Ночь — и все готово

Феликс Ручаевский 19 июня 2015
Поделиться

Я хорошо знаю уклад жизни йеменских (тейманских) евреев. Говорят, кухня их проста, одно тесто. А тейманим отвечают: да, одно тесто, но из этого теста у нас 700 рецептов. О некоторых я вам расскажу.

Будучи шеф‑поваром, я всегда знал: если банкет заказывают тейманим (они же йемениты), можно смело включать в меню как можно больше блюд из курицы. Потому что йеменит предпочтет ее даже стейкам из вырезки, так заведено, и корни этой привычки — в стране исхода. В любом йеменско‑еврейском доме будет куриный суп по‑теймански.

Суп и локух

Очень важную роль в жизни общины играют специи и в первую очередь приправа, которую так и называют — ховайч для супа. Пропорции ее составляющих известны лишь тейманским поварам, могу только сказать, что там есть куркума, камун (он же кумин) и черный перец — в отличие от ховайча для кофе, где присутствует имбирь с корицей и, не удивляйтесь, опять же черный перец. Но про тейманский кофе я вам расскажу попозже, сначала про супы. Готовить тейманский куриный суп несложно, что уже хорошо.

Тейманский куриный суп

Ингредиенты: курица, 4–5 среднего размера картофелин, 1 луковица, камун на кончике ножа, черный перец и соль по вкусу.

Курицу режут на порционные куски, заливают водой, в которой уже плавает нарезанная четвертинками луковица, и варят на медленном огне два часа. Минут за сорок до окончания варки в кастрюлю кладут разрезанные пополам картофелины и всыпают специи. За счет куркумы суп моментально приобретает свой богатый янтарный цвет.

Употребляют суп с жемчужиной, не побоюсь этого слова, йеменской кухни. Имя ее локух. Это блинчики из дрожжевого теста, которые жарят с одной стороны, но они настолько воздушны, что другая их сторона — просто живые пузырьки воздуха.

Локух

Ингредиенты: 1 кг пшеничной муки, 1 л воды, 1 ст. л. сухих дрожжей, 0,5 ч. л. соли, 2 ст. л. сахара.

Все ингредиенты смешиваются, и если вам кажется, что тесто жидковато, — добавьте муки, чтобы консистенция была как у густой сметаны. Тесту дают выстоять ровно час, после чего начинают жарить блинчики, которые по мере готовности выкладывают на традиционный поднос или, скорее, плетенку из лулава — она называется тфир — и подают на стол. Такие подносы в йеменитском доме обычно плетет сама хозяйка.

Мы же вернемся к еде.

Кубане на завтрак

Еще одно знаковое блюдо в кухне тейманим — кубане — готовится в специальной кастрюле‑форме. Такие формы имеются всех размеров, от больших до крошечных, и рецепт у всех свой, но все рецепты — на основе дрожжевого теста, которое тейманим замешивают без яиц.

 

Итак, опять мука, вода, дрожжи, соль и сахар (см. рецепт блинчиков локух). Некоторые добавляют в тесто черный кунжут. И обязательно надо растопить сливочное масло.

Тесто замешивают погуще, чем для локух, и дают выстояться. Его разделяют на пять частей (если готовят из 1 кг муки). Каждый кусочек раскатывают и растягивают на руках как пиццу, далее пласт смазывают маслом, складывают втрое, каждый сгиб еще раз смазывают маслом и потом тесто сворачивают в рулет.

Рулеты складывают в форму и ставят на ночь в духовой шкаф, при температуре не более 110 градусов. Очень удобно: семья спит, печка печет. Наутро кубане готово, и вкус масляного теста, которое едят с протертыми помидорами и крутым яйцом, бесподобен.

А сейчас я выдам секрет опытных хозяек. Они смазывают тесто не просто растопленным маслом, а маслом ароматизированным. Берется веточка апельсина, помело или винограда и накаляется на огне. Ее опускают в пустую банку — так, чтобы дым заполнил весь объем, банку закрывают, и эту операцию повторяют несколько раз. В эту пропитанную ядреным духом фруктовых деревьев баночку вливают топленое масло и смазывают им тесто.

 

Из того же теста готовятся еще два блюда еврейско‑йеменской кухни — джахнун и малауах. Малауах — это раскатанное в блин тесто, жаренное на сковороде под крышкой. А джахнун — скрученное в рулетики слоеное тесто, которое, как и кубане, смазанное маслом и еще медом, выпекается при низкой температуре всю ночь. Традиция употребления того и другого, напоминаю, незыблема: помидоры и яйцо.

Ласис к шавии

Думаю, немногим довелось видеть и тем более есть мясные блюда йеменитов. Но я‑то ел — и делюсь этим знанием с вами.

Главное праздничное мясное блюдо евреев Йемена — шавия, для которой говядину нарезают мелкими кусочками, как для гуляша. Отваривают, а потом жарят с луком, добавляя неизменный ховайч и воду, чтобы образовался соус.

Гарнирами к шавии служат гариша — варенная всю ночь пшеница со специями или ласис — отваренные бобы (фуль) с камуном, солью и куркумой.

И, конечно, никакая трапеза не обходится без главных соусов, хильбе и схуга. Хильбе — это растение, то же, что пажитник, очень, кстати, полезная вещь для понижения давления и при сахарном диабете. Рецепт хильбе привожу ниже, а схуг — это соус из красного или зеленого острого перца, протертого с чесноком и кинзой, такая йеменская аджика.

Хильбе

Ингредиенты: 100 г зерен хильбе, 3–5 зубчиков чеснока, 1–2 лимона, по пучку кинзы и укропа, несколько веточек петрушки (необязательно), соль, вода.

Замочить зерна на ночь (хватит 12 часов), промыть и слить воду. В блендер положить хильбе, чеснок, порезанную зелень, выжать сок лимона, посолить и добавить полстакана воды. Взбить, можно добавить капельку воды.

 

А вот так готовят в домашних условиях питы, и уж конечно с ними никогда не сравнятся те, что выпекли в магазине.

Пита как она есть

Из воды, муки, соли и сахара замешивается некрутое тесто, которое выстаивается и делится на порции. Эти кусочки раскатывают в лепешки и жарят в табунах (тандырах) — старики йемениты рассказывают, что лепили табуны из фекалий бегемотов, смешанных с глиной. Теперь все проще: почти в каждом йеменитском доме есть приспособление, вполне антикварное, для выпекания пит. Готовые питы смазывают оливковым маслом и посыпают сладкой паприкой или специей зотар, она же душица.

Чтобы поместить питу в печку, даже если это не табун, нужна специальная подушка, которая хранится в каждой семье. При помощи подушки тесто, дабы не обжечь руки и придать лепешке форму, легко приклеить к стенке. Плетут подушки из соломы опять же сами хозяйки и обтягивают материей.

 

За таким йеменским обедом мы разговорились с Менаше Коэном, любезно пригласившим нас к себе в дом и вместе со своей семьей рассказавшим и показавшим нам, как живут и что готовят йеменские евреи.

Менаше, кстати, машгиах — он состоит на службе в рабануте и следит за соблюдением законов кашрута на предприятиях общественного питания. Менаше вспоминал Йемен, где он родился в семье евреев, изучавших Тору. Знакомя нас с традициями йеменитов, он сказал вдруг: «Каждый день из года в год я ем наши лепешки, супы и другие блюда, и только теперь вместе с вами я понял, что повседневное — незамечаемо. А оказывается, таки да — наша кухня, может быть, не столь разнообразна как кухня, скажем, марокканских евреев, но примечательна и очень вкусна».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»