Jewish Telegraphic Agency: Раввины Джареда и Иванки не знают, кто разрешил им лететь в шабат
Какой ортодоксальный раввин дал Джареду и Иванке разрешение лететь в шабат? Мы не знаем, кто был этот человек, но мы знаем, кто этим человеком не был.
Это не был Хаскел Лукштейн, который курировал Иванкин гиюр.
Это не был Марвин Хир, который читал молитву на инаугурации президента Дональда Трампа.
Это не был Леви Шемтов, духовный лидер той синагоги в Вашингтоне, которую посещают Джаред Кушнер и Иванка Трамп.
И это не был Шмули Ботеах, раввин, прославившийся тем, что осыпал нового президента похвалами и сделал серию селфи с его советниками.
Все эти раввины официально заявили, что не давали разрешения на полет в Саудовскую Аравию в ночь с пятницы на субботу; впрочем, никто из них и не критиковал этот поступок, также все воздержались от комментариев.
Рабби Гирши Зархи, возглавляющий любавичскую организацию Гарварда, где Кушнер учился и активно участвовал в еврейской жизни, оказался недоступен для комментариев.
Полет на самолете — один из многих видов деятельности, запрещенных еврейским законом в шабат, то есть с захода солнца в пятницу вечером до появления первых звезд в субботу ночью, прежде всего, потому, что запуск двигателя включает зажигание огня. Законы субботы, однако же, можно нарушать ради спасения жизни — на иврите это называется пикуах нефеш.
Вопрос, бурно дебатировавшийся в социальных сетях как поклонниками, так и критиками четы дочери и зятя Трампа, состоит в том, можно ли расценивать участие в первом заграничном турне президента как спасение жизни. (Одни дискуссии были серьезными изысканиями в области алахи, а другие, прямо скажем, были откровенным издевательством над ханжеством.) Религиозные евреи, стоящие у власти, сталкивались с такими проблемами испокон века; самые известные случаи на нашей памяти связаны с Джо Либерманом, сенатором от штата Коннектикут, и Джеком Лью, министром финансов при Бараке Обаме.
Если речь идет о судьбах нации, насколько расширительно мы можем толковать понятие пикуах нефеш?
«Если человек с таким уровнем гражданской ответственности оказывается в такой ситуации, он должен принимать в расчет не только эти конкретные обстоятельства, — говорит рабби Менахем Генак, руководитель подразделения кашрута в Ортодоксальном союзе, объединении американских общин ортодоксального иудаизма. — Он должен думать не только об этом единичном событии. Каковы могут быть последствия этого решения в будущем? Пикуах нефеш в таком случае может пониматься шире, чем мы привыкли».
И Генак, и Шемтов упомянули израильских политиков, которым раввины дали разрешение брать трубку в шабат — что также запрещено еврейским законом, — чтобы получать или давать срочные указания, даже если звонок не был непосредственно связан с военными операциями. Точно так же и соблюдающие израильские солдаты продолжают нести военную службу в шабат, даже в относительно мирное время.
Шемтов, глава вашингтонской синагоги, которую все знают как «Синагогу» (TheShul), в целом придерживается узкого понимания пикуах нефеш. Он говорит, что, если кто‑то из политиков обратится к нему по этому вопросу, он даст разрешение нарушить законы шабата, только если ситуация требует личного присутствия именно этого человека, если нельзя отложить дело до исхода субботы и если действительно чья‑то жизнь находится под угрозой.
Он также сказал, что не может быть единого ответа на этот вопрос — каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
«Я сталкиваюсь с такими вопросами уже 20 лет и лишь дважды я счел возможным допустить нарушение закона, — сказал Шемтов. — Эти два случая несомненно требовали немедленного прибытия человека на место действия и были связаны со спасением человеческой жизни».
Шемтов вспоминает, как однажды в шабат прошел с Либерманом несколько километров от синагоги до Капитолия, где Либерман должен был участвовать в голосовании. Джек Лью также старался не нарушать шабат, но сказал Tablet, что будет отвечать на телефонные звонки и ездить в машине в случае крайней необходимости.
Хотя в шабат запрещены разные виды деятельности, не все они запрещены одинаково строго. Так, некоторые запрещены самой Торой, а другие запрещены раввинистическими постановлениями, которые считаются чуть менее обязательными к исполнению. Генак заметил, к примеру, что вести машину, то есть включать зажигание, считается худшим нарушением, чем просто ехать в машине в качестве пассажира.
Джаред Кушнер и Иванка Трамп, как сообщалось, также обратились за разрешением к раввину, намереваясь отправиться на машине на инаугурацию Трампа в пятницу 20 января 2017 года, и получили это разрешение. Кто из раввинов дал его, неизвестно. Но с каким бы рабби Еврейское телеграфное агентство ни разговаривало на эту тему, собирая материал для данной статьи, — все говорили, что не стоит критиковать поведение Джареда и Иванки, не зная всех подробностей их ситуации.
«Какие могут быть ближайшие последствия, а какие могут быть далеко идущие последствия? — вопрошает Генак. — Вы не знаете, что может быть дальше. Я рад, что я не должен решать эти проблемы».
Оригинал публикации: Jared and Ivanka’s rabbis don’t know who gave them permission to fly on Shabbat