Летопись диаспоры

Как последние евреи Египта отмечают Хануку 

Подготовил Семен Чарный 25 декабря 2022
Поделиться

В Каире проживает более 10 млн. человек, и лишь трое из них — и все пожилые женщины — египетские евреи, пишет журналист CBS News Ахмед Шоукат. 

В свои 70 лет Магда Харун – самая молодая из них. Она лидер ныне практически исчезнувшей местной еврейской общины.

Магда Харун в каирской синагоге. 2016 год

«Обычно главой еврейской общины является раввин, но такового у нас не было с 1960-х годов, — рассказывает Харун журналисту в одной из пустующих синагог в центре Каира.

Всего в столице 12 еврейских молитвенных домов — по четыре на каждого оставшегося жителя-еврея…

«Я хранительница», —  заявляет Харун. У нее ключи от синагог.

Время от времени она приглашает евреев-экспатов  и дипломатов на церемонии в синагогах, отчасти для того, чтобы собрать миньян.

Но иногда эти усилия терпят неудачу: то миньян не собирается, то инициаторы не могут найти раввина для ведения богослужения.

«Однажды у нас была женщина, руководившая молитвой, хотя это не ортодоксально, — рассказывает Харун, добавляя, что, по ее мнению, этот шаг все-таки был разумным. — Мы должны были сделать это, чтобы отметить событие, — думаете, Б-г не принял наши молитвы?»

Будучи избрана лидером общины в 2013 году, Харун собрала тогда женщин в синагоге для празднования Хануки. Она обратилась к Гуглу, чтобы найти инструкции по проведению богослужения, и попыталась сама прочитать молитвы.

Женщины принесли сладости и менору, заполнили ее свечами. Ничего не бывает легко с первого раза…

Магда Харун в каирской синагоге. 2016 год



«Одна из женщин сказала: «Думаю, мы должны начать с этой стороны», другая возразила: «Нет, с другой». «Нет, вы должны зажигать свечи с середины», — решила третья, — вспоминает Харун ту хаотичную первую попытку. — Моя сестра прикрикнула на всех, чтобы они заткнулись, и заявила: «Мы собираемся зажечь свечи — неважно, с какой стороны»».

Это было почти десять лет назад. Харун замечает: «С тех пор мы нашли людей, которые знали, как все это сделать».

До арабо-израильской войны 1948 года в Египте проживало около 80 тыс. евреев, по мере продолжения конфликта их число сильно уменьшалось. В 1956 году снова разразилась война (известная как Суэцкий кризис, Синайская война, или Трехсторонняя агрессия), вызвавшая массовую эмиграцию евреев из Египта.

А следующая война — в 1967 году — вызвала уже «последний исход египетских евреев», отмечает Харун.

Прямо перед той войной ее отец Шехата Харун, адвокат и коммунистический деятель, разослал письмо египетским чиновникам с просьбой использовать его в качестве добровольца везде, где он может пригодиться. 5 июня, в день начала войны, пришли военные и забрали его.

Харун рассказывает: она умоляла, чтобы он взял ее с собой, так как думала, что он собирается присоединиться к армии.

«Моя мать удержала меня, — продолжает она. — Она сказала: «Твой отец не пойдет на войну. Твоего отца арестовывают, потому что он еврей»».

Магда Харун у здания каирской синагоги



По словам Харун, все мужчины-евреи в возрасте от 18 до 60 лет были арестованы. Им был предоставлен выбор: можно было отправиться в аэропорт, где семья должна была присоединиться к ним, или остаться в тюрьме.

Ее отец предпочел остаться. Он был освобожден из тюрьмы спустя четыре месяца, но другие мужчины из общины оставались за решеткой в ​​течение нескольких лет.

«Когда его выпустили, его приняли как героя, — вспоминает Харун. — Все люди в округе очень любили его».

 

Харун по-прежнему работает в старом офисе своего отца, а на правом запястье у нее татуировка с фразой на арабском языке: «Дочь моего отца». Она говорит, что ее отец предвидел: однажды она будет заботиться о еврейской общине Египта, потому что знал, что его семья никогда не покинет эту страну.

Утрата культурного разнообразия в древней египетской столице — а когда-то именно мультикультурность была одной из ее определяющих черт — огорчает Харун. Примером этого процесса служит ее собственная семья: ее первый муж — мусульманин, ее две дочери — также мусульманки, второй муж — католик…

«Мой дом в Каире — наверное, единственный в этих краях, где представители трех религий живут под одной крышей, не ссорясь», —  замечает она с гордостью.

Харун беспокоится, что через несколько лет в стране вовсе не останется евреев. Поэтому она старается работать в контакте с чиновниками, чтобы гарантировать сохранность еврейского наследия в стране, в том числе некоторых важных исторических мест, после ее смерти.

«Все синагоги теперь находятся под эгидой Министерства туризма и древностей, поэтому они будут защищены, их не разрушат», — говорит она. Под охраной и синагога Бен-Эзра — старейшая на Ближнем Востоке.

 

Магда Харун в своем рабочем кабинете на фоне фотографий покойного отца

«Мы провели инвентаризацию каждой синагоги, сфотографировали, описали все под номерами, так что, надеюсь, ничего не исчезнет…» — размышляет Харун.

Она тесно сотрудничает с фондом «Капля молока» — организацией с вековой историей,  стремящейся сохранить еврейское наследие в Египте. Недавно, с помощью посольства США в Каире, этот фонд восстановил часть еврейского кладбища Басатин – второго по древности еврейского кладбища в мире.

Харун заявляет, что она занимается всей этой деятельностью для сохранения своей культуры и ради памяти своего отца, который научил ее «безоговорочной любви» и к своей вере, и к своей стране.

«Я обязана ему тем, что у меня есть моя идентичность, — говорит Харун. — Я египетская еврейка, и ничто этого не изменит».

А что касается празднования Хануки, она замечает со смехом: «Мы начали праздновать ее 19-го, потому что 18-го никто не пришел бы из-за финала чемпионата мира!..»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как египетский врач спас девочку‑еврейку в нацистском Берлине

Коллеги Хельми знали, что он продолжал лечить пациентов‑евреев — даже ездил к ним домой в рабочее время. Спасенный от увольнения на том основании, что он, как мусульманин, встанет на сторону нацистов против евреев, Хельми «сорвал их план». Он стал использовать профессиональные привилегии, которые даровал ему режим, чтобы помогать его злейшим врагам.

Еврейские общины Египта

Египет, с которым тесно связана история еврейского народа, упоминается в Библии чаще, чем какая-либо другая страна. Избавление от египетского рабства — важнейший этап в становлении самосознания еврейского народа как целого, как объединения отдельных племен (колен) израилевых.

Из Египта

И город, и мир, где они выросли, и язык, на котором говорили, диктовали им легкую фамильярность. Для этой троицы, наконец нашедшей друг друга, ладино выражал тоску по родному Константинополю. Для них это был язык ослабленных галстуков, расстегнутых рубашек, заношенных тапочек, язык столь же родной, естественный и неотменимый, как запах собственных простыней, кладовой и кухни. Они переходили на него после беседы на французском с удовлетворенным облегчением левшей, которым, когда никто не видит, не нужно притворяться правшами.