Кадиш

Мастер музыкальной авантюры

Ирина Буланова 14 июля 2021
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Михаил Глуз умер, немного не дотянув до своего 70‑летия, прожив жизнь, заполненную
не только музыкой. Он был композитором, дирижером и театральным деятелем, но одновременно — создателем Международного культурного центра имени Соломона Михоэлса и первым президентом Федерации еврейских общин России, возглавлявшим ее в 1999–2005 годах.

Первым сообщил о его смерти московский Ленком, где недавно восстановили «Поминальную молитву», по Шолом‑Алейхему: музыку к спектаклю — первой, знаменитой версии, с Евгением Леоновым — написал Михаил Глуз. Вспоминая, как 20 лет назад на учредительном съезде Федерации еврейских общин России Глуз был единогласно избран ее президентом, главный раввин России Берл Лазар признался, что весть о кончине стала ударом для него и всей общины: «Ушел из жизни замечательный человек, блестящий интеллектуал и одновременно прекрасный практик, умевший не только рождать ценные проекты, но и претворять их в жизнь».

Михаил Глуз во время вручения премии «Скрипач на крыше» в номинации «Музыка» за большой вклад в еврейскую музыкальную культуру . 21 декабря 2016.

Проектов у Глуза было множество, как и званий, которых он был удостоен, должностей, государственных и международных наград. Начиная с конца 1970‑х Глуз был инициатором многих важных культурных начинаний, связанных с еврейской темой. Но евреям, жившим в СССР на рубеже 1970–1980‑х годов, он был известен прежде всего как один из отцов Камерного еврейского музыкального театра (КЕМТ). Лидером и главным режиссером театра был Юрий Шерлинг, а музыкальным руководителем с момента его основания стал Михаил Глуз.

По прошествии десятилетий кажется, что КЕМТ и был его главным делом. Театр вывел Глуза на сцену, сделал заметной фигурой. Дата основания театра — 1977 год — многих наверняка удивит, и кто‑то захочет ее оспорить. Потому что первый спектакль — «Черная уздечка белой кобылицы» — был показан в Москве лишь в 1979‑м. Ни у кого из публики не возникало тогда мысли, что театр не столичный — и где же ему еще играть, как не в Москве!.. Но поражал сам факт создания еврейского театра в стране, где почти 30 лет было табуировано слово «еврей».

Имевший базу на Таганке (Таганская площадь, 12), КЕМТ, тем не менее, формально был приписан к Биробиджану, который его и легитимировал. «Черная уздечка…» тоже была показана впервые в Еврейской автономной области, в 1977‑м. Глуз был дирижером и аранжировщиком спектакля, где многие тогда впервые услышали со сцены клезмер. Автором текста на идише был Хаим Бейдер, автором русского либретто — Илья Резник, который привел на роль художника Илью Глазунова. Этот список имен вполне отражал дух времени, в котором Глуз нашел себя.

Он родился 19 сентября 1951 года на Сахалине, где служил его отец, Семен Львович Глуз, майор медицинской службы, и работала художественным руководителем местной филармонии мать, Иветта Моисеевна Болотина, музыкант. Отец мечтал видеть сына врачом, но гордился сыном‑музыкантом. Когда в 1965‑м семья переехала в столицу, тот поступил в музыкальное училище имени Ипполитова‑Иванова (учился на пару курсов старше Аллы Пугачевой, как вспоминал Глуз), а потом и в Гнесинский институт, на композиторское отделение, к знаменитому Генриху Литинскому, у которого учились, среди прочих, Арно Бабаджанян и Тихон Хренников. Глуз о нем говорил: «Хренников был среди первых учеников Генриха Ильича, а я среди последних».

Он был автором нескольких мюзиклов — «Танго жизни», «Шалом‑Шагал», «Ломир алэ инэйнем!» («Давайте все вместе!»), поставленных еще в бытность его в Камерном еврейском музыкальном театре, написал «Каштанку» и «Слона» для Московского театра кукол, «Принца и нищего» для МХАТ. Пафосная антитеррористическая рок‑опера «Суламифь‑Forever!», поставленная на сцене Театра эстрады, по сути тоже была мюзиклом — ведь и КЕМТ был музыкальным театром, который Глуз в 1983‑м, после ухода Шерлинга, возглавил. К этому времени относятся два сюжета, рассказанных им в одном телеинтервью и объясняющих реальную ситуацию в стране середины 1980‑х, когда вроде уже и перестройка вовсю идет, но антисемиты все еще у руля.

История первая про Киев. «Не пускали в город, где наши зрители! — негодовал Глуз, подразумевая, что ситуация была организована свыше. — Все евреи — директора киевских театров — отказались принимать нас на гастроли. И только директор Театра имени Леси Украинки, русский человек, которому было тогда лет 70, сказал: “А мне плевать, у меня друг‑еврей погиб на фронте, я ради его памяти вас возьму”».

Другая история про Петербург, тогда еще Ленинград, куда КЕМТ так и не пустили. «Фестиваль молодежи и студентов, июль–август 1985 года, проданы все билеты. И за 10 дней до начала гастролей звонок из Ленконцерта: “Товарищ Глуз, мы не можем вас принять”. И шепотом в трубку: “Обком против”. Мне терять нечего — я даю телеграмму Горбачеву. Дескать, что же происходит, идет фестиваль, будет международный скандал. Звонят из ЦК КПСС: “Что вы так волнуетесь, мы позвоним в обком”. А через три дня тот же человек, потухшим голосом: “Обком категорически против”. Спрашиваю, в чем же дело. Отвечает: “Обком считает, что вы слишком поднимаете еврейское самосознание”».

В общем, обком был прав: советская идеология берегла два самых больших города СССР (после Москвы) от еврейского влияния. А то вдруг евреи поднимут голову? Так и случилось в конце концов, и КЕМТ сыграл в этой трансформации свою роль. На его первые спектакли приходили старики, помнившие ГОСЕТ и не верившие, что снова слышат разрешенную еврейскую музыку.

На вопрос, как этот театр вообще стал возможным, Глуз отвечал: «Была, видимо, потребность снизу, и кто‑то почувствовал, вынюхал, что надо, пора. И дал добро. Конечно, это была авантюра, но она привела к хорошим результатам».

Мы не будем сравнивать великий ГОСЕТ, оставивший след в истории мирового искусства, и КЕМТ — локальный проект, рожденный в нужное время в нужном месте, когда низы захотели, а верхи не смогли. Оставленный Глузом, который ушел оттуда в 1985 году, театр растворился в перестроечном бурлении, не выдержав конкуренции со свободным искусством, в том числе еврейским, которого стало много и разного.

Между прочим, Центр имени Михоэлса, созданный Михаилом Глузом, поддержал в 2008 году фильм Матвея Гейзера «Осколки убиенного театра», посвященный выжившим артистам ГОСЕТа. Усилиями центра был установлен памятник расстрелянным членам Еврейского антифашистского комитета на месте захоронения их праха на Донском кладбище. И на Международный фестиваль имени Михоэлса, инициированный центром, привезли однажды в Москву прославленный спектакль киевского театра имени Ивана Франко «Тевье‑Тевель», в котором Богдан Ступка в течение 30 лет играл Тевье‑молочника. Музыку к этому спектаклю тоже написал Михаил Глуз.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Музыка, возвращающая к истокам

Михаил Глуз, прикоснувшись однажды к еврейской теме, т.е. к еврейству, уже от этого опиума уйти не мог. Глуз внес в историю еврейской культуры вклад более чем достойный. И деяния эти не будут забыты и в будущем останутся не только добрые его деяния, но и замечательная музыка композитора Глуза, ибо ему выпало особое счастье — создать в жизни свою мелодию, свою песню. «Там, вверху, расположены храмы, дверь в которые отворяется с помощью песни...»