Кому нужна интифада камней и ножей?
Сентябрь. Храмовая гора. Террор. У каждого израильтянина сочетание этих слов вызывает мороз по коже и ужасные воспоминания: потоки крови, взорванные автобусы, танки на улицах Рамаллы и Саджаи (Газа). Как быстро прошли спокойные годы, когда израильтяне наслаждались относительным затишьем, и как же быстро наступила та тревожная пора, когда родители вновь опасаются отпускать детей одних утром в школу или в торговый центр с друзьями вечером.
Трудно сказать, что нынешняя волна террора грянула внезапно. На самом деле многие предупреждали, что она может начаться: среди них были и аналитики, и военные, и политики. Писали, что нынешний статус‑кво — который был так дорог руководству Израиля, да и Палестинской автономии — опасен, что в природе не существует никакого статуса‑кво. Вода в реке движется все время, и стоит этому движению прекратиться, вода начнет застаиваться и гнить. Это именно то, что происходит сегодня и происходило в течение последних семи лет в отношениях между Израилем и Палестинской автономией.
Ситуация «не мир, не война» искусственно поддерживалась и теми и другими: на эпизодические теракты со стороны Западного берега Израиль предпочитал по возможности не реагировать, а в ответ на провокации поселенцев руководство ПА разражалось громкими тирадами, однако при всем том не спешило разрывать контакты с израильскими силовыми структурами и держалось за виртуальный статус‑кво.

Палестинские демонстранты с «коктейлями Молотова» у защитной стены в Иерусалиме. 9 октября 2015
В ПА сильно пошатнулись позиции «Фатх» — националистического движения, лидеры которого подписали мирное соглашение с Израилем в 1993 году, зато выросли акции «Хамас» и «Исламского джихада», выступающих не столько за свободную Палестину, сколько за уничтожение Израиля.
Такова политическая ситуация, сложившаяся в этом уголке земли к осени 2015 года. Но есть еще и Иерусалим, который всегда жил по своим особым законам и где сложилась совершенно уникальная ситуация, непохожая на все остальное, что происходит в Израиле или в Палестинской автономии. Восточный Иерусалим, который, на взгляд израильтян, был освобожден, а на взгляд палестинцев — захвачен, не является по сути дела ни частью Израиля, ни ПА. То есть формально Восточный Иерусалим, конечно же, был аннексирован Израилем, и все его арабские районы, а также арабские деревни, которые никогда частью города не были, с 1967 года находятся в муниципальных пределах израильской столицы. В результате особого соглашения, выработанного после Шестидневной войны, арабские жители Иерусалима получили статус жителей, а не граждан. Это означает, что они пользуются гражданскими, но не политическими правами в Израиле. Сосуществование евреев и арабов в столице всегда было предметом споров и разногласий, но если до середины 2000‑х годов все как‑то жили, то после второй палестинской интифады, получившей название «интифада “Аль‑Акса”» (по названию мечети «Аль‑Акса», третьей по значимости святыни ислама), ситуация резко ухудшилась. Во‑первых, в восточных кварталах Иерусалима начал действовать «Хамас», радикальное исламское движение, пропагандирующее насилие, террор и ликвидацию Израиля. Во‑вторых, в 2003 году была создана защитная стена, отделяющая одни районы Восточного Иерусалима от других. В‑третьих, арабские районы перестали получать поддержку муниципальных служб, которую они получали ранее. Совокупность этих перемен привела к тому, что в Восточном Иерусалиме появились зеленые флаги «Хамас», а также школы, мечети и медресе, находящиеся под влиянием этой организации, притом муниципальных школ, где дети учатся по учебной программе израильского Министерства образования, стало меньше.
Значительное количество жителей тех районов, которые оказались за стеной, переехали в те районы, которые оказались внутри, цены на жилье повысились, а разрешений на строительство новых домов и кварталов больше не стало. И наконец, в районах за стеной муниципалитет практически прекратил свою деятельность в плане уборки мусора и оказания других услуг, появился властный вакуум, ведь и израильская полиция с тех пор на этой территории не появлялась, палестинские же силы безопасности по закону не имеют права там действовать. Результат подстрекательства к насилию со стороны радикальных исламистов, ухудшающаяся ситуация в восточных кварталах и властный вакуум привели к победе «Хамас» на выборах в 2006 году в Восточном Иерусалиме в частности и к радикализации населения в целом.

Похороны Аарона Баниты, погибшего в результате теракта. Иерусалим. 4 октября 2015
Что может предпринять нынешнее правительство против этой волны террора, которую мало‑помалу, несмотря на нежелание израильских политиков и военных, начинают называть третьей интифадой? На самом деле, учитывая, что у террора на данный момент нет главарей (почти все террористы — это одиночки, действующие по собственной воле), трудно представить какие‑то конкретные силовые действия в стиле второй интифады. Нельзя провести операцию «Защитная стена» и зачистить «террористические гнезда», потому что террорист может выйти из любого дома, в любом городе. Нет единого образа террориста — чаще всего это молодые люди, — но случаются среди них и простые рабочие, и студенты престижных факультетов в израильских университетах. Нет такого лекарства, которое сейчас можно было бы выписать Израилю, чтобы немедленно разрешить проблему, волшебства не случится. Террор — бич современности, от которого страдают многие страны, от России до Египта, и мало кому удавалось найти панацею от него. Но можно и нужно работать вместе с умеренными элементами в Автономии, а также во всем ближневосточном регионе, и прежде всего — с Иорданией и Египтом, чтобы не дать ходу экстремистам‑пироманам.

Теракт на автобусной остановке. Иерусалим. 13 октября 2015
The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»
Стоппард и его история
