Метафоры с эхом: к выходу нового альбома Арсена Ревазова и группы «Яуза»
Писатель и фотограф Арсен Ревазов, известный по роману‑бестселлеру «Одиночество‑12» (2008) и выставке «Невидимый свет» (Третьяковская галерея, декабрь 2019 — январь 2020), выпустил второй альбом своей группы «Яуза». Если первый альбом «Бабочки и танки» (2020) был написан на стихи Михаила Генделева, то второй, «Музыка и слово» (2021), целиком посвящен поэзии Осипа Мандельштама. Лидер «Яузы» рассказал о своей новой музыкальной работе и о том, какую роль в ней сыграла Алла Пугачева.
БОРИС БАРАБАНОВ → Арсен, есть ли какая‑то связь между альбомом‑трибьютом «Сохрани мою речь навсегда», который спродюсировал Роман Либеров и который появился в начале этого года, и твоим альбомом? Был ли проект Романа толчком для твоего проекта, или он возник независимо ?
АРСЕН РЕВАЗОВ ← Конечно, я, как и Рома, был в курсе, сколько лет Осипу Мандельштаму. Но мой проект возник совершенно независимо. Я с юношеских лет хотел написать песни на стихи Мандельштама. Когда мы взялись за альбом, шесть песен родились буквально за одну неделю. Прошлой осенью я рассказал Роме о том, что, кроме материала на стихи Михаила Генделева, у меня есть песни на стихи Мандельштама. Вписываться в его проект было уже поздно. Да мне и не хотелось входить туда с одной песней — ведь у меня уже был практически целый альбом. Мы добавили еще две песни с музыкой Аллы Пугачевой — «Жил Александр Герцевич» и «Петербург». Так что получилась своего рода конкуренция.
ББ → Кто тебе симпатичен из альбома «Сохрани мою речь навсегда», кто ближе музыкально?
АР ← Музыкально мне там никто не оказался близок. Симпатичнее всех в этом трибьюте мне Леонид Агутин. Да, мы сделали песню на те же стихи, что и он, — «Золотистого меда струя из бутылки текла». Но до января 2021‑го трибьют Ромы Либерова мы не слышали, а значит и песню не слышали. У нас совершенно разные песни, желающие могут сравнить. Чуть меньше, чем агутинский трек, мне понравилась песня «Из табора улицы темной», которую сделал OQJAV. Но вообще я очень рад появлению альбома «Сохрани мою речь навсегда». Здорово, что Мандельштама поют. Сравнивать наши альбомы можно разве что в рамках какого‑то специального баттла.
ББ → Как ты отбирал стихи для своего альбома? Стоит ли искать смысл в том порядке, в котором песни расположены в альбоме ?
АР ← Я не отбирал стихи каким‑то специальным образом. Они отбирались сами, помимо моей воли. Я знал, на какие стихи я точно хочу сделать песни: это «Табор…» и «Золотистого меда…». Я подозревал, что какая‑то смесь рок‑н‑ролла и фокстрота может получиться из стихотворения «Я скажу тебе с последней прямотой». Остальные стихи появились, когда я просто листал сборник, сначала бумажный, потом цифровой, потом снова бумажный, и пытался придумать мелодию на те или иные стихи. Вот, например, «Декабрист»: не самое известное стихотворение, но у нас получилась смешная и забойная композиция. В альбоме песни расположены не в случайном порядке, но это не хронологический порядок, как у Либерова, это музыкальный порядок.
ББ → Кто для тебя Осип Мандельштам? Помнишь ли ты, как впервые познакомился с его стихами?
АР ← Осип Мандельштам для меня — одна из недосягаемых вершин русской поэзии. Когда мне было 12 или 13 лет, ко мне попала синенькая книжка — сборник стихов Мандельштама. Было очевидно, что это потрясающие стихи. Ну и в доме моих родителей, на кухне постоянно говорили об Осипе Мандельштаме, о Надежде Мандельштам, о ее ссоре с Чуковской — я постоянно находился в «атмосфере Мандельштама». Через несколько лет мне захотелось его петь. Примерно тогда же я услышал Пугачеву с «Герцевичем» и «Ленинградом» и страшно (по глупости) возмущался тем, что она изменила текст. Кстати, одно место меня до сих пор удивляет. Зачем было менять «речные фонари» на «ночные»?.. С фонарями вообще интересно. Ночной Питер, как и ночная Москва, где‑то до конца 1970‑х был синего цвета, потому что лампы в фонарях были ртутные, с ярко выраженным основным синим цветом. А на реке были обычные лампы накаливания, то есть желтые. Именно поэтому — «рыбий жир ленинградских речных фонарей». Свет речных фонарей отличался от уличных. А сейчас всё оранжевое…
ББ → «Музыка и слово» — второй альбом группы «Яуза», первый был собран из стихов Михаила Генделева. Как ты думаешь, есть ли внутренняя связь между языком Генделева и языком Мандельштама?
АР ← Есть. Оба поэта — петербуржцы. Питерская манера исполнения стихов — такая, немного заунывная. В этом смысле они похожи. Можете сами удостовериться: в ютубе есть шесть или семь стихотворений, прочитанных Мандельштамом. Они были записаны еще на фонограф. Генделева тоже можно послушать. Они похожим образом читали свои стихи. Что еще общего?.. Вызывающая метафоричность. Очень многое держится на метафорах, причем на метафорах с эхом, со вторым, третьим, четвертым смыслом.
ББ → В твоем альбоме две песни, которые входили в репертуар Аллы Пугачевой. Ты, вероятно, мог придумать свою музыку на эти стихи, но все же выбрал ее мелодии. Почему?
АР ← Сам путь придумывания мелодии на известные стихи — стремный. Они у людей в голове уже как‑то звучат. И если ты предлагаешь свою мелодию, кого‑то это страшно радует, но кого‑то нервирует. Это вторжение в сакральный мир человека. А уж песни‑то переделывать — чистое безумие. Мне это даже в голову не приходило.
ББ → Слышала ли Пугачева твои версии?
АР ← Да, конечно. Иначе она не разрешила бы использовать свою музыку. Переговоры шли месяца три. Конечно, в переговорах фигурировала и денежная сумма, но Пугачева в любом случае не дала бы права на музыку, если бы не услышала песни. Мы прислали демо‑версии, она послушала и сказала: «Отлично, молодцы, берите», — так нам сообщил наш лейбл «Навигатор», который вел переговоры. Лично я с ней виделся один раз — на предвыборной вечеринке Прохорова. Но настоящим «знакомством» это назвать нельзя.
ББ → Расскажи о работе с Александром Бродским над оформлением альбома.
АР ← Я считаю Сашу Бродского великим художником. А тандем Саши Бродского‑старшего и Саши Бродского‑младшего — вообще супертандем. Получился даже новый бренд — «Брод & Брод». Обложки обоих наших альбомов вызывают у меня восхищение, это абсолютно выставочные работы. Никакой совместной работы у нас не было. Я сказал: «Ребята, хочу обложку, вот музыка». В ответ получил эскизы. И всё. Я был счастлив, что они откликнулись.
ББ → Давай поговорим о твоей группе. Публика хорошо знает тебя как писателя и фотохудожника. А «Яуза» — сравнительно молодой коллектив. И все же, наверное, о вас уже можно делать какие‑то выводы.
АР ← Могу сказать, что только сейчас моя группа полностью сыгралась. И это при том, что музыканты у нас — виртуозы, а музыка — очень сложная. Ее сложно исполнять на концертах. Так что только сейчас мы начинаем играть ее более‑менее уверенно. Кроме того, я беру уроки вокала. Если к первому концерту «Яузы» у меня за плечами было 20 или 30 уроков, то сейчас уже 200. И мне уже хочется полностью переписать первый альбом, потому что я вижу, насколько он вокально несовершенен. Первый альбом был более разнообразным музыкально, там и барокко‑рок, и рок‑шансон, и городской романс, зато второй — более цельный. Меломанам, наверное, второй альбом понравится больше первого.
ББ → Что дальше ?
АР ← Мы двигаемся в сторону создания той музыки, которую хочется слушать нам самим и близким нам по музыкальным вкусам людям. На самом деле мы делаем акцент на музыку, а не на стихи, несмотря на то, что поэтическая составляющая у нас очень весомая. Мы потому и сочиняем песни на чужие стихи, чтобы весь собственный творческий потенциал вкладывать в музыку. В общем, мы двигаемся в сторону новой музыки, нового звука. Я полгода не писал новых мелодий, чтобы довести до ума то, что уже придумано. Но сейчас вышел альбом, я отдышусь и что‑нибудь еще придумаю.