Йеменская группировка хуситов, не особенно известная в Израиле до войны в Газе, ныне проникла в коллективное еврейское сознание как финансируемая Ираном террористическая группировка, «читающая лекции» Израилю об украденных землях, пишет журналист Ynet Ници Яков. Но возможно, на самом деле это они оккупируют землю, когда‑то принадлежавшую евреям.
По словам востоковеда и исследователя арабской культуры Йони Бейта, который недавно опубликовал соответствующие карты в социальных сетях, дело обстоит именно так.
«Обвиняя Израиль в том, что он является искусственным образованием, оккупирующим мусульманскую землю, хуситы живут на земле, когда‑то принадлежавшей Химьяритскому царству — древнему государственному образованию, расположенному в южном высокогорье нынешнего Йемена и контролировавшему весь регион».
Его столицей был город Зафар, расположенный в непосредственной близости от современного города Сана. С ростом населения центр власти в Химьяритском царстве в 5 в.н.э. переместился в Сану. Царством правила династия, происходившая из племени Зу‑Райдан. В какой‑то момент, между 4 и 5 веками н.э., иудаизм стал в этом царстве фактически государственной религией.
«Когда я услышал, как хуситы говорят о том, что Израиль это «искусственное крестоносное образование», «крадущее палестинскую землю», я сказал себе: кто‑то должен внести ясность. Я опубликовал карту, чтобы их потроллить», — говорит он.
Несмотря на то, что это отчасти шутка, на самом деле вопрос серьезный.
«Как еврею и израильтянину, в эти трудные времена мне было важно пролить свет на сюжет из истории. Люди были шокированы. На самом деле, почти никто в Израиле об этом не знал», — продолжает Бейт.
Был ли знаком йеменцам этот сюжет?
«Там это, кстати, больше известно. Были разные реакции: одни заявили, что эти евреи позже обратились в ислам, другие сказали, что они были «европейскими евреями, не имеющими ничего общего с Израилем». Третьи оказались более приветливы, сказав, что они хотели бы, чтобы евреи и сейчас оставались в Йемене вместо хуситов».
Лично я был ошеломлен тем фактом, что в 2000 километрах от Израиля существовало еврейское образование — единственное еврейское царство за пределами Израиля. «Некоторые историки утверждают, что подобное царство существовало и в Эфиопии, но доказательств мало. А здесь мы имеем реальную, неоспоримую истину о царстве, которое существовало до прихода ислама, правило в течение 150 лет и в какой‑то момент даже расширилось до Эфиопии. А теперь там террористическая группировка, стреляющая по нам ракетами. Это аномалия, на которую кто‑то должен был обратить внимание».
Еврейское наследие
Исторические данные указывают на то, что Химьяритское царство — конфедерация племен — оставило после себя надписи и монументальные сооружения, свидетельствующие о процветающем и культурно развитом обществе. Это наследие свидетельствует о богатстве, изысканности и грамотности. Химьяриты исповедовали разнообразные местные религии, отражавшие богатые духовные традиции.
К 3 веку н. э. торговля в регионе процветала. Йемен, известный обильными запасами ладана и мирры, стал их ключевым поставщиком для Римской империи. И эта «торговая сеть» расширилась еще больше: римский писатель и философ Плиний Старший отмечал в конце 1 века н.э., что Химьяритское царство входило в число «самых богатых стран в мире».
Позиционируемое как жизненно важный центр международной торговли, Химьяритское царство способствовало связям между Средиземноморьем, Ближним Востоком и Индией, экономическому и культурному обмену, сформировавшим историю региона.
Химьяритские цари, по‑видимому, отказались от многобожия и обратились в иудаизм примерно в 380 году. Начиная с 380‑х годов прежние храмы были заброшены, посвящения старым богам прекратились, заменившись упоминаниями о Рахманане, «Владыке небес», или «Повелителе неба и земли». Считается, что один из первых еврейских царей, Тубба Абу Кариб Асад, обратился в иудаизм после военной экспедиции в Северную Аравию, пытаясь устранить византийское влияние.
«Во время раскопок в Зафаре, столице Химьяритского царства, были обнаружены доказательства, указывающие на сильное еврейское присутствие в регионе, — поясняет Бейт. — Это помещения, служившие миквами, а также перстни‑печатки с вырезанной на них менорой. Надписи, обнаруженные в Йемене в последние годы, содержат такие слова, как «Аминь» и «Шалом», а также еврейские имена, например, Ицхак и Йеуда. В других надписях найдены ссылки на «народ Израиля» и «Иудею».
Кроме того, есть указания на еврейские надписи с перечислением коаним, а также на существование еврейских синагог и кладбищ. Эти результаты подчеркивают значительное еврейское присутствие в регионе, где сегодня проживают хуситы».
Почему это царство не упоминается в раввинистическом иудаизме?
«Предполагается, что раввины в Земле Израиля не принимали и не хотели принимать их в качестве «кошерных» евреев, потому что они не были этническими евреями. Обращение выглядело для них недостаточно «кошерным», и они просто игнорировали их существование. Химьяритские правители пытались лавировать между конфликтами великих держав в конце эпохи античности, но их усилия закончились катастрофой. Что может быть более еврейским, чем это?» — замечает Бейт.
По мнению историка, падение еврейского царства началось с приходом к власти Юсуфа Зу Нуваса, правившего в первой четверти 6 в. н. э.
Он захватил власть после уничтожения аксумского гарнизона в Зафаре. Бейт ссылается на эфиопские документы, в которых Зу Нувас изображен как царь, который преследовал христиан, устраивал массовые убийства и сжигал заживо на кострах в Наджране — городе, расположенном на территории современной Саудовской Аравии.
В ответ аксумская армия высадилась в Йемене и свергла царя, передав власть христианам. Интересно, что история этого еврейского царя, похоже, присутствует в Коране.
Бейт дает представление об историческом контексте, заявляя, что «на основе свидетельств, исторических документов и археологических находок можно сделать вывод, что в тот период в Йемене существовала значительная и процветающая еврейская община. Влиятельный и уважаемый статус еврейского населения побудил многих неевреев перейти в иудаизм».
«Рабби Йосеф Капах (лидер йеменских евреев в Йемене и Израиле. — Ред.), со своей стороны, утверждает, что не было массового принятия иудаизма, а скорее было принятие монотеистических верований неевреями под влиянием еврейской общины. Несмотря на свое обращение, они оставались язычниками и не придерживались заповедей Торы».
Бейт еще раз подчеркивает важность изложенных фактов для противодействия обвинениям Израиля в колониализме: «Когда я слышу, как люди говорят, мол, мы не коренные евреи, а какие‑то европейские колонизаторы, захватившие мусульманские земли, я не могу молчать. Это мой способ противодействия антисемитам. Будь прокляты хуситы и их приспешники».