Греция вспоминает военные преступления Германии, Холокост и гражданскую войну
Следы немецкой оккупации 1941‑1944 годов можно найти повсюду в Греции, пишут журналисты Deutsche Welle Димитира Кираноиди и Флориан Шмитц. По оценкам экспертов, полмиллиона человек погибли, а большая еврейская община северного греческого мегаполиса Салоники — города, прозванного Балканским Иерусалимом, — была почти полностью уничтожена. Разрушительный след, оставленный гитлеровским вермахтом, привел к кровопролитной гражданской войне 1946‑1949 годов, которая идеологически разделяет страну даже сегодня.
В Германии очень мало известно о страданиях, которые пришлось пережить Греции во время Второй мировой войны. Выставка 2016 года в Салониках попыталась это изменить. Она была организована местным Институтом Гете, Музеем современного искусства Салоник (MOMus), Еврейским музеем города, Центром документации национал‑социализма в Кельне и прошла под названием «Разделенные воспоминания 1940‑1950: между историей и опытом».
Ожидалось, что в 2021 году выставка пройдет в Кельне. Но коронавирус вынудил организаторов создать уменьшенную виртуальную версию этого события, состоящую из обилия повседневных предметов, исторических документов, текстов, биографий и произведений искусства, которые были отсканированы для этого случая.
Онлайн‑посетители смогут пройти через 21 выставочный зал — от греко‑итальянской войны 1940‑1941 годов до истории еврейской общины Греции и гражданской войны.
Тщательно подобранная информация показывает, насколько жестокой была немецкая оккупация. Благодаря калейдоскопу снимков, изображающих самую мрачную главу германо‑греческой истории, посетителям предоставляется возможность не просто наблюдать за прошлыми событиями, но прочувствовать их.
Новые способы увековечения памяти
Из своего офиса в Музее современного искусства в Салониках историк искусства Тули Мисирлоглу смотрит на площадь Свободы. Там в июле 1942 года немецкие войска окружили около 9 тыс. мужчин‑евреев, пытали и унижали их. В окно она почти может разглядеть вдали Мемориал Холокоста, напоминающий об уничтожении еврейской общины города: 96% из 50 тыс. евреев города были убиты в гитлеровских лагерях смерти.
Мисирлоглу возглавляет отдел экспериментального искусства в музее и вместе со своим коллегой Дэнни Захаропулосом курирует выставку.
У многих ее соотечественников все еще кипит гнев по поводу того, что послевоенная Германия не заинтересована в произошедшем. Однако Греции и самой трудно осознать свою историю. Ее собственный национализм оставляет мало места для еврейских жертв немецкой оккупации.
Глазами художников
Для Мисирлоглу подзаголовок выставки, «Между историей и опытом», говорит о ее содержании. По словам куратора, выставка посвящена опыту, личному и эстетическому подходу к искусству и судьбе художника в период оккупации и гражданской войны. «Свидетельства этих людей долгое время были окутаны молчанием», — поясняет она.
Идеологическая борьба в Греции между левыми и правыми, завершившаяся гражданской войной, до сих пор определяет общественный и политический дискурс в стране. Голоса, которые не вписываются в этот дискурс, в основном игнорируются.
Мисирлоглу надеется, что, если подойти к предмету с научной и эстетической точек зрения, начнется процесс, который проникнет в идеологию и политику и позволит дать шанс конструктивным дебатам.
На самом деле выставка не о коллективном трауре, а об индивидуальном опыте; не о статистике, жертвах или героях, а о голосах современных свидетелей, которые до сих пор остаются неуслышанными. Их идеи призваны расширить предыдущие знания и пролить свет на коллективные травмы на примерах отдельных людей.
Мало внимания к еврейской истории
Еврейский музей города находится всего в 10 минутах езды от порта Салоники. В центре его внимания не уничтожение евреев в Греции, а их история и то, как они помогали формировать здесь жизнь на протяжении более чем 2000 лет.
Именно директор музея Эвангелос Чекимоглу запустил виртуальную выставку. Но его совсем не устраивает ее название: «Для нас нет разделенных воспоминаний. Это просто факт, что 45 тыс. евреев нашего города были убиты в Аушвице».
Чекимоглу говорит, что ему трудно по‑настоящему идентифицировать себя с выставкой: «Еврейский музей привнес в нее только одну часть. Мы не имели отношения к остальному». Он разочарован тем, что еврейской истории в Греции не уделяется должного внимания: ведь после истребления евреев в Салониках эта тема не обсуждалась в Греции в течение десятилетий. Только недавно люди начали вспоминать о ней.
У немцев тоже есть пробелы в знаниях
Немецкий историк Аннемоне Кристианс‑Бернзее из Центра документации национал‑социализма в Кельне снова и снова осознает, что процесс запоминания и понимания далек от завершения даже спустя более чем 70 лет после окончания войны: «Я изучала историю Третьего рейха и историю преследования европейских евреев, — говорит она. — Но масштабы преследований и само ужасающее название, данное Салоникам, — «город истребления», — ранее были мне неизвестны».
Преступления СС и вермахта в Греции — отдельная тема для немецких историков, рядовые немцы мало что знают об этом эпизоде войны. «Историки Германии начали исследовать тему преступлений нацистов в Греции только в 2000‑2010 годах», — рассказывает Кристианс‑Бернзее. По ее словам, выставка «Разделенные воспоминания» — одна из первых попыток осмысления этого вопроса.
Что здесь нового, так это акцент на Салониках и изображении гражданской войны в Греции как следствия нацистской оккупации с помощью сочетания искусства, биографий и исторических данных: «Речь о том, как люди пережили эти преступления, преследование евреев, вывод немецкого вермахта и последующую гражданскую войну», — отмечает Кристианс‑Бернзее.