Какова цена успеха в бизнесе? Идет ли человек по пути успеха, задуманному им самим, или его ведут некие высшие силы? С чего начинали эти люди? Наши герои расскажут, как достигли успеха в бизнесе, как пришли к еврейству, насколько далеким и долгим был их путь. Познакомьтесь: президент компании «Компэл» Борис Рудяк.
СЕМЕН ЧАРНЫЙ → Когда и как вы пришли в бизнес?
БОРИС РУДЯК ← Если считать бизнесом коммерческую деятельность, то я занимался ею с начала 1980‑х. Несколько лет я экспериментировал, а в 1992 году пришел за советом к своему приятелю, занимавшемуся бизнесом уже несколько лет. Я сказал ему: «У меня есть три идеи. Что ты посоветуешь выбрать?» Он посоветовал как раз то, что я сам расположен был выбрать: бизнес в области, где можно было зарабатывать своей головой и где рынок только начинал развиваться, — поставки электронных компонентов (это «кирпичики», из которых состоит любое электронное устройство, от телефона до компьютера). Весь бизнес начинался с одного человека — меня. Сейчас это уже около 700 человек, работающих в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Мюнхене, Нью‑Йорке и Гонконге.
СЧ → Вы решили ограничиться одной сферой?
БР ← Да, я поставил себе границы: можно заниматься чем угодно, но только в сфере электроники, не отвлекаться ни на что другое. Поскольку рынок электроники постоянно развивается, мы развиваемся вместе с ним. В настоящее время «Компэл» занимает лидирующие позиции в сфере поставок электронных компонентов для производства любой электроники: медтехники, промышленной электроники, систем безопасности, автомобильной электроники, закупая необходимые компоненты у сотен компаний во всем мире.
Мы активно ищем новые ниши в сфере электроники и как раз сейчас разворачиваем принципиально новый проект. Он получил название «Даджет»: из популярного термина «гаджет» мы отбросили неблагозвучное в русском языке «гад», заменив его позитивным «да». Суть проекта в следующем. В мире непрерывно появляются новые электронные изделия, улучшающие наш быт. Рано или поздно они завоевывают рынок, но в настоящий момент о них мало кто знает. Мы ищем такие новинки по всему миру и предлагаем их покупателям в России. (Более подробно о проекте см. на сайте www.dadget.ru. — Ред.)
СЧ → В те времена, когда вы пришли в бизнес, ощущали ли вы себя евреем?
БР ← Я с детства знал, что я еврей. Мой дедушка со стороны отца был религиозным, так что я видел иудейские обряды, бывал вместе с ним на праздновании еврейских праздников. Это было такое «наблюдательное еврейство». В школе антисемитизм — если и был — был настолько незначительным, что я его не чувствовал. Первый и единственный раз я ощутил, что мое еврейство — это что‑то негативное, когда оканчивал школу и выбирал, в какой вуз поступить. Мне откровенно объяснили, что в связи с еврейским происхождением я не смогу поступить в МГУ, МИФИ, Физтех и т. д. Окончив школу, я сделал шаг в сторону еврейства — но не к религиозным евреям, а к еврейской культуре вообще. Вместе с друзьями мы ходили на знаменитую «Горку» около Хоральной синагоги, отмечали праздники. Когда открылись границы, большинство моих друзей уехали — кто в Израиль, кто в США. В Израиль уехала и моя мама, и моя тетя с сыном.
СЧ → Вы продолжали оставаться «культурным евреем»?
БР ← Да, но я сделал следующий шаг к еврейству, это случилось несколько лет назад. Моя дочь рассказала мне об образовательном проекте «Лимуд». Я заинтересовался и вот уже четыре года посещаю его вместе с семьей. Можно сказать, что проект стал частью нашей семейной жизни.
На одном из «Лимудов» я попал на выступление директора еврейского бизнес‑клуба «Solomon» Евгения Гольцмана. Мне стало интересно, я вступил в клуб, и мои еврейские знакомства существенно расширились. Пока они не повлияли на развитие моего бизнеса, но я вижу, что к этому постепенно идет, особенно в сфере проекта «Даджет». Я заинтересован в партнерстве с бизнесменами‑евреями, которые обратят внимание на «Даджет», в любой форме. Все зависит от того, чем мы друг другу можем быть полезны.