старый свет

Как израильтяне меняют еврейскую жизнь Европы

Подготовил Александр Ицкович 12 декабря 2025
Поделиться

Аилин Вильчес Аргуэйо пишет в The Algemeiner, что, несмотря на беспрецедентный рост антисемитизма после терактов ХАМАСа 7 октября 2023 года, еврейская жизнь в Европе не умирает, напротив, тихо растет. Израильтяне продолжают приезжать в европейские города, где быть евреем сегодня особенно трудно, и тем самым незаметно меняют саму структуру еврейской диаспоры.

По данным Института исследований еврейской политики (JPR), сегодня в Европе живут от 190 до 200 тыс. израильтян — почти треть граждан Израиля, проживающих за рубежом. Это крупнейшая за всю историю волна израильской миграции на континент. Почти половину евреев Норвегии составляют уроженцы Израиля, 41% — в Финляндии, более 20% — в Болгарии, Испании, Ирландии и Дании. За последние десять лет число израильтян выросло на 135% в странах Балтии, на 95% в Ирландии, на 78% в Болгарии, на 74% в Чехии, на 39% в Испании, на 36% в Нидерландах, на 34% в Германии и на 27% в Великобритании.

Сторонники Израиля, осуждающие рост антисемитизма в Германии, собрались на площади Бебельплац и направились к Бранденбургским воротам. Берлин. 30 ноября 2025.

Этот рост происходит на фоне невиданной за десятилетия волны ненависти. Германия зафиксировала более двух тысяч антисемитских инцидентов в 2024 году — почти вдвое больше, чем до 7 октября. В Великобритании за первые шесть месяцев 2025 года зарегистрировано 1521 нападение — это второй по числу случаев показатель за всю историю. Во Франции количество преступлений на почве антисемитизма выросло на 112% по сравнению с 2023 годом. Семьи снимают мезузы с дверей, дети меняют свой маршрут в школу, а многие синагоги открываются только под охраной. И все же, вопреки страху и тревоге, еврейская жизнь на континенте не сокращается.

«Рост очень заметен, — говорит Шай Дойч, глава организации Israeli Community Europe, работающей в шестнадцати европейских городах. — Наши шабатние ужины становятся все многолюднее, молитвы проходят при полном зале, события — все оживленнее. В еврейских центрах чувствуется энергия и жизнь».

Парадокс очевиден: антисемитизм растет, но одновременно израильская миграция придает местным общинам устойчивость. Израильтяне открывают новые центры, организуют культурные проекты, участвуют в жизни новых домов Хабада и общин. По словам Дойча, страх и напряженность парадоксальным образом укрепили чувство общности: «Когда людям страшно, они ищут связи друг с другом. Это создало новое чувство солидарности».

По оценке профессора Серджо Делла Пергола из Института исследований еврейской политики, речь идет не о массовой эмиграции, а об «умеренных, но значимых перемещениях» людей. На фоне стареющих и сокращающихся местных еврейских сообществ даже небольшое число приезжих из Израиля способно изменить баланс. В Германии, Нидерландах и Великобритании именно израильтяне удерживают численность общин от спада. В Амстердаме, Франкфурте и Берлине открываются новые школы и культурные центры, где все чаще звучит иврит.

Эта динамика сопровождается и ростом эмиграции из Израиля. В 2024 году страну покинули около 80 тыс. человек, вернулись лишь 24 тыс.: крупнейший отрицательный баланс за всю историю государства. Исследование Израильского института демократии показало, что каждый четвертый израильтянин задумывается о переезде, а Европа — самое популярное направление (43% против 27% в США и Канаду). Причины? Высокая стоимость жизни, политическая нестабильность и тревога за будущее детей.

Тем не менее Европа для многих остается временным домом — не убежищем, а этапом. «Люди не бегут из идеологических соображений, — говорит демограф Даниэль Стаецкий. — Это не исход и не побег. Люди просто едут туда, где, им кажется, есть возможности».

И хотя жизнь становится более опасной, еврейская жизнь не исчезает. Израильтяне не спасают европейское еврейство от исчезновения — они переосмысливают его. Между страхом и надеждой, между корнями и мобильностью, между памятью и реальностью сегодняшнего дня возникает новое еврейское пространство — менее защищенное, но на редкость живое.

История евреев Европы после 7 октября — это не история ухода, это история присутствия: тихого, упрямого, идущего наперекор обстоятельствам. Европа не стала местом, где еврейскую жизнь стирают, она стала местом, где ее переписывают заново.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес

Оркестр, который не сдается

Бронислав Губерман, польский еврей и музыкальный гений, в конце 1920‑х увидел то, чего не видел никто: необходимость создания в Эрец‑Исраэль большого симфонического оркестра, который стал бы самим сердцем культуры возрождающегося народа. Он решил собрать лучших еврейских музыкантов Европы и убедить их уехать из центров европейской культуры в тогда еще далекий и бедный край

Фантом цивилизации

На протяжении последних десятилетий неомарксистская идея — «критическая расовая теория», «критическая гендерная теория» и прочее — претворяется в государственную идеологическую доктрину с законодательным закреплением. Это законы об однополых браках, законы о гендерных и трансгендерных меньшинствах, соответствующие требования к учреждениям образования (повлекшие среди прочего закрытие ряда религиозных еврейских школ), законодательно санкционированное вмешательство в жизнь семьи, законы об «исламофобии», упомянутые законы о «чистоте речи» и т. д