Лорин, сын Линкольна

Владимир Мак 18 июля 2014
Поделиться

13 июля в своем доме в Каслтон-Фармс, штат Вирджиния, умер дирижер Лорин Маазель.

Первый американец, допущенный к пульту в Байрейте, и первый дирижер из Нового Света, возглавивший Венскую оперу. Еще недавно он руководил Мюнхенским филармоническим… Великий дирижер. Многих называют великими посмертно, Маазель стал великим при жизни. Для еврея с российскими корнями эта жизнь начиналась очень традиционно.

У скрипача Исаака Менаше Маазеля из Полтавы и его жены Эсфирь Глейзер из Харькова в 1899 году родился сын Марвин. Семья уехала в Америку, где в 1903-м появился на свет еще один мальчик, Линкольн. Марвину суждено будет стать пианистом и композитором и прожить 89 лет. Линкольн, актер и певец, будущий отец дирижера, доживет до 106, его жена Мэри Шульман (фармацевт по профессии) — до 98. Их свадьба состоялась в 1928-м в Париже, и там же, в предместье Нейи-сюр-Сен, 6 марта 1930 года появился на свет Лорин Маазель.

Шансов не стать музыкантом у него не было: дедушка играл в первых скрипках Метрополитен-оперы, и все в семье были музыкантами — профессионалами или любителями. Лорин получил частное образование. Единственный его педагог Владимир Бакалейников был не только известным квартетным музыкантом и дирижером, но и сочинителем романсов. Ему, в частности, приписывают авторство «Темно-вишневой шали». Уехав в 1927-м в Америку, Бакалейников стал ассистентом знаменитого дирижера Фрица Райнера в Цинциннати, а в 1937-м переехал в Голливуд, где как раз и жили Маазели. В девять лет вундеркинд Лорин уже дирижирует оркестром на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в 11 стоит за пультом оркестра NBC, которым руководит Тосканини, и заслуживает одобрение самого…

Когда в 2000-м Маазель во главе пармского оркестра имени Тосканини приехал в Иерусалим, я спросил его о влиянии на него Тосканини. Маазель ответил, что не меньше, чем Тосканини, повлиял на него, например, Фуртвенглер. Однако в оркестре, носящем имя Тосканини, он хотя бы в вопросах репертуара придерживается именно его, Тосканини, принципов. И потому в программу поставил излюбленную итальянцем 9-ю симфонию Бетховена.

Может быть, война помешала коммерческой карьере вундеркинда, или родители были умны, но юноша продолжает учиться игре на скрипке, выходит в 15 лет на сцену в квартете, а в 18, когда Бакалейников становится дирижером Питтсбургского оркестра, поступает туда в скрипичную группу и через год он уже ассистент дирижера. К 19 годам Маазель успел также позаниматься математикой и философией, что оказалось не лишним: разностороннее образование сформировало музыканта, способного глубоко проникать в сочинения разных жанров и эпох. Он брался за любую музыку и всякий раз успешно. Его мировая гастрольная деятельность началась в 1953-м и продолжалась почти до самого ухода. Маазель был главным дирижером в Кливленде и Париже, Берлине и Нью-Йорке, он сделал свой родной Питтсбургский оркестр коллективом мирового класса и долгие годы был его музыкальным консультантом.

Я впервые услышал Маазеля в Москве, на гастролях «Ла Скала», в «Турандот». Потом много раз бывал на его концертах в Израиле. Думаю, он не просто был евреем, — в нем, как говорит одна моя знакомая, «дрожало еврейское». Он выступал в Израиле часто, с разными оркестрами и разной музыкой. Однажды солировал в собственном скрипичном концерте, и это был пример серьезного мастерства и интереснейшая музыка. Он был и автором оперы «1984», по Оруэллу, — премьера прошла в Лондоне, но все вспоминают спектакль «Ла Скала» 2008 года, которым дирижировал автор, а ставил его блистательный канадский режиссер Робер Лепаж.

20 лет назад Маазель привез в Иерусалим Молодежный международный оркестр и гениально поставил с ним 5-ю симфонию Малера. В конце 1990-х он сыграл с Израильским филармоническим 3-ю и 7-ю Бетховена. А 9 января 1997 года, в Иерусалиме, стоя за пультом Баварского оркестра радио (которым он руководил в течение девяти лет), объединенного с Иерусалимским симфоническим, продирижировал мировой премьерой симфонии Пендерецкого «Семь ворот Иерусалима», написанной к 3000-летию израильской столицы.

Энергия Маазеля поражала. За более чем 70-летнюю карьеру он дирижировал полутора сотней оркестров, записал все симфонические сочинения Бетховена, Брамса, Дебюсси, Малера, Шуберта, Чайковского, Рахманинова и Штрауса. В прошлом году 83-летний дирижер провел 111 концертов, а в июне этого года заявил, что вынужден сократить количество выступлений. Это была его последняя публичная речь.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: «Персидская тишина»

Каково быть евреем в стране, которая воюет с Израилем? Почему евреи не уехали из Ирана? И в чем заключается «персидское чудо»? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин рассказывает о прошлом и настоящем иранских евреев

Операция «Восстающий лев» и правда этой войны

Это не взаимные удары, а война света с тьмой. Не симметрия, а трагедия, в которой одна сторона соблюдает Женевскую конвенцию, а другая целится в утреннюю молитву и обеденный перерыв. В Иране создают ракеты, чтобы однажды сбросить их с целью уничтожить. Их цель — стереть. Их стратегическая задача — очистить землю от евреев. У Израиля цель другая: не дать стереть себя

Натан Хилу, величайший неизвестный еврейский художник‑аутсайдер

Правда Натана заключалась в том, что он буквально одержим: ему во что бы то ни стало необходимо было зримо запечатлеть все, что он помнил об идишском прошлом Америки, которое существовало только в его голове, — встречи с И. Б. Зингером и радиоведущим Цви Скулером в Нижнем Ист‑Сайде в Нью‑Йорке, ленты в духе ковбойских фильмов Боба Стили, только на идише, кошерные буфеты, библейские истории, наследие его предков, сирийских евреев, и восточноевропейские предания