Художник еврейской жизни

29 июля 2016
Поделиться

«Modern Masters»

Берн, Художественный музей

до 21.08

Проект задуман как инвентаризация бернской коллекции модерна накануне самого медийного события в мире музеев XXI века — передачи швейцарцам знаменитого собрания Гурлитта. Коллекционер Хильдебранд Гурлитт (1895–1956) хоть и был евреем по бабушке, но вовсю использовался Геббельсом для пополнения личного собрания Гитлера — отсюда и прозвище «личный галерист Гитлера» (как боевой офицер, трижды раненный на фронтах Первой мировой, в первые годы нацизма Гурлитт имел определенные «льготы»). Он принимал участие в распродаже «дегенеративного искусства», которым стали брезговать немецкие музеи. Благодаря его посредничеству многие картины экспрессионистов, например, оказались в Швейцарии, а полотна Кандинского — в Америке. В итоге и у самого Гурлитта сформировалось отличное собрание европейского модерна. Семья хранила его в тайне, власти Германии узнали о нем случайно. В коллекции есть работы Матисса и Шагала, Моне и Кирхнера, Сезанна и Клее. Сын Гурлитта завещал ее бернскому музею, сейчас коллекцию тщательно исследуют в Германии с точки зрения провенанса, чтобы сразу вернуть все сомнительное наследникам еврейских владельцев.

Тем временем бернцы показывают собственное собрание — свободное от подозрений в чистоте происхождения работ. Мане и Пикассо, Валлотон и Кирхнер, Явленский и Эрнст… Выставлены и полотна Макса Либермана, в том числе портрет знаменитого мюнхенского коллекционера‑еврея Генриха Танхаузера (1916). После прихода нацистов к власти и вынужденной эмиграции семьи в Париж его сын передал многие картины в дар музею Берна.

 

Эдуар Моис

Париж, Музей еврейского искусства и истории

до 15.08

«Художник еврейской жизни XIX века» — таков подзаголовок ретроспективы, знакомящей публику с представителем т. н. «искусства эмансипации». Работы Эдуара Моиса (1827–1908) ценились прежде всего теми, кто, ассимилируясь во Франции, хотел все же сохранить свои корни. Среди выставленного — пастели из жизни алжирских евреев; многие экспонаты происходят из частных коллекций и впервые представлены широкой публике.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Четверо детей

Возможно, проблема еврейских общинных институтов — не в отсутствии интереса к этим институтам, а в том, что проблемы людей более масштабны, чем рамки, в которые их пытаются втиснуть. Если 63% американских евреев высказывают мнение, что Америка на неверном пути, не означает ли это, что их сложные отношения со своей общественной группой и религией напрямую связаны с нарастающим ощущением нестабильности американской жизни и общества?

Первая Пасхальная агада, ставшая в Америке бестселлером

Издание было легко читать и удобно листать, им пользовались и школьники, и взрослые: клиенты Банка штата Нью‑Йорк получали его в подарок, а во время Первой мировой войны Еврейский комитет по бытовому обеспечению бесплатно наделял американских военнослужащих‑евреев экземпляром «Агады» вместе с «пайковой» мацой.

Дайену? Достаточно

Если бы существовала идеальная еврейская шутка — а кто возьмется утверждать, будто дайену не такова? — она не имела бы конца. Религия наша — религия саспенса. Мы ждем‑пождем Б‑га, который не может явить Себя, и Мессию, которому лучше бы не приходить вовсе. Мы ждем окончания, как ждем заключительную шутку нарратива, не имеющего конца. И едва нам покажется, что все уже кончилось, как оно начинается снова.