум, который я слышу о советских ювелирных изделиях… Куда мы их будем складывать? Я говорю, оставьте их там, со всеми их балеринами».

 

 

«Энни Холл» (1977)

Романтическая комедия, рассказывающая о взаимоотношениях еврейского комика Элви Сингера (Вуди Аллена) и его нееврейской подруги Энни Холл (Дайан Китон), показываетзнаменитую сцену в которой Элви во время праздничного ужина с семьей Энни видит, что они видят его как хасида. Спустя несколько мгновений разделенный экран показывает контраст между этим ужином, где они говорят о барахолках и лодочных станциях,  и  праздничным ужином семьи Элви, где они кричать и обсуждают диабет.

 

«Самолет» (1980)

Имитирующий комедию фильм может похвастаться юмористической сценой, где диспетчер говорит: «Эйр Исраэль, пожалуйста, очистите взлетно-посадочную полосу!» и показан самолет с бородой, кипой, пейсами и талитом. В другой сцене пожилая женщина просит стюардессу о легком чтении, на что та вручает ей листовку «Знаменитые еврейские спортивные легенды».

«Сайнфелд» (1989-1998)

Одноименный телесериал Джерри Сайнфелда, созданный совместно с Ларри Дэвидом, изменил взгляды на евреев и и принес иудаизм и еврейскую культуру в массы, как никогда раньше. Он причислен к величайшим телесериалам в истории, его классические сюжеты на еврейскую тему включают «Брис», «Душевая лейка», «Бла-бла-бла», «Хэмптон», «Рожь» и «Анти-Дантист» среди другие.

 

«Городские пижоны» (1991)

В потрясающем комедийном фильме Билли Кристал и Даниэль Стерн играют умничающихеврейских бизнесменов из большого города Митча Роббинса и Фила Берквиста, которые пробуют свои силы в выпасе крупного рогатого скота на юго-западе.

 

Первая «Ханукальная песня» Адама Сэндлера (1994)

Впервые исполненная в программе «Субботним вечером в прямом эфире»  песня, в которой прославляются знаменитые евреи, сразу же стала любимой. За эти годы Сэндлер написал и исполнил несколько версий песни.

 

Борат “Сбрось еврея в колодец” (2006)

В фильме «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана » играющий казахского журналиста Бората Саша Барон Коэн, исполняет свою пародийную песню «Брось еврея в колодец» в ковбойском баре в Аризоне. В то время как критики назвали ее антисемитской, Барон Коэн сказал, что создал Бората как «инструмент для выявления предрассудков людей».

 

Джон Стюарт «Обернись: пусть его люди смеются» (2015)

До окончания своей 16-летней работы в качестве ведущего The Daily Show Стюарт выпустил специальный монтаж своих любимых еврейских моментов. Забавный отрезок «Обернись: пусть его люди смеются» был представлен нью-йоркским сенатором Чаком Шумером.


Оригинальная публикация The Hollywood Reporter

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New York Times: Почему евреи вызывают смех?

Кто мог подумать, что комическое у немецкого еврейства было до такой степени направлено на высмеивание более набожных евреев из Восточной Европы, изображая их продажными, глупцами, сексуальными извращенцами и деревенскими простаками. Еврейское меньшинство Берлина сделало ставку на ассимиляцию и интеграцию, стараясь дистанцироваться от чуждых им соплеменников из Восточной Европы. Но, оглядываясь назад, кто был большим глупцом?

Разговор с Мелом Бруксом

Седой, живой и бодрый, коренастый и уверенный в себе, он стоял перед огромных размеров афишей с надписью «Уморительный разговор с Мелом Бруксом». Дерзкий и смелый — в точности как тот щуплый уличный еврейский подросток из Бруклина, каким он когда‑то был, — он кричал, гримасничал, пыжился и рассказывал анекдоты. Он блистательно удерживал внимание публики, явно наслаждаясь каждой минутой. Он готов был продолжать весь вечер, пока ведущий не объявлял наконец: «Прости, Мел, это последний вопрос».

The New York Times: Джерри Льюис как квинтэссенция американского еврейства

В его творчестве не было ничего ярко выраженного еврейского, в отличие от манеры Ленни Брюса, Мэла Брукса или Вуди Аллена. В то же время лучшие работы Льюиса стали неотъемлемой частью великой истории еврейской комедии в Америке — истории, которая представляет собой микрокосм жизни американских евреев. Им хотелось верить, что они ничем не отличаются от других, однако их творческие успехи, как это ни парадоксально, были обусловлены напряженностью, вызванной весьма ощутимыми различиями между ними и всеми остальными.