Еще посмотрим

На пороге: Иерусалим в акварели и живописи Марека Яная

Наталия Копелянская 23 августа 2022
Поделиться

«Бейт Ави Хай»: Иерусалим, улица Кинг Джордж, 44. с воскресенья
по четверг c 10.00 до 18.00
до 20.10.2022. Вход бесплатный.

Выставку можно смотреть также онлайн на сайте «Бейт Ави Хай» 

Культурный центр «Бейт Ави Хай» в Иерусалиме представил персональную выставку Марека Яная, одного из легендарных преподавателей живописи Академии искусства «Бецалель», примечательной фигуры иерусалимской артсцены. Куратор выставки, поэт Амихай Хассон и директор «Бейт Ави Хая» Давид Розенсон «усилили» экспозицию, добавив фрагменты поэтических текстов и превратив ее в диалог творцов, понимающих и любящих свой непростой город.

Вход в здание в районе Немецкой колонии, Иерусалим

Марек Янай — художник, известный и укорененный в Иерусалиме. Он родился в 1946 году в лагере для перемещенных лиц около города Мангейм в Германии. Его семья репатриировалась в Израиль в 1957 году, когда мальчику было 11 лет. После службы в армии он поступил в Академию искусства и дизайна «Бецалель», где учился вместе с Йозефом Киршем, известным израильским графиком. В 1969 году основал театр кукол «Тедди» и проработал его директором до 1971 года. В 1973–1974 годах отправился прослушать курс по технике живописи старых мастеров в музеях Вены и Мадрида. Спустя какое‑то время начал преподавать в «Бецалеле». Говорят, Янай изменил традиционное для того времени отношение к студентам и стал одним из самых популярных преподавателей. По сей день он ведет курсы рисунка и живописи на факультетах визуальных коммуникаций и экранных искусств. Он оказал большое влияние на несколько поколений студентов, воспитав множество дизайнеров, аниматоров, художников. Второй поток учеников и поклонников его таланта — частная практика Яная в студии, расположенной в промышленной зоне района Тальпиот.

Мудборд

В экспозиции «На пороге: Иерусалим в акварели и живописи» Марек Янай представляет свой личный Иерусалим через образы пограничных пространств: подъезды в старых домах, двери, окна, бойлеры, виды старых известных и новых бедных районов. Отдельное место на выставке занимает галерея портретов людей, сыгравших важную роль в жизни художника.

Лев Сыркин

Пространство культурного центра является многофункциональным. Первая группа живописных работ находится в лобби на первом этаже, рядом с кафетерием, а более хрупкие и чувствительные к свету акварели — на втором. Там же расположен зал, «посвященный людям»: это множество портретов авторства Яная и единственный в экспозиции автопортрет.

Марек (автопортрет)

Живопись Яная яркая, реалистичная, фигуративная, с очень сочными цветами. Это большие полотна, где иерусалимская городская среда представлена в европейской манере. Синие двери, красные электрощитки, ржавые баки, затейливые тени от решеток и точное знание композиции, цвета и света. Пейзажи и натюрморты в духе старых мастеров, но доведенные до реализма, представляют собой художественный жест автора: сочетание романтических чувств с хорошо выполненной «домашней работой» по технике живописи.

Марек Янай. Район Кирьят‑Ювель, Иерусалим

«Марек Янай обладает редким даром запечатлевать мимолетные моменты иерусалимской жизни, переплетая величие города с повседневной реальностью, подчеркивая его особый свет», — пишет Давид Розенсон в прекрасном полноцветном двуязычном каталоге, изданном к выставке.

«Его искусство будит воспоминания, люди начинают рассказывать истории, — говорит Амихай Хассон, указывая на работы с историческими зданиями в районах Катамоны, Бака и Кирьят‑Ювель. — Из‑за своей скромности Янай‑художник не получил того признания, которого заслуживает. Меня интересуют глубинные слои, которые скрываются под живописным, — то, что неочевидно и может привести к некоей тайной истории».

Марек Янай. Завтрак в Тальбие

Хассон добавил в экспозицию собственное стихотворение «Лунная роща», демонстрируя, какой ассоциативный ряд вызывает у него серия одноименных пейзажей.

 

The Moon Grove

At night a howl
is heard in Jerusalem’s heart
and he who cannot sleep goes out to seek
in the streets empty of people.
a defiant jackal that walks among us
and it happens that in the Moon Grove
a man sits under the lofty pine,
a burning bush consumed at his feet
his hands coals and his voice
the voice of the jackal.

(Trans. V.E. 21.11.21)

 

Лунная роща

Вой в ночи
слышен в сердце Иерусалима
и тот кто спать не может идет искать
на безлюдных улицах.
строптивого шакала среди нас
и как хорошо что в Лунной роще
под величавой сосной сидит человек,
и горящий куст у ног его пожирал
рук его угли и голос его
голос шакала.

(Подстрочный перевод Л. Г. Беспаловой)

 

Камни в Лунной роще

В экспозиции также использованы стихотворения Зелды, Натана Зака и Иегуды Амихая.

По контрасту с реалистическими и декоративными работами на первом этаже на втором представлены акварели, среди которых уже упомянутый замечательный автопортрет и серия портретов «своего круга»: бабушка Марека Яная, учителя, художники, кураторы, а также портреты… трех древних олив.

Портрет оливы № 3

Этой выставкой Марек Янай подвел итог своей почти полувековой работе, сложив мозаику из иерусалимских видов и людей. В его картинах сакральное перемешивается с будничным, напряжение сочетается с расслабленностью, разнообразие фактур и стен представляется гармонией. Посетителя этой выставки не покидает ощущение, что существует большое пространство для нового, надо просто открыть окно, устроить завтрак с видом на город, беречь в себе возможность удивляться и не бояться войти в еще одну дверь, перешагнуть еще один порог… Глазами Марека Яная нас ждет удивительная и радостная встреча с известным и тайным, всегда магическим Иерусалимом.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Архитектура Тель-Авива: переосмысление образа, инновации, идеи

В рамках конкурса архитекторам и студентам архитектурных факультетов со всего мира предложили спроектировать пристройки к одному из существующих зданий в Тель-Авиве и Яффо таким образом, чтобы они могли стать определяющими для следующего этапа городской архитектуры.

Кристина Краснянская: «Мы хотим успеть “в последний вагон” и выступить в Венеции»

В Еврейском музее и центре толерантности — новый исполнительный директор. Впервые этот пост занял человек, профессионально связанный с искусством — Кристина Краснянская, основательница галереи «Эритаж» и глава попечительского совета MOMus — «Музея искусства модернизма — коллекции Костаки в Салониках». Напомним, в знаменитую коллекцию Георгия Костаки вошло собрание русского авангарда. О том, что ждет Еврейский музей, Кристина рассказала обозревателю журнала «Лехаим».

Художники «русской алии», или Тройной портрет в поиске закономерностей

В Израиле художники «русской алии», так отчетливо выделяющиеся своей интонацией на фоне общей картины израильской художественной жизни, несомненно преображаются. Эмоционально воспринимая сложную палитру древности и современности Израиля, переставая чувствовать границу между прошлым и настоящим, они открывают для себя новые творческие темы и новое художественное пространство.