Трансляция

Jewish Telegraph Agency: Неутешительные результаты последнего опроса по поводу антисемитизма

Кнаан Лифшиц 18 декабря 2018
Поделиться

Последний раз, когда незнакомец выкрикнул мне в лицо антисемитские оскорбления, я нес украшения для дня рождения моего сына.

Это было воскресным днем на площади Дам. В прозрачном пакете у меня были праздничные украшения в виде звезды Давида, и я остановился на минутку просмотреть на телефоне фотографии антиизраильского марша.

Я отправлял их другу, который интересовался подобными событиями в Нидерландах, и в это время бородатый мужчина громко сказал с марокканским акцентом, глядя в мою сторону: «Чертов еврей. Вас всех придумали, вы фальшивка. Вы фальшивые псы».

В этом инциденте не было ничего необычного — за те годы, что я занимаюсь европейским еврейством и его проблемами, я слышал и похуже, — но я вспомнил о нем на днях, читая неутешительные, но вполне ожидаемые результаты крупнейшего европейского исследования, проведенного среди евреев на тему антисемитизма.

Около трети из 16 395 евреев, опрошенных в этом году в 12 странах Европы Агентством Европейского союза по основным правам, сказали, что избегают посещать еврейские мероприятия или организации из страха за свою безопасность. Примерно столько же сообщили, что в последние пять лет подумывали об эмиграции, поскольку, будучи евреями, они не чувствуют себя в безопасности.

Более 80% респондентов заявили, что антисемитизм представляет собой «наиболее актуальную для них проблему». Почти 40% сообщили, что за последние пять лет пострадали от антисемитского инцидента, а 79% из них указали, что не стали сообщать об этом в полицию, потому что сочли, что это бессмысленно.

Датские солдаты охраняют синагогу в Копенгагене. 29 сентября 2017

Вера Йоурова, европейский комиссар по вопросам юстиции, прав потребителей и гендерного равенства, в речи, которую она произнесла в Брюсселе во время презентации доклада, назвала некоторые результаты опроса «шокирующими».

Она дала обязательство более решительно реагировать на преступления антисемитского характера, особенно в интернете, и призвала государства, входящие в ЕС, принять определение антисемитизма, утвержденное Международным альянсом в память о Холокосте, в которое входят определенные формы антиизраильской риторики. По ее словам, «невозможно бороться с явлением, если не определить его правильно».

Участники опроса оказались более склонными к соблюдению традиций, чем средний европейский еврей. 45% из них заявили, что соблюдают кашрут дома, а 84% — что они постятся в Йом Кипур. Если провести опрос среди респондентов, для которых иудаизм не является настолько ключевым элементом жизни, возможно, он дал бы другие результаты.

Но даже для нерелигиозных евреев, таких как мы, результаты опроса ничуть не более удивительны, чем присутствие вооруженных спецназовцев в еврейских детских садах, куда ходят наши дети. Дважды в день, когда родители приводят и забирают детей, военные полностью блокируют дорогу.

Журналистская работа сделала меня привычным к таким явлениям — результату нескольких террористических нападений исламистов на еврейские учреждения, в том числе побоище в тулузской школе в 2012 году, — так что меня искренне поразило, насколько обеспокоил опрос мою жену. Она еврейка, но редко посещает еврейские общинные мероприятия.

И разумеется, доклад ЕС совершенно не удивил главу Европейской еврейской ассоциации.

Тот, кого он шокирует, говорится в заявлении раввина Менахема Марголина, «оторван от реальности».

Подобно многим опрошенным, я тоже оставил без внимания произошедший со мной антисемитский инцидент и не сообщил о нем в полицию.

В конце концов, я не верю, что голландская полиция найдет человека, который оскорбил меня. А даже если найдет, он обвинит меня в том, что я напал на него, приведет лжесвидетелей со своего марша — и у меня могут быть серьезные проблемы.

Отказ голландской полиции даже открыть расследование по жалобе лидера еврейской общины тоже оставляет мне мало надежд по поводу моей жалобы.

Не обнадеживает и нежелание голландского правительства утвердить принятое по всему миру определение антисемитизма. И июльское решение голландского суда не выдвигать обвинений в преступлении на почве ненависти против сирийца, который устроил погром в кошерном ресторане, размахивая палестинским флагом.

Такие проблемы существуют не только в Нидерландах.

Во Франции, где проживает полмиллиона евреев и частота антисемитских инцидентов в 2018 году возросла на 69%, подобные эксцессы стали «повседневным явлением», как сказал в прошлом месяце премьер‑министр страны Эдуар Филипп.

По словам бывшего главного раввина Великобритании Джонатана Сакса, многие члены его общины чувствуют, что столкнулись с «экзистенциальной угрозой» в лице сторонников лидера партии лейбористов Джереми Корбина. Сакс, один из крупнейших лидеров современного еврейского мира, назвал этого ультралевого политика антисемитом. Корбин, называвший «друзьями» ХАМАС и «Хизбаллу» и утверждавший, что британские «сионисты» не понимают иронии, гневно отверг это обвинение.

В Швеции антисемитские действия ультраправых активистов впервые в Европе со времен Второй мировой войны привели к закрытию еврейской общины. Роспуск еврейской общины в городе Умео стал печальным прецедентом в стране, где евреи регулярно страдают от нападений мусульманских экстремистов, часто использующих Израиль в качестве предлога.

И все же новости из Брюсселя, касающиеся борьбы с антисемитизмом, не так плохи.

На днях Европейский совет, исполнительный орган ЕС, принял декларацию против антисемитизма, призвав государства‑члены поддержать еврейские общины в оплате расходов на безопасность и начать координированные действия против антисемитизма.

И хотя 20 лет назад некоторые европейские правительства изо всех сил отрицали наличие антисемитизма после Холокоста и причины, которые его обусловили, сегодня ведущие политики Европы, кажется, лучше осведомлены о характере проблемы и больше заинтересованы в ее решении.

Еврокомиссары Франс Тиммерманс (слева) и Вера Йоурова на пресс‑конференции по поводу реакции ЕС на последний опрос об антисемитизме в штаб‑квартире организации в Брюсселе. 10 декабря 2018

Примечательно, что Йоурова в своей речи говорила не только об антисемитизме, но и об антисионизме — а ведь всего несколько лет назад невозможно было представить себе подобное из уст высокопоставленного еврочиновника. Она также упомянула «исламистский антисемитизм».

Подобная риторика отражает неоднозначную реакцию европейцев на появление в этой части света миллионов мигрантов из антисемитских мусульманских стран. Хотя многие из них безболезненно интегрировались в европейское общество и приняли его ценности, некоторые их отвергли, и в Европе вновь зазвучали антисемитские голоса, которых долгое время после Холокоста не было слышно.

Эта разновидность ненависти к евреям, получившая название «нового антисемитизма», ставит в тупик европейских прогрессистов, которым нелегко примириться с систематическими нападениями одного меньшинства на представителей другого.

Группы наблюдателей отмечают, что подавляющее большинство нападений на евреев с применением насилия в сегодняшней Западной Европе совершается людьми мусульманского происхождения. Но некоторым сторонникам европейской иммиграционной политики оказалось трудно признать этот факт или согласиться с ним.

Однако в прошлом году президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал, что Франция «не капитулирует перед антисионизмом, потому что это новая версия антисемитизма». Впервые в истории французский президент поставил рядом эти два явления.

Примеру Франции последовали Бельгия, Германия, Нидерланды и некоторые другие страны, которые предприняли немалые усилия для защиты еврейских общинных институтов. В некоторых случаях их действия привели к снижению численности инцидентов.

Но и при Макроне французские власти, которые в начале двухтысячных занижали данные по преступлениям антисемитского характера, выказывают тенденцию к отступлению. В прошлом году французская Национальная консультационная комиссия по правам человека утверждала, что у нее «нет оснований» поддерживать то, что она назвала «гипотезой о новом антисемитизме».

В исследовании, опубликованном в мае немецким федеральным учреждением, говорится, что недавняя миграция мусульман не повлияла на антисемитизм в Европе. Это утверждение заставило известного критика назвать отчет выборочным и некорректным.

Споры становятся все горячее, а многие евреи, вроде меня, все чаще задумываются о своем будущем в Европе — невзирая на существенные шаги, предпринятые для того, чтобы гарантировать нам возможность жить здесь свободно и безопасно.

Потому что при всех опросах, докладах, дискуссиях и заявлениях о необходимости баланса свобод, для многих европейских евреев «свобода вероисповедания и свобода жить без страха остаются недостижимой мечтой». Так сказал в Брюсселе Майкл О’Флаэрти, директор Агентства Европейского союза по правам человека.

Оригинальная публикация: The latest poll on anti‑Semitism in Europe looks bad. Trust me: It’s true.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Commentary: Евреи на востоке и на западе Европы: где безопаснее?

Все, кроме антисемитов, понимают, что действия Израиля не могут служить оправданием для нападений на евреев, которые являются гражданами других стран, но безудержные антиизраильские настроения часто внушают антисемитам ощущение, что общество будет мириться с такими нападениями, пока их можно выдавать за «антиизраильские». И, поскольку в наше время враждебное отношение к Израилю исходит преимущественно от левых, неудивительно, что в либеральной Западной Европе оно сильнее, чем в консервативной Восточной.

The Times of Israel: 90% европейских евреев чувствуют рост антисемитизма: беспрецедентный опрос ЕС

Почти половина участников опроса FRA заявили: они обеспокоены тем, что могут стать жертвами антисемитских словесных оскорблений или преследований в следующем году, в то время как более трети заявили, что избегали посещать еврейские места и события, потому что не чувствуют себя там в безопасности. 40% боятся физических нападений в течение следующего года, а 3% сообщают: они действительно подвергались им в течение последних пяти лет.

The Times of Israel: Как замалчивается антисемитское убийство в Париже

Халиуа не жалеет слов, говоря о значении убийства Халими: «Это нападение создает впечатление, что мы столкнулись с новым уровнем невероятного насилия, направленного и против Сары Халими, и против еврейской общины в целом, — считает она. — Это дело Сары Халими, и одновременно это дело всех французских евреев. Это симптом усиления антисемитизма в нынешнем французском арабо‑мусульманском обществе».