Двадцать пять лет назад Ватикан и Государство Израиль завершили процедуру ратификации Фундаментального соглашения, на основании которого 15 июня 1994 года между ними были установлены дипломатические отношения в полном объеме. 8 июля в издательском доме «Книжники» в Москве прошел семинар, приуроченный к этой дате.
Семинар начался с приветственных речей посла Государства Израиль в России Гарри Корена и Апостольского нунция архиепископа Челестино Мильоре, также было показано видеообращение главного раввина России Берла Лазара. Перед участниками семинара с докладами выступили сотрудник института Святого Фомы Владимир Пашков, российский публицист, историк и религиовед Юрий Табак и старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Иван Фадеев. В роли модератора семинара выступил преподаватель истории и межконфессионального диалога в РГГУ Алексей Юдин.
Краткая история взаимоотношений Ватикана и Израиля
1.Политика Израиля в отношении святых мест и христианских общин после Второй мировой войны 1948 года.
Прекращение британского мандата и резолюция ООН 1947 года о разделении Святой Земли на еврейское и арабское государства, а также превращение Иерусалима в город с особым международным режимом, привело к созданию нового мирового порядка. В 1904 году, когда первый лидер сионистского движения Теодор Герцль встретился с Папой Римский Пием X, идея создания еврейского государства, которое будет контролировать некоторые христианские святые места, казалась очень далекой. В 1947 году эта идея воплотилась в реальность. Одной из наиболее важных основ израильской политики с момента основания государства было строгое соблюдение свободы доступа и отправления религиозных обрядов в святых местах и гарантия полного равенства всех членов религиозных общин (включая христианские) в Государстве Израиль. Эта позиция была отражена в Декларации Независимости Израиля (14 мая 1948 г.) В Декларации основатели государства, члены Народного Совета, заявили, что Государство Израиль «осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры; будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН».
Выступая в Нью-Йорке 23 апреля 1949 года президент Хаим Вейцман заявил, что «правительство и народ Израиля осознают международный интерес к безопасности святых мест и к праву доступа к ним» и что «Израиль обязуется обеспечить полную безопасность для всех религиозных учреждений, чтобы они беспрепятственно выполняли свои функции».
2. Визит Папы Павла VI на Святую Землю (1964г.)
Известие о предстоящем визите Папы Павла VI на Святую Землю в январе 1964 года стало неожиданностью для израильского правительства. Папа Павел VI стал первым главой Римско-католической Церкви, посетившим Израиль. Свой официальный визит он, прежде всего, видел, как паломничество по святым местам. За ним последовали визиты Папы Иоанна Павла II, Папы Бенедикта XVI и Папы Франциска I. Несмотря на попытку руководства Ватикана уменьшить политическую значимость визита, результаты были положительными. Широкое освещение события такого масштаба в международных средствах массовой информации убедило лидеров Ватикана принять существование Государства Израиль как факт, который нельзя игнорировать, наряду с растущим осознанием сложности арабо-израильского конфликта и вопросом о месте Израиля на Ближнем Востоке.
3. Декларация Nostra aetate (1965г.)
Признанию Израиля мировым сообществом способствовало принятие декларации Nostra aetate 28 октября 1965 года, а также существенные изменения, которые произошли в Католической церкви после созыва Второго Ватиканского Собора в 1962-1965 годах. Эти события ознаменовали начало долгого исторического процесса для еврейского народа, сделав Католическую церковь важным союзником в борьбе с антисемитизмом. Не будет преувеличением сказать, что декларация Nostra aetate положительно повлияла на отношение Святого Престола к государству Израиль после войны 1967 года и способствовала его официальному признанию в конце 1993 года.
4. Шестидневная война (1967г.): установление фактических отношений между Израилем и Святым Престолом
Реальные изменения в отношениях между Израилем и Святым Престолом произошли после победы Израиля в Шестидневной войне. Особенно после того, как израильские войска заняли Восточный Иерусалим и Вифлеем, где располагаются священные места и важнейшие реликвии Израиля. Новая расстановка сил на Ближнем Востоке побудила Святой Престол признать, что существование Израиля нельзя игнорировать.
В следствии произошедших в регионе изменений представитель Госсекретариата Святого Престола Анджело Феличи был направлен с миссией в Иерусалим в начале июля 1967 года, где он встретился с премьер-министром Леви Эшколем. В последствии апостольский эмиссар в Иерусалиме встречался с членами правительства и политиками, в том числе с министром иностранных дел Аббой Эвеном в 1969 году. В январе 1973 состоялся визит премьер-министра Израиля Голды Меир в Ватикан, где ее принял Папа Римский Павел VI. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что в этот период между двумя государствами установились неофициальные дипломатические отношения.
5. Подписание Фундаментального соглашения между Израилем и Святым Престолом и установление официальных дипломатических отношений между двумя государствами (1993-1994гг.)
Процесс сближения между двумя государствами ускорился после начавшегося палестино-израильского мирного процесса. Продвижению в этом направлении способствовали Мадридская конференция (1991 г.) и соглашение в Осло. 30 декабря 1993 года Израиль и Святой Престол подписали Фундаментальное соглашение. Этому предшествовало признание Израиля Организацией освобождения Палестины, что устранило опасения Ватикана нанести ущерб христианским общинам в арабском и мусульманском мире. В то же время Святой Престол стремился регулировать экономический, судебный и налоговый статус Католической Церкви и его представителей на Святой Земле. Сложившаяся благоприятная обстановка и дружественные отношения между Католической церковью и еврейским народом, развивавшиеся со времен публикации декларации Nostra aetate в 1965 году, способствовали установлению полных дипломатических отношений в январе 1994 года. В том же году государства обменялись послами.
6. Углубление связей между Святым Престолом и Государством Израиль – визиты трех пап (2000-2014гг.)
Визит Папы Иоанна Павла II на Святую Землю в марте 2000 года стал еще одним прорывом в отношениях между Святым Престолом и государством Израиль. В честь его визита в аэропорту имени Бен-Гуриона прошла официальная церемония. В рамках визита у Папы были запланированы встречи с президентом, премьер-министром и главными раввинами. Иоанн Павел II посетил Яд Вашем, Стену Плача, где вложил между камнями записку, в которой он молился за еврейский народ. Визит стал следствием кардинальных изменений в отношении Католической церкви к еврейскому народу, произошедших со времен декларации Nostra aetate и Шестидневной войны. Особое отношение к Иоанну Павлу II также сыграло свою роль, и визит прошел успешно и плодотворно. СМИ широко освещали это событие, и оказалось, что жители даже самых отдалённых районов Израиля были очарованы Папой Иоанном Павлом II.
Святую Землю также посетили Папа Бенедикт XVI (май 2009 года) и Папа Франциск (май 2014 г.). Визит Папы Франциска совпал с 50-й годовщиной исторического визита Папы Павла VI. В честь этого события Папа Франциск возложил венок на могилу Теодора Герцля, – провозвестника идеи еврейского Государства.
Пресс-служба посольства Государства Израиль в России