Анти:модерн
Зальцбург, Музей модерна, до 6.11
В прошлом столетии многие описывали Зальцбург как Эльдорадо антимодерна, даже Оскар Кокошка, открывший здесь после Второй мировой Летнюю академию (успешно, надо сказать, существующую до сих пор). Большая выставка «Анти:модерн. Зальцбург посреди Европы между традицией и обновлением» подробно рассказывает об особых отношениях города в ХХ веке с литературой и танцем, театром и музыкой, даже наукой, редко когда попадающей в подобный контекст. Так, в программе первого психоаналитического конгресса, проходившего в апреле 1908 года в открытом до сих пор зальцбургском отеле «Бристоль», соседствуют доклады Фрейда, Адлера и Юнга, а на коллективной фотографии участников психоаналитического конгресса 1923 года можно узнать самого Фрейда, Юнга и харизматичную Лу‑Андреас Саломе. Открытием для многих станут и материалы, относящиеся к деятельности школы Айседоры Дункан, перебравшейся в Зальцбург в середине 1920‑х. В этой школе, в частноcти, в 1926–1928 годах преподавала художник Эрика Джованна Клин (1900–1957), позже уехавшая в США. О ее судьбе рассказывает раздел, посвященный эмигрантам, в том числе Стефану Цвейгу, Шенбергу и Кокошке. Вспоминают здесь и о причинах, побудивших их и других интеллектуалов покинуть родину. В том же Зальцбурге поводов хватало: 30 апреля 1938‑го на красивейшей Резиденцплац жгли книги, в акции активно участвовали и дети. А в сентябре в городе прошла выставка «Дегенеративное искусство». Тем не менее Макс Рейнхардт и Гуго фон Гофмансталь именно в Зальцбурге основали знаменитый летний фестиваль, сегодня это один из центров современного искусства.
Земля меда
Тель‑Авив, Музей Эрец‑Исраэль, до 30.10
Раскопки в долине Бейт‑Шеан проводились учеными Израильского университета из Иерусалима в 1997–2012 годах. Важнейшие открытия в Тель‑Рехове относятся к X–IX векам до н. э. — глиняные алтари, предметы культа, представленные теперь на выставке в Тель‑Авиве. Обнаружена и уникальная для Ближнего Востока пасека — из 100 ульев сохранились 30, они подтверждают гипотезы о развитии пчеловодства в эпоху Первого храма и придают новое, конкретное наполнение известной цитате из книги Исхода о «хорошей и просторной земле, земле, где течет молоко и мед».