Мы продолжаем рассказывать о людях, которые живут еврейской жизнью и нашли себя в бизнесе. Сегодня наш собеседник — генеральный директор первого супермаркета кошерной продукции в России «Кошер гурмэ» Илан Остроброд.
СЕМЕН ЧАРНЫЙ → Каким оказался ваш путь в этот бизнес?
ИЛАН ОСТРОБРОД ← Я много лет занимаюсь импортом кошерных товаров из Израиля в Россию. Все началось с того, что несколько лет назад я решил привести в Москву мини‑крутоны — кошерные гренки для супа. Тогда впервые я соприкоснулся с миром кошерной продукции, и решил, что это довольно интересная ниша. Мы работали (и продолжаем работать) и с еврейскими общинами, и с кошерными и сетевыми магазинами. В какой‑то момент я понял, что хочу сам стать «последней милей» на пути к покупателю — чтобы он мог найти товар хорошего качества и по нормальной цене на удобной полке. В итоге был основан «Кошер гурмэ» — супермаркет кошерных товаров. Мы представляем максимально широкую линейку кошерных товаров, и не от случая к случаю, а всегда. У нас лучший в России выбор кошерного алкоголя, самый большой ассортимент кошерного питания. «Кошер гурмэ» — единственный магазин в Москве, где можно купить кошерные товары, относящиеся к сфере бытовой химии. Наша цель сейчас — расширить эту линейку так, чтобы у покупателя был широкий выбор от сахара и соли до вина, кулинарии и замороженных овощей (более подробно об ассортименте супермаркета «Кошер гурмэ» можно узнать на сайте koshergurme.ru. — Ред.). Кроме того, мы единственный кошерный магазин в Москве, в рамках которого функционирует кулинария «Алеф», которую мы открыли совместно с брендом PINHAS.
СЧ → То, что вы занялись продажей кошерных продуктов, бытовой химии и т. д., как‑то повлияло на вашу жизнь?
ИО ← Мои родители уехали в Израиль в 1970‑х. Я рос как обычный израильтянин, не слишком приближенный к религии. Последние несколько лет я пытаюсь пройти эту дорогу. На двери магазина есть мезуза, мы не работаем в шабат и праздники, сам я накладываю тфилин.
СЧ → А насколько вам помогает в бизнесе еврейская составляющая?
ИО ← В том, что мы занимаемся именно кошерной продукцией, есть как плюсы, так и минусы. Мы нашли динамично развивающийся рынок, конкуренция на котором минимальна, — это безусловный плюс. Подобная ниша не интересна для больших сетей, и нам не надо конкурировать с ними, а остальные кошерные магазины мы превосходим по ассортименту. Кроме того, мы находимся поблизости от потенциальной аудитории. От дверей нашего магазина буквально сто метров до Московского еврейского общинного центра, а для того, чтобы покупателям не пришлось нести свои покупки далеко, у «Кошер гурмэ» есть своя автостоянка. Минусы: необходимость поиска поставщиков и личного контроля за ними. Из‑за антисанкций мы лишились поставщиков из Франции и Италии, хотя раньше большая часть мясной и молочной продукции привозилась из‑за границы. Теперь я не могу позвонить каждому второму поставщику и сказать: «Мне нужна кошерная продукция». Приходится заниматься тщательным отбором. Впрочем, это вполне преодолимая преграда. Если говорить о покупателях, то к нам ходят как ортодоксальные евреи, так и неортодоксальные, и неевреи тоже про нас не забывают. Две последние группы составляют большинство покупателей, зато ортодоксальные евреи уходят с большей корзиной покупок.