The Washington Post: Национальность звезды кинокартины «Чудо‑женщина» наделала много шума
Не успела «Чудо‑женщина» предстать перед зрителями, как разнообразные прения по поводу гендерной политики не заставили себя ждать. Фильм также привлек внимание к еврейским дискуссиям о национальной и расовой идентичности. Исполнительница главной роли израильтянка Галь Гадот, которая говорит по‑английски с ощутимым акцентом, не только стала звездой экрана, но и вызвала немалый переполох как в США, так и за рубежом.
За несколько часов до мировой премьеры Ливан запретил показ фильма — Гадот, как большинство граждан Израиля, отслужила два года в армии в качестве боевого инструктора. Иордания также рассматривает возможность запрета показов боевика. В 2014 году Гадот открыто поддержала военные действия израильтян в секторе Газа, опубликовав в Фейсбуке серию фотографий, на которых она с дочерью молится и зажигает субботние свечи.
Гадот, чей дедушка пережил Освенцим, родилась и выросла в Израиле в городе Рош‑а‑Аин и в возрасте 18 лет победила на конкурсе «Мисс Израиль». В интервью с ABC Гадот шутит, что сниматься в «Чудо‑женщине» на пятом месяце беременности было труднее, чем служить в армии.
За первый уик‑энд «Чудо‑женщина» заработала 103,3 млн долларов в прокате США, а мировые сборы достигли 228,3 млн долларов. Из‑за национальности актрисы в американской еврейской среде вновь разгорелась дискуссия о расе. В своей статье на сайте comicbook.com Мэтью Мюллер утверждал, что «Галь Гадот на самом деле не принадлежит к белой расе, а является израильтянкой». Не все, кто выглядит белым, на самом деле ими являются, пишет Мюллер, ссылаясь на колонку в газете The Times of Israel, автор которой заявил, что «попытки определить еврейство либо как часть белой расы, либо как просто религиозное сообщество, к которым часто прибегают наши противники, способствуют процветанию антисемитизма на антирасистском левом фланге».
После президентских выборов в США в прошлом году вновь разгорелись споры о том, относятся ли евреи к белой расе. Особенно горячая дискуссия развернулась после выхода «Чудо‑женщины». Еженедельная американская еврейская газета The Forward опубликовала ряд статей по данному вопросу: «Чудо‑женщина, которую играет Галь Гадот, — белая, и не стоит притворяться, будто это не так»; «Принадлежат ли Галь Гадот и другие евреи‑ашкеназы к белой расе?»; «Неоднозначный ответ таит подводные камни»; «Отчего белые так возмущаются, когда “Чудо‑женщину” называют белой?»
Существует множество еврейских этнических подгрупп, таких как ашкеназы, сефарды, мизрахи, а также эфиопские евреи. Возникает вопрос: «Принадлежит ли Галь Гадот к белой расе? — пишет Джоэл Финкельштейн в газете The Forward. — Кто она — уроженка Северной Африки или Ближнего Востока, израильтянка, или еврейка, или белая уроженка Европы? Или все вместе? Или, может быть, на самом деле она является кем‑то еще? Кто решает, относятся ли евреи к белой расе и чем определяется такое решение? Многогранность еврейской этнической принадлежности служит изощренным орудием в руках тех, кто настроен враждебно по отношению к евреям».
По мнению Марка Ценг‑Путтермана, еврея и американца азиатского происхождения, утверждение о том, что все евреи — «цветные», не принимает во внимание особенностей понятия расы, сложившегося в Северной Америке под влиянием рабовладения и геноцида коренного населения.
«В контексте тех институций, которые сформировали понятие расы в США (а именно рабовладение и геноцид коренного населения), европейские евреи однозначно относились к белой расе и систематически извлекали выгоду из этих институций», — отмечает Ценг‑Путтерман.
Утверждение о том, что евреи — раса, причем не белая, опасно тем, что оно игнорирует этническое разнообразие еврейского народа, добавляет он. «Те, кто берется рассуждать о генетике евреев, не понимают, что “раса” — это не биологическая категория, а социальный конструкт, созданный политическими и правовыми институтами», — говорит он.
Когда начался поток еврейской иммиграции из Европы, законы Соединенных Штатов считали новоприбывших белыми; несмотря на это, им было запрещено участвовать в общественной жизни в новой стране. Со временем они ассимилировались, и тогда вопрос расы стал гораздо более сложным, написала Эмма Грин в журнале The Atlantic в конце прошлого года.
«Размышления евреев по поводу их собственной расовой принадлежности чрезвычайно многогранны, — сообщает Грин. — Существует множество различных групп евреев: ортодоксы, светские и реформисты; евреи по рождению, евреи “по выбору” и обращенные евреи. Некоторые не особенно религиозные евреи могут самоидентифицироваться как представители белой расы, а другие считают, что их еврейство — это, прежде всего, их этническое происхождение».
Национальная принадлежность Гадот широко обсуждается в еврейской прессе, а издание The Jewish Journal подробно рассказывает о еврейских чертах характера главной героини фильма.
«Тут не только торжество женщин в том, что новый спаситель мира — женщина; тут торжество евреев», — считает Даниэль Беррин. Несмотря на то что действие картины происходит во время Первой мировой войны, автор отмечает, что комикс был создан во время борьбы с нацизмом во Второй мировой войне. Борьба против Гитлера, как пишет Беррин, в крови главной героини.
Гадот разрушает многие стереотипы о женщинах, особенно еврейских, которые в кино часто оказывались непривлекательными, смешными второстепенными персонажами, считает Эмили Шир, редактор отдела политики в Bustle.
«Этот фильм является во многих смыслах поворотным для женщин, поэтому он выходит на совершенно новый уровень, — пишет она. — Евреи давно снимают фильмы и смотрят фильмы, но кто всегда был на экране?»
«Чудо‑женщина» — лишь один из комиксов, созданных евреями. Как сообщает «А‑Арец», еврейские художники были авторами и многих других супергероев: Супермена, Капитана Америка, Бэтмена, Человека‑Паука, Халка, Фантастической четверки, Железного человека, Людей Икс, Тора и Мстителей. В 1930‑х годах газеты не печатали иллюстрации художников‑евреев, пишет «А‑Арец», и многим евреям пришлось уйти в индустрию комиксов.
«Сможет ли Галь Гадот стать крупнейшей израильской суперзвездой?» — спрашивает Еврейское телеграфное агентство, отмечая, что актриса Натали Портман хоть и родилась в Израиле, но уехала в двухлетнем возрасте.
Гадот открыто говорит о своем восхищении израильским национальным характером в интервью журналу Marie Claire: «У израильтян есть хуцпа. Некоторых это возмущает, но для меня это лучше, чем притворство. Здесь (в США) все твердят: мы тебя так любим, ты такая замечательная. Я предпочитаю слышать правду, а не тратить время попусту».
Около 70% американских евреев чувствуют сильную эмоциональную связь с Израилем, сообщает американское социологическое агентство «Пью». В то же время пожилые евреи считают заботу о судьбе страны главным фактором, определяющим их принадлежность к еврейскому народу, чаще, нежели молодое поколение. Более половины евреев в возрасте 65 лет и старше считают заботу об Израиле основополагающим элементом их национальной идентичности, в то время как лишь 32% евреев моложе 30 лет придерживаются такого мнения.
Несмотря на общую еврейскую идентичность, между американскими и израильскими евреями существует множество культурных различий, утверждает Дэн Лайнер‑Вос, израильтянин и профессор социологии в Калифорнийском университете в Лос‑Анджелесе.
«Американские евреи встраиваются в общество поразительно успешно и не склонны считать себя отдельным племенем, каким‑то образом избранным», — говорит он.
Израильтян же воспринимают как более жестких «мачо», потому что они проходят обязательную военную службу. «В израильтянках есть что‑то экзотическое, — говорит Лайнер‑Вос. — К ним испытывают почтение или восхищение».
Все, что имеет отношение к Израилю, получает политический характер, заявляет Дебора Лаутер, представитель Антидиффамационной лиги. Стоит отметить, что выход кинокартины совпал с годовщиной Шестидневной войны, в результате которой территории, находящиеся под контролем Израиля, выросли втрое.
«Антисемиты обязательно воспользуются таким событием, — говорит Лаутер. — Они подхватывают популярную тему и своим участием в дискуссии пытаются добиться того, чтобы общество признало их легитимность».
Некоторые поклонники фильма испытывали сложности из‑за участия Гадот, пишет Амаль Матан на блог‑платформе Medium.
Участие Гадот в фильме подвергли критике сторонники интерсекциональности, или теории пересечений, которая утверждает, что в борьбе за права человека должны учитываться все виды социального угнетения, которые считаются связанными между собой, и интересы всех социальных групп и меньшинств. Эта теория исследует пересечение и взаимодействие таких категорий, как раса, социальный класс, этническая принадлежность, религиозные убеждения и сексуальная ориентация, и изучает, каким образом разнообразные вариации этих пересечений формируют индивидуальный опыт дискриминации и угнетения.
«И что же дает “Чудо‑женщина” интерсекциональным феминисткам и тем, кто поддерживает Палестину? — спрашивает Матан. — Внушительная доля зрителей будет против Галь Гадот».
Фильм выходит на экраны спустя лишь несколько месяцев после того, как Марш женщин в США в очередной раз привлек внимание к феминизму и вопросам, связанным с правами человека. Между сторонниками Израиля и Маршем женщин возник конфликт, когда одна из организаторов движения, палестинская активистка Линда Сарсур, заявила, что феминистки не могут поддерживать Израиль.
«Просто бессмысленно спрашивать, есть ли в феминистском движении место для тех, кто не критикует и поддерживает Государство Израиль. Таким людям в феминизме места нет! Если уж отстаивать права женщин, то всех, включая палестинских. Другого пути нет».
«Чудо‑женщина» вызвала споры о евреях и интерсекциональности, считает Яир Розенберг, старший репортер журнала Tablet. С одной стороны, евреи — единственная группа белых, которая традиционно подвергается преследованию со стороны крайне правых сторонников превосходства белой расы. С другой стороны, крайне левые призывают «покончить с еврейскими привилегиями», разъясняя, что именно с этого начнется прекращение белой привилегированности, объясняет Розенберг.
«Предвзятое отношение к израильтянам неизбежно отразится на восприятии фильма, — считает он. — Многие будут использовать его в качестве дополнительного довода в поддержку своих предубеждений». 
Оригинальная публикация: How the Jewish identity of ‘Wonder Woman’s’ star is causing a stir