пятый угол

Монголия

Джесси Айзенберг. Перевод с английского Юлии Полещук 26 января 2025
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Этот рассказ, изначально опубликованный в журнале Tablet, послужил основой для сценария фильма Джесси Айзенберга «Настоящая боль».

 

Денис был чудак и, наверное, лицемер. Он ненавидел культуру сотовых телефонов, презирал фейсбук Управляющая социальной сетью компания Meta в РФ признана экстремистской и запрещена. — Ред. , твиттер и прочие солипсистские виды коммуникации. При этом — вот парадокс — он, казалось, живет для того, чтобы рассказывать историю своей жизни. Он, казалось, гоняется за впечатлениями, подкреплявшими ту мифологию, которую он выдумал для себя. Год он учился у борца сумо; обманул семейство мормонов, притворившись, будто стремится к духовному просветлению, а взамен получил бесплатную комнату в Бруклине (и полгода промывки мозгов); провалил экзамен на пожарного‑добровольца (дважды). И его неприятие нарциссической современной культуры тоже попахивало нарциссизмом: Денис был слишком оригинален, чтобы вписаться в культуру, в которой оригиналом мнит себя каждый.

В конце концов он стал клоуном и выступал на детских праздниках, о чем с гордостью сообщал на хипстерских вечеринках в Бруклине инвестиционным банкирам и графическим дизайнерам из рекламного агентства Grey. Они смеялись над ним, думая, что он шутит, и Денис рявкал: «Пошли вы в жопу! Я дарю детям радость! А вы, мать вашу так, что делаете для людей?» Тут они умолкали, уходили, Денис же радовался, что оскорбил тех, кто, по его мнению, заслуживал оскорблений.

Актер Киран Калкин получил «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана в фильме «Настоящая боль» по мотивам рассказа, впервые опубликованного в Tablet

Познакомились мы в университете, и я с первого дня наметил его в друзья. Дело было на занятиях по актерскому мастерству. Вел их самовлюбленный лжец, с первых минут первого урока предупредивший нас, что, скорее всего, весь семестр вести занятия не сможет, поскольку ему предстоят пробы на роль в «Много шума из ничего» в Талсе, так что он, вероятно, через месяц‑другой уедет (ни одной из ролей, о которых нас предуведомляли, он так ни разу и не сыграл; «Много шума из ничего» впору было бы озаглавить книгу его воспоминаний). В общем, в начале урока преподаватель сообщил, что первые недели будут посвящены актерскому мастерству в общем и целом, а «настоящий сок» ремесла у нас будет к концу семестра. Далее преподаватель перешел к правилам поведения на занятиях, предупредил, что нельзя приносить в аудиторию еду и напитки, и Денис, подняв руку, уточнил: «Даже настоящий сок?» Ничего смешнее я в жизни не слышал — реплика дерзкая, остроумная, стремительная, резкая, ироничная. Денис поставил на место преподавателя и покорил меня безоговорочно.

После того занятия я стремился сдружиться с Денисом, но стремление мое взаимности не встречало. Не то чтобы Денис мною гнушался, скорее просто не интересовался никем, кроме себя.

После первого курса он вылетел из университета и поселился в лачуге на севере штата Нью‑Йорк. Связь с ним поддерживал только я и крутым вестником передавал однокашникам новости из жизни Дениса. Он присылал мне письма, написанные от руки на пожелтевшей бумаге (и непременно аккуратные газетные вырезки с очередными параноидальными заметками, обличающими разрушение окружающей среды и преступления западной военщины). А я на манер городского глашатая делился известиями в университете: «Денис отпустил бороду! Денис живет в палатке неподалеку от Вудстока! Денис стал веганом и выращивает помидоры!»

Потом он вернулся в Бруклин, время от времени мы встречались. Денис всегда предлагал что‑нибудь этакое. Мы не могли просто пойти поужинать. Он говорил: «Чувак, во Флашинге есть одна индонезийская забегаловка, там подают собачатину! Я знаю, что это незаконно, но мы просто обязаны ее попробовать. Мы ж плотоядные! Есть только курицу и свинину — чистое лицемерие. Свиньи, кстати, умнее собак!» И мы ехали во Флашинг пробовать мясо бишона. Просто пойти прогуляться тоже было нельзя. «Чувак, давай в полночь сходим в Бронкс, посмотрим на то место, где вчера подстрелили девчонку! Это вроде как мекка полицейского произвола!» Или выпить пива: «Я знаю одного парня из Уэстчестера, он гонит абсент в подвале дома своей матери». Или посмотреть телевизор: «Я купил снафф‑фильм Фильмы, в которых показаны настоящие сцены убийств и изнасилований. — Здесь и далее примеч. перев.
у одного типа из Гарлема. Ни у кого из твоих знакомых не найдется проектора?»

Обычно эти затеи оказывались скучищей. Собачатина по вкусу напоминала говядину. В трущобах Бронкса в два часа ночи была тишина и покой. Абсент не вызывал галлюцинаций, а снафф‑фильм оказывался дешевым фуфлом. Но мне нравились устремления Денисова ума. Из нарциссизма ли, из искреннего любопытства он не довольствовался тем, что предлагала жизнь, и с подозрением относился к любой затее, которую ему впаривали на коммерческой основе. И я до известной степени начал смотреть на мир его глазами: коммерческие развлечения продуманны и безопасны. Они продвигают конформизм общества все более однородного и все менее интересного. «Макдоналдс» и «Дисней Уорлд» выхолащивают другие культуры, экономические преимущества английского уничтожают прочие языки. Такому, как я — писателю, актеру, либералу, человеку любознательному, — Денис служил пропуском в необычное.

В общем, когда Денис позвал меня в Монголию, я ухватился за эту возможность. Я ведь толком ни разу не путешествовал. Я вырос в Нью‑Джерси, а это антитеза путешествий. В университете ездил в Канаду, но по ощущениям это было не то чтобы путешествие, а все равно как смотреть телевизор в другой комнате. Я всегда завидовал тем, чье детство прошло в американских школах по всему миру. Эти ребята выучили иностранный язык. Они своими глазами видели бедность (и, скорее всего, у них лучше развита эмпатия). Они усматривали во мне и моей культуре такое, чего прочие не замечали, наблюдали мое провинциальное существование взглядом антрополога.

Денис сказал, что один его знакомый с севера штата Нью‑Йорк перебрался в Монголию и теперь живет в юрте на вершине горы. Главное — добраться до Улан‑Батора, пояснил Денис, а там этот чувак заберет нас и устроит нам незабываемые приключения. О том, почему он решил позвать с собой именно меня, Денис умолчал (но я всегда подозревал, что друзей у него намного меньше, чем он рассказывает), а я и не спрашивал.

О Монголии я знал лишь, что народу на тамошних просторах живет немного. Вполне естественно, что Дениса туда потянуло: людей на квадратную милю там обитает меньше, чем где бы то ни было, и можно побыть аскетом задешево.

Мы с Денисом втиснулись в кресла самолета «Аэрофлота», вылетавшего в Шереметьево, наш пересадочный пункт. На взлете Денис выхватил из кармана на спинке переднего кресла брошюрку с правилами безопасности на борту, перелистал, но она была на русском. Я сказал, что учил русский, понимаю кириллицу, так что в минуту опасности сумею нас выручить, но Денис заявил: «Если самолет разобьется, неважно, какой ты знаешь язык, раз все равно умирать». Я рассмеялся, признал: «И то правда», а Денис уснул и не просыпался до самой посадки в Москве.

Во время перелета из Шереметьево в международный аэропорт Чингисхана С 2020 года аэропорт «Буянт‑Ухаа». Денис не сомкнул глаз, и мы, можно сказать, впервые поговорили по душам. Денис рассказывал о себе, как знаменитости о скандалах, в которых замешаны: мне словно открыли то, о чем обычно умалчивают ради всеобщего блага.

При этом все личные истории он подавал так, будто ждал возражений. О браке родителей: «Гетеронормативность — мещанский фашизм». О свиданиях: «Сексуальность — иудео‑христианское измышление, порожденное эпохой малочисленности населения. Благодаря порнографии и средствам предохранения человеческая сексуальность стала исключительно гедонической, лишилась утилитарности». О том, почему бросил университет после первого курса: «Эта срань была мне не по карману». Его стиль общения представлял собой обличения, маскировавшиеся под доверительные признания: чем больше знаешь о нем, тем меньше его знаешь.

Из нас двоих именно я открывал душу, признавался в истинных чувствах. Но по большому счету любопытного в этом не было ничего, одна скука (к примеру, я говорил, что родители толком не понимают моих сочинений, что необходимость хранить верность моей девушке порой меня тяготит, что я так и не выучился играть ни на одном инструменте, а жаль). Денис держался холодно, изъяснялся загадками, но как партнер по сцене был куда интересней: мне до него далеко.

Аэропорт Чингисхана расположен в обширной низине. Его малолюдность и пустота меня напрягли, а Дениса обрадовали. Я заметил, как он сразу расслабил плечи, как шаги его на просторе стали шире. В Монголии нарциссу Денису было где развернуться, я же казался себе невротиком в вакууме.

На такси мы отправились в город, где условились на следующий день встретиться с приятелем Дениса, Тайтасом, и отправиться в горы. Я гордо общался с таксистом на своем заржавевшем русском, рассказал, что мы с Денисом из Нью‑Йорка и в Монголии первый раз (когда я произнес «Нови Йорк», Денис закатил глаза: он‑то знал, что я из Нью‑Джерси).

Улан‑Батор оказался намного более развитым, чем я полагал. Он представлял собой мешанину суперсовременных офисных зданий и переулочков вроде тех, что бывают в китайском квартале, и все это вокруг центральной площади, разбитой еще в советскую эпоху для пропагандистских мероприятий. У меня сложилось впечатление, будто именно то, что меня успокаивает (западная архитектура, рекламные щиты, свидетельствовавшие о том, что и сюда уже добрался капитализм), вынуждало Дениса жалеть, что он не выбрал страну победнее.

Мы добрались до гостиницы, я достал кошелек, а Денис выскочил из такси и умчался в фойе. Водитель взял двадцать американских долларов — недорого, на мой взгляд, учитывая, что ехали мы долго и местной валюты у нас не было.

Наш замызганный номер явно отделывали под вкусы западных туристов. Жалкое зрелище: старенький телевизор, говеный пейзаж типичного мегаполиса с небоскребами, реклама пива с двумя английскими футбольными фанатами. Я сказал Денису, что выпью ксанакс, чтобы уснуть и приспособиться к местному часовому поясу. Денис прошелся насчет привычки обитателей Запада полагаться на продукцию крупных фармацевтических компаний и заявил, что намерен прогуляться по Улан‑Батору. Я почувствовал, что он хочет побыть один, и рассудил: если я останусь в гостинице, будет лучше для нас обоих.

На прощание Денис сообщил, что поищет банкомат, поскольку Тайтас просил заплатить ему в местной валюте, тугриках. Я дал Денису свою банковскую карточку и разрешил снять столько, сколько надо заплатить Тайтасу (меня не заботило, сколько именно что стоит в Монголии, с их уровнем цен мне казалось, будто я ничего не трачу). Денис спросил мой пин‑код, я ответил: год моего рождения, 1‑9‑8‑3. Денис рассмеялся и ответил, что у него ровно такой же пин‑код. «Мы с тобой два сапога пара. Два сапога», — произнес он и вышел из номера.

Денис ушел, а я включил телевизор: показывали «Принца из Беверли‑Хилз» в скверной озвучке, вогнавшей меня в тоску. Не то чтобы я заскучал по дому, мне просто было неловко. Я понимал: Денис отнюдь не в восторге, что его спутник — именно я. В лучшем случае ему со мной приятно сидеть за одним столом. В худшем — он позвал меня, чтобы на моем фоне выглядеть интереснее. Но, скорее всего, потому что я организованный. Денис, может, и интересный, зато я не забываю поставить будильник, соображаю, сколько нужно заплатить за гостиницу по текущему курсу обмена валют, и не забуду купить нам воды.

Мой будильник сработал в 7:10 утра, за двадцать минут до встречи с Тайтасом. Я обвел взглядом номер: на тумбочке возле кровати валялись несколько грязных цветистых тугриков и моя карточка банка Chase. Денис безмятежно спал, свернувшись калачиком.

Я вдруг разозлился на него за то, что он наслаждается жизнью, что он способен так легко уснуть, не тревожась о том, что спать остается всего ничего. Что он взял и пошел прогуляться по Улан‑Батору и наверняка отлично провел время, познакомился с местной культурой и органично влился в нее. Я вгляделся в его лицо: у него был утомленный, довольный вид человека, уснувшего сразу же после оргазма. У меня промелькнула мысль, что Денис, вполне возможно, этой ночью и впрямь занимался сексом. И скорее всего, в кровати в пяти футах от моей. Скорее всего, притащил какую‑нибудь монголку, посмеиваясь над дурнем‑соседом, который дрыхнет и не проснется, поскольку принял снотворное: иначе ему не уснуть. И скорее всего, уползла она совсем недавно, посылая Денису воздушные поцелуи и делая прочие жесты, не нуждавшиеся в переводе, пока мне снилось что‑то унылое и бестолковое.

Я потряс его за плечо, он пошевелился и сказал: «Еще десять минут». Я ответил, что в половине восьмого мы встречаемся с Тайтасом, Денис пробормотал что‑то о гегемонии часов и снова уснул.

Я решил, пускай спит, я пока приму душ, оденусь, а Денис потом извинится перед Тайтасом за опоздание. Я рассудил — мелочно, хоть и справедливо, — что за Дениса не отвечаю.

В половине восьмого Денис все еще спал, и я пошел вниз на встречу с Тайтасом. Я вышел из гостиницы и увидел здоровенного белого мужика. Стоя спиной ко мне, он курил самокрутку.

— Тайтас?

Мужик обернулся, и я сразу расслабился: он был круглолицый, улыбчивый, бородатый. Тайтас затушил окурок и приветливо меня обнял.

— Брат! Я так рад тебя видеть! Я так рад, что вы приехали.

— Да, я тоже, спасибо большое, что пригласили нас.

— Само собой, само собой. Любой друг Дениса — мой друг.

Я едва не расплакался в вялых объятиях Тайтаса, до того меня огорошила встреча с человеком, приятным в общении. Приятным не по сравнению с Денисом, а по‑настоящему, объективно, непривычно приятным.

Я сказал Тайтасу, что Денис еще спит, Тайтас со смехом ответил:

— Когда‑нибудь он все равно повзрослеет. Идем наверх. И если он еще не встал, я сам его вытащу из кровати.

Мы с Тайтасом направились в отель. Шагая за ним по лестнице, я чувствовал себя примерным сыном, который поднимается следом за папой, намеренным накричать на его ленивого старшего братца…

Я открыл дверь в номер и с досадой обнаружил, что Денис уже встал и готов выходить. «Что, стучаться уже не принято?» — спросил он. Тайтас крепко его обнял, Денис обнял его в ответ и улыбнулся — впервые за всю поездку.

Я немедленно разозлился на Дениса за эту улыбку, за то, что он за пять минут умудрился встать и собраться, за то, что с Тайтасом он любезен, а со всеми прочими нет. На Тайтаса злиться было невозможно: казалось, он воплощенная искренность, воплощенная доброта.

На принадлежавшем Тайтасу списанном советском военном фургончике мы начали путь в горы. Я хотел расспросить Тайтаса, почему он перебрался в юрту, почему вообще переехал с севера штата Нью‑Йорк в Монголию. Но Тайтас с Денисом сидели впереди, а я сзади, посередине сиденья не было. Я ловил обрывки их разговоров и глазел в окно на монгольские пейзажи. Когда мы проезжали мимо табунчика диких лошадей, Денис произнес: «УБ [Улан‑Батор] ничего так, классный город», — видимо, он это понял за те четыре часа, что мы провели там.

Где‑то через час Тайтас обернулся ко мне и спросил:

— Хочешь увидеть невдолбенно здорового Будду?

И свернул с шоссе на просторную туристическую парковку, украшенную табличками «Всемирное наследие ЮНЕСКО».

Мы с Денисом и Тайтасом поднялись на холм поглазеть на невдолбенно здорового Будду. Он был золотой и сидел в позе лотоса на массивном постаменте. Пожалуй, мне было приятно его увидеть, поскольку это подтвердило мою интуитивную догадку: монгольская провинция с нетерпением ждет туристов.

Золотая статуя Будды. Монголия

Денис обнял меня за шею и спросил:

— Ну что, братишка, как тебе на заднем сиденье?

— Отлично, — соврал я, — в окошко смотрю, пейзажи здесь невероятные. Я как будто попал на другую планету.

— Вот и славно, потому что на следующий перегон мы с тобой поменяемся местами. Я вздремну. Лады?

— Конечно, без вопросов.

Мы вернулись в машину, я устроился на месте поудобнее рядом с Тайтасом, Денис сзади вытянулся на сиденье — так, как я не додумался бы.

— Понравился тебе Будда? — помолчав, спросил я у Тайтаса.

— Аляповатый, конечно. Его сделали для туристов.

— А. Да, мне тоже так кажется. В смысле, что он аляповатый.

Тайтас кивнул, не смущаясь отсутствием у меня своего мнения.

— Как вы познакомились с Денисом? — спросил я. — Он не очень‑то любит рассказывать о себе.

— Это мягко говоря. Денис и людей‑то жалует не особо.

— Я заметил. Порой мне кажется, что он и меня не жалует.

— Нет, скорее всего, ему на тебя попросту наплевать.

— Это успокаивает.

Тайтас рассмеялся, а я вдруг устыдился, что обсуждаю Дениса. Рискованно пускаться в подобные откровенности, когда он тут, рядом. Я оглянулся: Денис крепко спал. А если бы даже и бодрствовал, скорее всего, не обратил бы внимания, что мы сплетничаем.

— Я ведь и сам таким был, — продолжал Тайтас. — Наверное, поэтому мы и поладили. Я жил в бревенчатом домике на севере штата, неподалеку от Вудстока, а Денис перебрался в наши края лет десять тому назад. И поселился в палатке. Ну то есть жил дикарем. Я бы даже сказал, маргиналом. Мол, отстаньте все от меня. Грустно было на это смотреть.

— Да, есть такое, — согласился я.

Дениса всегда сопровождала грусть.

— И вот как‑то раз налетела буря, ураган или типа того — помнишь? Году в 2003‑м. В дверь ко мне постучали. Разумеется, Денису нужно было где‑то укрыться. Я пожалел его, я же видел, что ему неловко просить о помощи. Он ночевал у меня на диване и стал мне как младший брат. А потом он уехал в Бруклин, и мы потеряли связь. Денис никогда не умел поддерживать отношения.

— Да я в курсе. После того как он ушел из университета, я о нем толком ничего и не знал. Раз в несколько месяцев он присылал мне письмо…

— И вырезки из газет?

— Да! Откуда ты знаешь?

— Денис обожает вырезать статьи из газет. Странно, правда? Кто в наши дни вырезает статьи из газет?

— Вроде, моя бабушка еще вырезает.

— Вот именно! — Тайтас рассмеялся. Так приятно болтать о Денисе с тем, кто никогда его не боготворил, кто видит в нем обычного человека, который, как и все остальные, ищет свое место в жизни. — В общем, Денис перебрался в Бруклин, а мне надоел Вудсток. Неподалеку от моего домика началось строительство, и у меня появилось чувство, будто все, от чего я туда и бежал, меня наконец настигло.

— Понимаю.

— И я подумал, что пора сматываться оттуда. Не спрашивай, почему я выбрал Монголию, — наверное, пытался найти самое уединенное место на планете, — но я купил билет в один конец.

— И как тебе здесь живется?

Тайтас умолк, и у меня создалось ощущение, будто прежде его никто об этом не спрашивал.

— Наверное, я рассчитывал, что в такой вот глуши я буду жить спокойно. И все то, что меня бесит в Штатах — привилегии, которые воспринимаются как должное, абсолютное разрушение окружающей среды, неприкрытый расизм (а он именно что неприкрытый, плевать я хотел на то, кто что говорит), — не будет меня беспокоить, если я оттуда уеду. Даже если в Монголии тоже полно всякого дерьма — а я не сомневался, что и здесь есть дикий расизм и дикое материальное неравенство, — меня это не обеспокоит, потому что я этого попросту не замечу. Пожалуй, я рассуждал отчасти как эгоист.

Я не верил своим ушам. Такие люди, как Денис и Тайтас, убежденные в своей правоте категоричные моралисты, не склонны к подобному самоанализу. И уж тем более не станут делиться ни с кем подобными мыслями.

— Но самое дикое, — продолжал Тайтас, — что я поселился в юрте на вершине горы (скоро сам увидишь, через час уже будем на месте, это что‑то невероятное) и полагал, будто забрался дальше некуда. А потом случилась странная штука. Рядом живет семей десять. У каждой своя юрта — народ они кочевой, но уже несколько месяцев стоят там, — и я стал одним из них. Все, от чего я всю жизнь бегу — тусовки, толпы народу, тупые бессмысленные разговоры ни о чем, — с этими людьми я во всем этом охотно участвую. По‑монгольски я говорю плохо, они по‑английски немногим лучше, но мы вроде как друзья. И мне это — только Денису не говори — вроде как даже нравится.

К тому времени, когда наш советский фургончик поднялся на гору, уже стемнело. Тайтас припарковался на поляне, я вышел из машины и огляделся, дожидаясь, пока глаза привыкнут к незамутненному, незагрязненному черному небу. Пахло костром, кое‑где над юртами (Тайтас сказал, они называются «гэры») вился дым.

Мы были в заповеднике «Хан‑Хэнтий», на окраине Монголии, неподалеку от границы с Россией. И меня вдруг посетило ощущение сопричастности, ощущение, что сто лет назад мои предки кучно проживали в считанных милях к северу отсюда, в Сибири, в Иркутске От Иркутска до границы с Монголией 300 километров. , призывали совершить революцию и свергнуть царя. Меня посетило чувство, что они гордились бы тем, как легко мне живется, — что их тяжкий труд долгие годы спустя окупился сполна, даровал их потомкам комфорт, ассимиляцию и богатство. Но вдобавок мне показалось, что они сочли бы меня лентяем, у которого нет цели в жизни, и огорчились бы, что я никак не участвую в самых важных битвах своей эпохи. И еще, наверное, они поставили бы мне в упрек то же, что и Денис, — что я приспособленец, слабак и зануда.

Тайтас разбудил Дениса и повел нас к нашему гэру, освещая путь налобным фонариком. Мы миновали другие гэры (всего их там было штук десять, и стояли они футах в двадцати друг от друга), я силился приспособиться к странному ощущению высоты: воздух был влажный, но земля казалась иссохшей, почти лишенной растительности: вроде как в тропиках, но не то чтобы плодородная.

Тайтас открыл толстую деревянную дверь в нашу юрту, протянул нам фонарики.

— Дом, милый дом, братишки.

Вдоль стен гэра стояли две узкие кровати, посередине был небольшой очаг. Стены и потолок были завешаны традиционными коврами, цвета и узоры кричащие, но уютные.

Я посветил Денису в лицо, чтобы понять, нравится ли ему это жилище, и прикинуть, в каком настроении он будет в ближайшую неделю. Денис улыбнулся, кивнул:

— Неплохо, чувак. Не так уж и плохо.

Я испытал облегчение. Значит, Денис будет вести себя более или менее сносно.

— Это мы за вчера выстроили с Батджином. Я уже в этом здорово поднаторел. За четыре часа управились.

— Кто такой Батджин? — спросил Денис.

— Один из работников.

— В смысле?

— Я завтра утром все объясню.

— В смысле — «один из работников»? — повторил Денис.

— Ну, в общем, мы тут затеяли кое‑что интересное, но я хотел вам обо всем рассказать утром.

— Кто это «мы»? — наседал Денис.

— Чувак, я завтра утром вам все расскажу. Если что понадобится, я тут рядом, в соседней юрте. Завтрак в восемь в центральном гэре, он там, где мы припарковались. А потом я покажу вам окрестности. Идет?

Тайтас вышел из гэра, а я вдруг занервничал, оставшись наедине с Денисом. Мы не поняли, что имел в виду Тайтас, между нами словно что‑то изменилось. Я вспомнил, что в детстве мне всегда было неуютно общаться с кем‑то втроем. Я не знал, как себя вести, потому что мне казалось, будто двое в конце концов непременно объединятся. Я опасался, что меня бросят или, того хуже, из‑за меня кто‑то другой останется не у дел. К счастью, Денис сказал: «Я, пожалуй, посплю» и запрыгнул на ближайшую кровать. Вскоре он уже крепко спал.

Я же сновал по гэру, как домохозяйка 1950‑х годов, в усеченном варианте готовился ко сну: отер лицо влажными детскими салфетками, почистил зубы одноразовой щеткой, запил мультивитамины и половинку ксанакса огромной бутылкой воды, которую захватил с собой, поставил будильник в телефоне на половину восьмого и улегся в колючую постель.

Уже засыпая, я с тревогой отметил, что дым пахнет как‑то странно. То был не чистый и свежий запах загородной зимы. Воняло горелым мусором.

Проснулся я от нестерпимой жары: солнце раскалило пять одеял из шерсти монгольского яка, под которые я зарылся накануне. Денис отсутствовал, постель его была разбросана, как у подростка, опаздывавшего на школьный автобус. Я сразу же потянулся за телефоном, испугавшись, что проспал, что Денис (предсказуемо) не разбудил меня и я пропустил завтрак. У меня привычно сосало под ложечкой, как будто где‑то сейчас без меня происходит что‑то интересное. Но еще не было и семи, и я решил пройтись перед завтраком.

Я вышел из юрты, точно первобытный человек, готовясь выдержать день в монгольской глуши. Было холодно, но солнечно. Я сделал глубокий вдох, и внезапно меня переполнил восторг, внезапно я подивился себе: «Паренек из Нью‑Джерси в азиатской глубинке», — подумал я, будто это заслуживало какой‑то всемирно известной награды. В этот блаженный миг Денис вдруг показался мне хорошим другом: «О’кей, может, он немного нервный или злой, но кто еще сподвиг бы меня на такое безумство?»

Кажется, кроме меня, все еще спали. Дениса не было видно. Я окинул взглядом прочие десять гэров, однотипные, расположенные полукругом, как будто монгольский пригород, и представил, как мой монгольский ровесник жалуется родителям: «Все наши гэры выглядят одинаково! Я хочу переехать в большой город и покрасить волосы!» Нам сказали, что мы будем жить на вершине горы, но вокруг простиралась бескрайняя пустота, а недосягаемые холмы маячили на горизонте. Пейзаж больше смахивал на Оклахому, чем на Эверест.

Золотая статуя Будды. Монголия

Я направился через наш маленький лагерь к фургончику Тайтаса, где заметил большую вывеску с выведенной карандашом, но не раскрашенной надписью: «Добро пожаловать в Йоханнсен‑Мидоуз!» Я вошел в центральный гэр, где за завтраком мы должны были встретиться с Тайтасом.

В центральном гэре стояли два длинных стола с тремя столовыми приборами. Слева был холодильник со стеклянной дверью, битком набитый импортным пивом и кока‑колой. Рядом с ним была вывеска «Йоханнсен‑Мидоуз», под ней надпись «Активный отдых» и ниже «Катание на лошадях», «Плавание на каяке по реке Туул», «Пешие прогулки на природе». Рядом с табличками были указаны цены в долларах и евро. Меня смутило доказательство того, что затея эта коммерческая. Вошел какой‑то мужчина — видимо, Батджин — с кувшином апельсинового сока и корзинкой жареного теста, молча поставил то и другое передо мной. Вид у него был суровый — судя по красным скулам, большую часть времени он проводит на открытом воздухе и ближе к солнцу, чем все мы. Мужчина ушел, но чуть погодя вернулся с тарелкой ломтиков сыра, сливочным маслом, заварочным чайником и налил мне чаю. Я поздоровался, мужчина в ответ кивнул и, не глядя на меня, снова вышел.

Я отхлебнул чай: он был странный на вкус, сладко‑соленый, густой и жирный.

Вошел Тайтас с гроздью бананов.

— В Монголии они на вес золота. Хочешь парочку? — Он протянул мне два банана, налил себе чаю с молоком. — Обязательно попробуй эти жареные штуки, они называются боорцоги, звучит жутковато, но офигенно вкусно! Только маслом намажь. Ты, наверное, уже догадался, я на масле не экономлю. И Денису положи. Я тебе гарантирую, как только мы положим ему еды, он тут же появится. Он в этом смысле как кошка.

Я откусил жареное тесто, похожее на пончик с уличной ярмарки, вкусный, хоть и непропеченный, и произнес:

— Я, кстати, хотел тебя спросить: что такое «Йоханнсен‑Мидоуз»?

И в эту минуту, точно deus ex machina или огромный голодный бродячий кот, в гэр, как по сигналу, влетел Денис и раздраженно бросил:

— Эй, Тайтас, что за хрень «Йоханнсен‑Мидоуз»?

— Доброе утро, солнце! — Тайтас улыбнулся.

— Я спрашиваю, что за хрень «Йоханнсен‑Мидоуз»?

Злость Дениса меня озадачила, но вообще‑то мне не давал покоя тот же вопрос.

Тайтас попытался его утихомирить:

— Чувак, присядь. Успокойся. Выпей чаю.

Денис сел за стол, но к еде не прикоснулся. И на меня не взглянул, как будто я тоже причастен к тому, что вызвало его недоумение.

— Я как раз об этом хотел с вами поговорить. Мы затеяли удивительное дело, и я хотел, чтобы вы попробовали это первыми.

— О, круто. А что именно попробовали? — спросил я миролюбиво, стараясь разрядить напряжение.

— Да, что именно попробовали? — сварливо уточнил Денис, и напряжение снова повисло в воздухе.

— В общем, так. Полгода назад тут, на горе, не было ничего. То есть вообще пустота. Эти ребята — кочевники, но жилось им чем дальше, тем хуже. Они десятилетиями продавали шерсть яков, но в девяностых цены рухнули и монголы остались ни с чем. А потом дочь Батджина Сарнай — вы ее увидите, она настоящая умница — поехала учиться в УБ, ей дали стипендию. Там Сарнай познакомилась с Норой Йоханнсен. Они вдвоем придумали превратить это место в центр экотуризма. И попросили меня вписаться.

— Ну ясно теперь! То есть у вас здесь типа монгольского «Хилтона»? — Денис, хоть и негодовал, но отправил в рот пончик, видимо, рассудив, что война войной, а пончики по расписанию.

— Это еще почему? — уже с раздражением спросил Тайтас.

— А ты разве не понимаешь, что делаешь, брат? Теперь этим краям конец.

— Этим краям? Ты здесь сколько? Часов восемь от силы, почти все время продрых, и тебя вдруг волнуют эти края? Да что ты о них знаешь, чего я не знаю?

— Я думал, чувак, ты живешь в глуши, без благ цивилизации. Я думал, ты живешь тут один.

— Так и есть! Но мне было одиноко!

— И ты решил ублажать туристов?

— Никого я не ублажаю! Мы открываем центр экотуризма.

— Да не существует никакого экотуризма! — рявкнул Денис. — Богатые прикрываются этим словом, чтобы им было не так стыдно выбрасывать свой мусор в чужих странах. Я прекрасно знаю, что бывает потом: туризм гробит местную культуру, создает нежизнеспособную экономику! И все это медленно превращается в неоколониальную хрень, которой владеют белые люди, как везде в мире. Народ спохватится, да поздно — когда лягушка сварится заживо!

— Здесь все иначе, — возразил Тайтас (по‑моему, он искренне в это верил).

Беспардонность Дениса меня, признаться, смутила, но в глубине души я был с ним согласен. Денис, конечно, очень груб. Но отнюдь не дурак. Ведь Батджин и впрямь на своей собственной горе подает апельсиновый сок мне и моим приятелям, белым американцам.

— Ага, конечно, — не унимался Денис. — Посмотри‑ка на холодильник — где ты взял эту колу? Где ты взял этот «Хейнекен»? Где ты взял эти бананы? Тут вроде не тропики? И кто такая, черт бы ее подрал, Нора Йоханнсен?

— Нора, между прочим, замечательная женщина. Последние десять лет работала во Всемирном банке, а теперь…

Денис фыркнул чаем с молоком.

— Во Всемирном банке?! Чувак, до чего ты докатился? Я не верю своим ушам!

— Эй, Денис, успокойся, — попросил Тайтас.

Мне тоже хотелось попросить Дениса успокоиться, но вовсе не для того, чтобы не слышать, что еще он скажет.

— Еще чего! Ты несешь патерналистскую неолиберальную хрень!

— Думай, что говоришь, — окрысился Тайтас.

— Ты творишь херню!

— Чувак, я здесь живу. И я знаю, что здесь происходит. Послушай меня! Все эти люди были частью мировой экономики, когда меня здесь в помине не было. Они продавали шерсть яков, из которой ткут пашмину для богатеньких теток, когда ни я, ни Нора еще знать их не знали. А как только этот источник заработка накрылся, они стали голодать. Причем голодали они не так, как голодаешь ты, Денис, как голодают «люди творческие». Нет, им в прямом смысле было нечего поставить на стол. То есть они голодали в прямом смысле. Ложились спать голодными! Понимаешь меня?

Я увлеченно следил за ссорой Дениса и Тайтаса. Увлеченно, потому что сам не участвовал в ней. Увлеченно, потому что не понимал, кто из них прав.

— И кстати, чем уж таким благородным занят ты сам? — спросил Тайтас. — Ты клоун и выступаешь на днях рождения!

— Пошел ты в жопу! Я дарю детям радость! — Денис прибег к привычному оправданию.

— Ну еще бы, Денис, ты настоящий святой! — заорал Тайтас.

Это задело Дениса. Он молча потупился. Я краем глаза заметил, как у него навернулись слезы. Видимо, Тайтас ударил его по больному. В юрте вдруг стало нечем дышать.

— Извини, брат, — уже спокойнее сказал Тайтас.

Денис понуро вздохнул, по‑прежнему ни на кого не глядя, и прерывисто произнес:

— Я просто не понимаю, зачем ты позвал меня сюда, если знал, что мне это совсем не понравится.

Мне стало жаль Дениса. Так уверен в своей правоте — и такой ранимый.

— Я думал, ты сможешь нам как‑то помочь, — кротко пояснил Тайтас. — Мозги у тебя отличные. Правда.

— Не надо меня утешать, — тихо ответил Денис.

— А я и не утешаю. Я правда считаю, что ты гений.

— Да уж, ты изменился.

— Нет, просто повзрослел. Наверное, я надеялся, что и ты тоже повзрослел.

 

Час спустя мы с Денисом уже тряслись на заднем сиденье советского фургончика: Тайтас вез нас в аэропорт. Денис попросил меня подключиться к вайфаю «Йоханнсен» (пароль «Приключение!») и взять нам обратные билеты.

Вот так вдруг и оказалось, что я возвращаюсь в Штаты: мое первое большое приключение не продлилось и часа! По пути в аэропорт никто ничего не сказал. В аэропорту мы с Денисом дали Тайтасу сколько‑то тугриков, которые Денис накануне снял в банкомате. Тугрики были приняты без слов.

Мы молча ждали вылета в Шереметьево. Я заметил, что в Денисе будто что‑то сломалось. Он не злился. Не бесился. Казалось, он просто раздавлен. Как ребенок, узнавший, что Санты не существует. Денис словно силился свыкнуться с новой жизнью, и это давалось ему непросто. Но его присутствие впервые меня не напрягало. Я не пытался произвести на него впечатление. Он по‑прежнему не замечал меня, но не потому что круче меня. Он просто смирился с тем, что остался один в этой жизни, которая обошла его стороной.

В самолете Денис опять листал брошюру с правилами безопасности на борту. Брошюра была на монгольском. Он разглядывал рисунки, на которых люди надевают спасательные жилеты и спускаются по надувным трапам, а я жалел его.

В московском аэропорту мы общались исключительно по необходимости: «Будь другом, подержи сумки, я сбегаю в туалет», «Я пойду за жвачкой, тебе что‑нибудь нужно?»

Весь полет из Шереметьева в аэропорт Кеннеди Денис проспал, точь‑в‑точь как по пути туда, только теперь в обратном направлении, я же бодрствовал. Я смотрел на него и гадал, что случается с людьми, которые так отчаянно пытаются убежать от мира. Они становятся клоунами и выступают на днях рождения — сохраняют наивность посредством такой вот самоинфантилизации? Или становятся бездомными и живут в палатке — до первого урагана? Или злятся и обижаются на весь свет, всех отталкивают и остаются одни со своей нравственной правотой? Все это можно было сказать о Денисе.

Живи он с моими предками в Сибири, возглавил бы бунт против царя. Будь он монголом, выступал бы против Норы Йоханнсен и ее дружков из Всемирного банка. Но он белый американец и живет сейчас. Не существует гнета, сражение с которым придало бы его жизни смысл: Денис — борец в мире, где бороться не за что, охромевший боксер, стареющая рок‑звезда.

Дома меня ждали четыре извещения от банка. С моей дебетовой карты сняли пять тысяч долларов — максимальная сумма, которую можно в день снять с текущего счета. И снял их Денис в тот вечер, когда отправился к банкомату за тугриками. Я поменял пин‑код, но Денису звонить не стал. Я решил, что в каком‑то смысле он заслужил те деньги, которые украл у меня. Да и вряд ли Денис расценивал это как кражу. Наверное, воображал, что так он мстит банку Chase, плутократии, современной экономике. Коль скоро Денис обитает в умозрительном мире, он нипочем не признает себя виновным в том, что причинил ущерб тому, кто живет в мире настоящем.

С Денисом мы больше никогда не общались, но он по‑прежнему в каком‑то смысле определяет мою жизнь — от противного: я понимаю, каков я, относительно того, каков он. Без него моя жизнь менее интересна (я давно не ем собачатину и не пью абсент), но я стал больше самим собой — думаю, что и Денис тоже, к добру или к худу.

Оригинальная публикация: Mongolia

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

От «Настоящей боли» до «Бруталиста»: каковы фильмы о евреях в 2024 году

По мере того, как набирает обороты кампания по выдвижению на «Оскар» фильмов, посвященных Холокосту, их дистрибьюторы, по-видимому, склоняются к универсальным темам, а не еврейским. И это, конечно, отход от множества успешных кампаний по выдвижению на «Оскар» фильмов о Холокосте последних десятилетий, начиная со «Списка Шиндлера» и «Пианиста»: эти фильмы часто ставили ужасы Холокоста как важную часть свидетельства в центр своего предложения голосующим за «Оскар»