Материал любезно предоставлен Tablet
Эта редкостная, искусно сделанная ханукия и другая, похожая на нее, в собрании конгрегации Эману‑Эль в Нью‑Йорке были, вероятно, отлиты в одной и той же форме. Маленькие бронзовые декоративные предметы искусства были популярны в эпоху Ренессанса, и специально для еврейских покупателей изготавливали, в частности, такие особые подсвечники с восемью резервуарами для масла.
Драматическая сцена из истории Юдифи и Олоферна изображена на бронзовом рельефе задней панели подсвечника. Юдифь только что обез‑главила Олоферна и держит в правой руке клинок, а в левой — голову врага, которую собирается бросить в мешок, раскрытый коленопреклоненной служанкой. Над головой Юдифи — складки шатра Олоферна, а покровы его ложа смяты, как на двух полотнах Боттичелли на тот же сюжет.
Изображение исполнено драматизма, как и описание этой сцены в книге Юдифи. В более поздних ханукиях из Италии и Германии Юдифь изображается в одиночестве как своего рода иконический образ. Начиная со Средневековья евреи связывали историю Юдифи с отвагой и победой Маккавеев — героев ханукальной истории. Итальянцы в эпоху Возрождения также идеализировали Юдифь, видя в ней символ справедливости и добродетели. Фигурка, венчающая ханукию, вероятно, изображает хасмонейского первосвященника, потомка Йеуды Маккавея. Скорее всего, она была прикреплена на ханукию впоследствии.
Стилистика, в которой выполнена эта ханукия, типична для ренессансного искусства. Среди характерных художественных мотивов — маски как путти, так и бородатых мужей, свитки, ангелы, фамильные гербы. Две боковые фигурки наверху светильника явственно отсылают к похожим возлежащим статуям Микеланджело над портиком капеллы Медичи.
Ученые полагают, что эта ханукия были изготовлена в семейной мастерской Йосефа де Левиса — еврейской мастерской, что подтверждает существование еврейских художников в Италии в эпоху Ренессанса. Человек, изготовивший этот светильник, был особенно искусным мастером художественной ковки и скульптором. Оригинальное мастерство позволило ему создать одно из лучших произведений еврейского искусства как для того времени, так и на последующие века.
На основании этого классического, отвечающего канонам красоты канделябра выгравирован фамильный герб Ротшильдов. Дворянский герб — редкое украшение на предметах еврейского ритуального искусства. Заказчиками светильника были барон Вильгельм Карл фон Ротшильд и баронесса Ханна Матильда фон Ротшильд, известная в Германии еврейская чета. Герб дарован Ротшильдам вместе с баронским титулом императорским указом 1822 года. Щит поделен на четыре части. В верхней левой — орел, отсылающий к австрийскому императорскому гербу; в верхней правой и нижней левой — рука, сжимающая пять стрел (семейный символ, указывающий на единство пяти братьев Ротшильдов); в нижней правой — лев, стоящий на задних лапах. В центре еще один щит поменьше с изображением воронкообразной шапки — средневекового головного убора евреев. Пять медальонов на короне символизируют пять ветвей династии Ротшильдов. Изящнейшие серебряные фигурки льва и единорога, стоящих на задних лапах и охраняющих герб, символизируют британскую ветвь семьи.
На светильнике легко различить клеймо производителя. Выгравированное слово «Schott» указывает на мастерскую «Йохан Генрих Филип Скотт и сыновья», а клеймо с числом «13», увенчанным короной, использовалось во Франкфурте в середине XIX века.
История этого предмета искусства, которую можно проследить на протяжении 100 лет с лишним (что нетипично для еврейского ритуального искусства), отражает взлеты и падения еврейства в Новое время. Эта великолепная неоклассическая ханукия, как считают специалисты, была свадебным подарком барона Вильгельма Карла фон Ротшильда его невесте. В 1901 году, когда барон умер, во Франкфурте был открыт еврейский музей и назван музеем Ротшильда. Ханукия стала одним из экспонатов в музейной коллекции. Она упоминается в важной статье 1937 года, написанной искусствоведами Германом Гундершеймером и Гвидо Шенбергером. Оба работали в музее Ротшильда, будучи уволены нацистами со своих предыдущих должностей в начале 1930‑х.
В годы войны франкфуртский исторический музей сохранил коллекции музея Ротшильда и городских синагог, включая эту менору. После войны организация «Восстановление еврейской культуры» («Jewish Cultural Reconstruction Inc.»), созданная в 1947‑м с целью обнаружения и перемещения конфискованной нацистами и не имеющей владельцев бывшей еврейской собственности, отдала эту менору наряду с другими предметами еврейского ритуального искусства музейного уровня в Хибру Юнион‑колледж в Цинциннати, штат Огайо. Менора оказалась в Лос‑Анджелесе, когда в 1972 году вся коллекция Юнион‑колледжа переехала в музей имени Скирбола. Этот подсвечник, таким образом, является свидетельством значимости еврейской традиции, для которой он был отлит, и ее прочности, способности сохранять свои ценности и передавать их следующим поколениям, благодаря которой он дошел до нас.
Этот удивительный артефакт из наследия иракских евреев — колоритное произведение народного искусства, демонстрирующее символы и декоративные мотивы, позаимствованные евреями из культуры страны, в которой они прожили многие столетия. Если ее зажечь, эта ханукия распространяет ослепительный свет — горячее желтое сияние латуни и яркие отражения огней в стеклянных бокальчиках, свисающих с латунных обручей. Бокальчики наполнены водой, и масло плавает на ее поверхности и пропитывает фитиль. Огни этого латунного светильника мерцают и отбрасывают таинственные тени. Создается драматическая и эмоциональная атмосфера, подготавливающая к духовному религиозному обряду.
Самая удивительная особенность этого светильника — хамсы, ладошки (от ивритского и арабского слова «пять»). В Северной Африке и на Ближнем Востоке изображение ладони считалось амулетом, способным защитить от дурного глаза, от сил тьмы и невезения. На этой ханукии целых пять хамс — это усиливает магию числа и показывает глубокую веру в его силу.
Ближневосточные евреи для защиты от дурного глаза использовали также библейские цитаты. В стихе книги Бытия (49:22) есть игра слов: «Иосиф — росток плодоносный, росток плодоносный над источником», а слово, обозначающее «источник», означает также «глаз». Стих выгравирован на этом подсвечнике на большой хамсе, расположенной по центру.
Стилизованные птицы и полумесяцы со звездами — типичные мотивы ханукальных подсвечников и других предметов ритуального искусства евреев из исламских стран. Волнистая линия, создающая рамку подсвечника, как будто очерчивает купол мечети, поддерживаемый колоннами. Это восточная, возникшая в исламском контексте, разновидность ханукий, которые стилизованы в духе архитектуры, символизируя повторное освящение Иерусалимского храма, произведенное Маккавеями. 
Оригинальная публикация: Dazzling, Old Lamps