Еще посмотрим

От Хоппера до Ротко

Алексей Мокроусов 15 сентября 2017
Поделиться

 От Хоппера до Ротко

Потсдам, Музей Барберини, до 3.10

«Путь Америки к модерну» — вот главный сюжет выставки, украшением которой выглядит полотно Марка Ротко (1903–1970), предоставленное для нынешней экспозиции коллекцией Дункана Филлипса в Вашингтоне, главного партнера потсдамского музея (см.: Жанна Васильева. Мера Ротко).

И будьте осторожны — место новое, здесь все еще не слишком профессиональная охрана. 

Марк Ротко. Без названия. Фрагмент. 1968

Документа 14

Кассель, до 1.10

Проходящая раз в пять лет «Документа» в немецком Касселе — важнейшая международная выставка современного искусства, посвященная артпроблемам, а не артрынку, социально ориентированная и лишенная национальных павильонов (в этом году она впервые состоялась не только в Касселе, но и в Афинах). Группа кураторов отбирает важные для сегодняшнего дня произведения современников и авторов прошлого. Так, во второй раз в Касселе показывают работы польско‑французской художницы Алины Шапошниковой (1926–1973), пережившей в детстве гетто Пабьянице и Лодзи, концлагеря Освенцим, Берген‑Бельзен, Терезиенштадт (см.: Лехаим. 2011. № 9). На нескольких выставках представлено и творчество уроженца Реховота, 53‑летнего израильского художника и режиссера Роэ Розена (прошедшей зимой его фильм показывали в Еврейском музее и центре толерантности в Москве). В Афинах представлен книжный проект Розена «Жизнь и смерть в образе Евы Браун» (1994–1997), в Касселе — творчество придуманного им русско‑еврейского эмигранта Ефима Поплавского (1978–2011), известного также как Максим Комар‑Мышкин.

Среди спецпроектов «Документы», впервые состоявшейся в 1955 году, — ретроспектива классика израильского кино Давида Перлова (1930–2013). Выходец из хасидской семьи, переселившейся в Палестину еще в XIX веке, он родился в Рио‑де‑Жанейро, а искусство изучал в Париже — первые работы были созданы в соавторстве с Крисом Маркером и Жаком Превером. В 1958 году Перлов уезжает в Израиль, сперва в кибуц Брор‑Хаиль, затем в Тель‑Авив. Ретроспектива включает показ всех частей его кинодневника «Diary» (1973–1983), а также телевизионных и экспериментальных фильмов.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Флорин Штетхаймер: жизнь требовала от нее слишком мало усилий

На Штетхаймер оказали влияние постимпрессионисты и символисты, но решающим артимпульсом стало посещение «Послеполуденного отдыха фавна» с Нижинским в июне 1912 года. Встречу с «Русским балетом» Дягилева можно рассматривать как главное событие в жизни Штетхаймер‑зрительницы. Она и сама увлекалась театром — в Нью‑Йорке показывают ее эскизы декораций и костюмов, а также киносъемку поставленной при ее участии оперы Вирджила Томсона «Четверо святых в трех актах» (1933).

Секретарша Элвиса Пресли

Среди экспонатов — фотографии Элвиса и связанные с ним документы, портреты звезд Голливуда и политиков, с которыми дружила Форшер, например групповой портрет с министром финансов при Эйзенхауэре Айви Бейкер Прист и отельером Конрадом Хилтоном. Впервые показана и семейная реликвия: в 1940 году, перед депортацией в концлагерь, отец ее будущего мужа Мориц Форшер (тот был художником‑декоратором) нарисовал групповой портрет своих близких. Ни один из изображенных на нем персонажей не пережил Холокост. 

Коллекция Алисии Копловиц: от Сурбарана до Ротко

Семейное богатство связано со строительным бизнесом, благодаря ему удалось собрать большую коллекцию искусства — официально она называется Alicia Koplowitz — Grupo Omega Capital (это одна из крупнейших испанских компаний сегодня). По широте охвата собрание явно достойно отдельного музея.