Игаль Сарна: «Если Биби вдруг решит реанимировать переговоры…»

Беседу ведет Семен Довжик 21 сентября 2015
Поделиться

Игаль Сарна — израильский публицист, писатель, биограф поэтессы Йоны Волах. В колонках газеты «Йедиот ахаронот» он всячески обличает израильское правительство и особенно премьер‑министра Нетаньяху, а в постах на Фейсбуке изливает свой гнев на правый лагерь, при этом негодуя относительно беспомощности и бездействия левого. Сарна рассказал нам, что сейчас чувствуют в Израиле левые интеллектуалы, почему многие из них позволяют себе непарламентские высказывания в адрес своих оппонентов и что ждет израильских деятелей искусства, представляющих страну за рубежом.

lech282_Страница_34_Изображение_0001Семен Довжик Как вы себя ощущаете в Израиле 2015 года, в особенности в свете последних парламентских выборов?

Игаль Сарна Два года назад я написал книгу под названием «2023». Действие происходит в 2023 году в опустевшем Тель‑Авиве, откуда всеми силами пытаются выбраться отец и дочь. Израиль становится местом, где невозможно жить прогрессивному либеральному человеку, и оттуда стараются унести ноги все, кто только может. К моему великому сожалению, эта ситуация приближается с еще большей скоростью, чем я мог предположить. Я очень люблю Тель‑Авив, я здесь родился и вырос. (В 30‑х годах прошлого века сюда приехали мои родители, а их семьи были уничтожены в Холокосте.) Глядя на происходящее вокруг, я вижу, как Израиль все больше и больше отдаляется от того образа страны, который задумывался ее отцами‑основателями.

СД За прошедшую предвыборную кампанию много чего произошло, были и огульные обвинения, и сливы компромата в прессу, и взаимное поливание грязью оппонентов. Кроме того, хватало и весьма неинтеллектуальных высказываний израильских интеллектуалов. С вашей точки зрения, это нормально?

ИС Нормально. Интеллектуалы — живые люди, они тоже иногда ругаются, сквернословят, употребляют нелитературные выражения. Я больше чем уверен, что и Лев Толстой не всегда изъяснялся высокопарным литературным языком. Просто во времена Толстого не было Фейсбука. А в наше время эта социальная сеть является той платформой, куда выплескивается коллективное подсознание. Я тоже не стесняюсь в выражениях и пишу весьма эмоционально, порой даже резко. Я пишу то, что чувствую. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с теми выражениями, которые позволяют себе мои оппоненты. Почти ежедневно мне приходят пассажи типа: «Чертов пидор, езжай в Газу, чтоб там тебя хорошенько поимели». В подобном стиле я не изъясняюсь, но тем не менее позволяю себе выплескивать свои эмоции.

СД Ваш прогноз относительно будущего Израиля крайне пессимистичен. Что же вы собираетесь делать: планируете эмигрировать или идти в политику?

ИС Когда‑то давным‑давно был у меня друг, который занимался политикой. Я посмотрел на это со стороны и понял, что политика не для меня. Эмигрировать я тоже не собираюсь, люблю эту страну и город, в котором живу. Хотя вижу вокруг себя немало людей, которые уже оставили Израиль или только собираются эмигрировать. Последнее время очень многие перебираются в Берлин. Я делаю то, что люблю и умею, — занимаюсь журналистикой, пишу о насущном, злободневном, пытаясь хоть что‑то изменить.

СД После выборов еще более обострилось противостояние деятелей искусства и нового правительства. Что вы думаете об этом?

ИС Я этому рад. Интеллектуалы вообще не должны поддерживать правительство, каким бы оно ни было. Только при сталинском или гитлеровском режиме деятели искусства пели дифирамбы властям предержащим. Да, сейчас в Израиле напряжение в отношениях между властью и интеллектуалами зашкаливает, потому что у власти находятся антиинтеллектуальные силы и антиинтеллектуальные политики. Бывали в нашей стране и иные времена. Давид Бен‑Гурион, например, часто общался с Натаном Альтерманом. Но Альтерман мог открыто высказать любую критику в лицо первому израильскому премьер‑министру. А сегодня в Израиле подобного диалога нет, да и разговаривать не с кем.

СД Вы говорите о войне культур?

ИС И культур тоже. Я вообще считаю, что в 1993–1994 годах в Израиле шла гражданская война, в результате которой был один погибший — глава правительства Ицхак Рабин. Это был самый настоящий путч.

СД Скажите, Игаль, как вы можете объяснить тот факт, что подавляющее большинство как журналистов, так и деятелей искусства в Израиле придерживаются откровенно левых взглядов?

ИС Очень просто. Интеллектуалам свойственно подвергать вещи сомнению, не принимать все на веру. И то же самое свойственно людям левых воззрений. Хотя я вовсе не согласен с вами в том, что все израильские журналисты — левые. В израильских СМИ достаточно людей и правых взглядов. Взять хотя бы газету с самым массовым тиражом — «Израиль сегодня». Хотя это и не СМИ вовсе, а так, партийная агитка. А вот журналистам левого толка их политические воззрения в свое время не помешали обрушиваться с критикой и на Ицхака Рабина, и на Шимона Переса, и на Эхуда Барака. Я также не согласен и с утверждением, будто русскоязычные интеллектуалы в Израиле — сплошь правые экстремисты. Я встречаю немало представителей молодого поколения «русских», которые давно уже избавились от приобретенной в эпоху СССР ненависти ко всему левому. Иногда попадаются и крайне левые «русские», настроенные откровенно антисионистски. Но, признаюсь, «русскую улицу» в Израиле я знаю недостаточно хорошо.

СД Те самые интеллектуалы, которые так критикуют правительство, выезжая за границу, сталкиваются с массовыми антиизраильскими акциями, бойкотом всего израильского, а зачастую и с настоящей агрессией. Как вы воспринимаете подобные ситуации?

ИС Я эти ситуацию понимаю и принимаю. Это все абсолютно естественно. Израильтянам, выезжающим за границу, приходится расплачиваться за то, что творит здесь наше правительство. А ведь так было не всегда! Во времена Ицхака Рабина, когда начался мирный процесс, отношение к Израилю в мире было совсем иным. И даже сейчас, если Биби вдруг решит реанимировать переговоры, отношение к нам изменится. А пока израильтянам приходится расхлебывать ту ядовитую кашу, которую здесь заварили. И нет, я не осуждаю участвующих в акциях бойкота Израиля. Это никакой не антисемитизм, но это антиизраилизм. В свое время люди, представлявшие тоталитарные страны, такие как Китай или СССР, тоже сталкивались с подобным отношением и акциями бойкота. Что поделать, если мы сейчас именно так выглядим в глазах народов мира.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»