На обломках жанра

Камила Мамадназарбекова 15 мая 2015
Поделиться

Не желающий признавать себя основателем «берлинской школы» Кристиан Петцольд снял фильм о том, как перестать быть жертвой Холокоста.

«Феникс» — название кабаре для американских солдат (напоминающего, конечно, одноименный фильм Боба Фосса). Сюда заходит сомнамбулическая Нелли Ленц во время ночной прогулки по разрушенному Берлину в поисках своего мужа Джонни, или Йоханнеса, как он теперь себя называет. Чудеса пластической хирургии вернули ей лицо — почти как до вой­ны и концлагеря, с небольшими отличиями.

«Но кто это платит?» — «Это твое наследство. Вся твоя семья погибла», — говорит Лене Винтер из «Еврейского комитета», добрый ангел Нелли Ленц. Она обводит кружками нацис­тов на довоенных фотографиях и ставит крест над погибшими друзьями друзей. Она говорит, что надо ехать в Палестину. Она винит немцев и мужа Нелли в всем.

lech277_Страница_58_Изображение_0001Ее такт и чувствительность, ее огромная квартира с домработницей спасает Нелли от развалин собственного дома и от нового лица. Интерь­еры и шелковые рубашки Лене принадлежат какой‑то другой эпохе, как и эротическое напряжение, существующее между двумя женщинами. У каждой из них есть искушение прошлым, где граммофон и фильм Фрица Ланга «Женщина на луне». Каждая рискует не попасть в будущее, в котором Тель‑Авив и Хайфа застроены модернистской архитектурой Соломона Беренштейна.

Пианист Йоханнес Ленц, которого ищет Нелли, по утверждению Лене Винтер, сам сдал жену гестапо. А может быть, он только делал, что должен? В любом случае, он пытается превратить встреченную незнакомку, неуловимо похожую на жену, в наследницу огромного состояния. Сюжет «Головокружения» Хичкока вывернут наизнанку. Но у Петцольда девушка переживает преображение сильнее, чем тот, кто над ней работает. Из тени прошлого она превращается в саму себя — возвращает себе красное платье и парижские туфли. «Думаешь, в таком виде возвращаются из лагерей? — Поверь, никто не станет задавать вопросы. Они хотят видеть тебя такой».

Прошив картину о Холокосте историей кино, Петцольд срифмовал этические вопросы философии ХХ века с эстетическими. В первой же сцене две женщины пересекают границу в роскошной машине. «Где она так хорошо сохранилась?» — «В Швейцарии. Как и я». У одной профиль статной еврейской красавицы 1930‑х, у другой голова в бинтах, на лице одни глаза. Американский военный просит ее снять повязку. Страшно, как в сцене из хоррора «Глаза без лица». Но нужно ли показывать, что под маской?

Конечно, нет. Можно сказать, об этом весь фильм. У автора его безупречного сценария (и всех его сценариев), умершего в прошлом году немецкого документалиста Харуна Фароки, есть статья «Как снимать жертв?». Она была опубликована в журнале «Traffic» к выходу его фильма «Отсрочка», смонтированного из хроник лагеря Вестерброк, — без музыки и закадрового голоса, без реконструкций и монтажных врезок.

В статье Фароки вспоминает, как будущий американский режиссер Самуэль Фуллер в составе пехотного подразделения освобождал лагерь Фолькенау. Возмущенный равнодушием местных жителей к ужасам, которые там происходили, командир подразделения заставил их хоронить погибших. А Фуллер все снимал. Мертвые стали средством наказания для живых. Их смерть воспроизводилась на экране. В документалистике появился целый жанр хроник освобождения, которые потом использовались в игровых фильмах и в суде и которые Фароки пытался очистить от приемов телерепортажа.

В качестве оммажа учителю и соавтору Петцольд освобождает жанр нуара и мелодрамы от манипуляций. Посвящение фильма Фрицу Бауэру, прокурору, добившемуся обвинительного приговора охранникам Освенцима, не оставляет сомнений в его этической позиции.

Однако в его фильме про Холокост нет слез и крови. И до последнего момента непонятно, что до вой­ны Нелли Ленц была обаятельной певицей.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»