Лорин, сын Линкольна

Владимир Мак 18 июля 2014
Поделиться

13 июля в своем доме в Каслтон-Фармс, штат Вирджиния, умер дирижер Лорин Маазель.

Первый американец, допущенный к пульту в Байрейте, и первый дирижер из Нового Света, возглавивший Венскую оперу. Еще недавно он руководил Мюнхенским филармоническим… Великий дирижер. Многих называют великими посмертно, Маазель стал великим при жизни. Для еврея с российскими корнями эта жизнь начиналась очень традиционно.

У скрипача Исаака Менаше Маазеля из Полтавы и его жены Эсфирь Глейзер из Харькова в 1899 году родился сын Марвин. Семья уехала в Америку, где в 1903-м появился на свет еще один мальчик, Линкольн. Марвину суждено будет стать пианистом и композитором и прожить 89 лет. Линкольн, актер и певец, будущий отец дирижера, доживет до 106, его жена Мэри Шульман (фармацевт по профессии) — до 98. Их свадьба состоялась в 1928-м в Париже, и там же, в предместье Нейи-сюр-Сен, 6 марта 1930 года появился на свет Лорин Маазель.

Шансов не стать музыкантом у него не было: дедушка играл в первых скрипках Метрополитен-оперы, и все в семье были музыкантами — профессионалами или любителями. Лорин получил частное образование. Единственный его педагог Владимир Бакалейников был не только известным квартетным музыкантом и дирижером, но и сочинителем романсов. Ему, в частности, приписывают авторство «Темно-вишневой шали». Уехав в 1927-м в Америку, Бакалейников стал ассистентом знаменитого дирижера Фрица Райнера в Цинциннати, а в 1937-м переехал в Голливуд, где как раз и жили Маазели. В девять лет вундеркинд Лорин уже дирижирует оркестром на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в 11 стоит за пультом оркестра NBC, которым руководит Тосканини, и заслуживает одобрение самого…

Когда в 2000-м Маазель во главе пармского оркестра имени Тосканини приехал в Иерусалим, я спросил его о влиянии на него Тосканини. Маазель ответил, что не меньше, чем Тосканини, повлиял на него, например, Фуртвенглер. Однако в оркестре, носящем имя Тосканини, он хотя бы в вопросах репертуара придерживается именно его, Тосканини, принципов. И потому в программу поставил излюбленную итальянцем 9-ю симфонию Бетховена.

Может быть, война помешала коммерческой карьере вундеркинда, или родители были умны, но юноша продолжает учиться игре на скрипке, выходит в 15 лет на сцену в квартете, а в 18, когда Бакалейников становится дирижером Питтсбургского оркестра, поступает туда в скрипичную группу и через год он уже ассистент дирижера. К 19 годам Маазель успел также позаниматься математикой и философией, что оказалось не лишним: разностороннее образование сформировало музыканта, способного глубоко проникать в сочинения разных жанров и эпох. Он брался за любую музыку и всякий раз успешно. Его мировая гастрольная деятельность началась в 1953-м и продолжалась почти до самого ухода. Маазель был главным дирижером в Кливленде и Париже, Берлине и Нью-Йорке, он сделал свой родной Питтсбургский оркестр коллективом мирового класса и долгие годы был его музыкальным консультантом.

Я впервые услышал Маазеля в Москве, на гастролях «Ла Скала», в «Турандот». Потом много раз бывал на его концертах в Израиле. Думаю, он не просто был евреем, — в нем, как говорит одна моя знакомая, «дрожало еврейское». Он выступал в Израиле часто, с разными оркестрами и разной музыкой. Однажды солировал в собственном скрипичном концерте, и это был пример серьезного мастерства и интереснейшая музыка. Он был и автором оперы «1984», по Оруэллу, — премьера прошла в Лондоне, но все вспоминают спектакль «Ла Скала» 2008 года, которым дирижировал автор, а ставил его блистательный канадский режиссер Робер Лепаж.

20 лет назад Маазель привез в Иерусалим Молодежный международный оркестр и гениально поставил с ним 5-ю симфонию Малера. В конце 1990-х он сыграл с Израильским филармоническим 3-ю и 7-ю Бетховена. А 9 января 1997 года, в Иерусалиме, стоя за пультом Баварского оркестра радио (которым он руководил в течение девяти лет), объединенного с Иерусалимским симфоническим, продирижировал мировой премьерой симфонии Пендерецкого «Семь ворот Иерусалима», написанной к 3000-летию израильской столицы.

Энергия Маазеля поражала. За более чем 70-летнюю карьеру он дирижировал полутора сотней оркестров, записал все симфонические сочинения Бетховена, Брамса, Дебюсси, Малера, Шуберта, Чайковского, Рахманинова и Штрауса. В прошлом году 83-летний дирижер провел 111 концертов, а в июне этого года заявил, что вынужден сократить количество выступлений. Это была его последняя публичная речь.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Театры, университеты, газеты: май 1924‑го

Максим Горький дал интервью газете Mezzogiorno, где попытался говорить с записными антисемитами как с обычными собеседниками, апеллируя к рациональным аргументам и подтвержденным данным... Горький много кому не угодил, в том числе в тех общественных группах, к которым сам принадлежал и от которых дистанцировался... Сам он менял позицию по многим вопросам: то выражал свое неприятие происходящего «Несвоевременными мыслями», то каялся перед советской властью, сокрушаясь о «непонимании» ситуации. Но по отношению к евреям всегда вел себя исключительно порядочно.

Был ли болгарский царь Борис III другом или врагом евреев?

Хотя Борис был в ужасе от антисемитских деяний нацистов, на него оказали давление, чтобы он подписал закон, который отправлял бы болгарских евреев в концентрационные лагеря. Однако возник сильный резонанс, болгары знали, что судьба евреев, отправленных в Германию и Польшу, была очень мрачной. И под влиянием противников этого указа сложилось общественное мнение, которое побудило Бориса III изменить свое решение.

Пятый пункт: разброд и шатание, цифровой навет, Евровидение, раввины Хоральной синагоги, новые люди

Как в ООН сократили в два раза число погибших среди гражданского населения в секторе Газа? Что показали оценки выступления представительницы Израиля на «Евровидении»? И откуда появилась должность «главного раввина Москвы»? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.