Гора Карком на московской биеннале
Биеннале молодого искусства
Москва, Трехгорная мануфактура
до 10.8
Среди 87 участников основного проекта V Московской международной биеннале молодого искусства — авторы из Германии и Чили, Ирландии и Украины, Исландии и России. Многие из них имеют двойное гражданство или живут и работают между двумя странами.
Среди экспонатов — инсталляция из шести фотографий «Lady Be Good» живущей в Яффе Хадас Сатт. Инсталляция напоминает об американском бомбардировщике, потерявшемся над Сахарой во время Второй мировой войны. Его обнаружили лишь 16 лет спустя, часть оборудования все еще находилась в рабочем состоянии. А видеопроект Йонатана Довека «Палеосоль 80 юг» посвящен горе Карком на юге Израиля, где нашли древние наскальные рисунки и ритуальные предметы, — археологи считают, что она тождественна библейской горе Синай.
Будет также представлен объект «Иерихон» Леэ Нево из Иерусалима — это часть инсталляции «Выжженная земля», построенной как лабиринт, со своим пространством и временем, параллельным по отношению к разворачивающейся вокруг выставке. А Лиат Эльблинг из Тель‑Авива привезет серию объектов «Предложения к беспорядку» — продолжающийся проект, начатый в 2013 году. Покажут в Москве и инсталляцию Джереми Сантьяго‑Хорсмена «Святилище (а б)», выстраиваемую вокруг образа Голема.
Реально — сюрреальноЦюрих, Музей Бельрив
до 24.7
Уникальная коллекция Дитмара Зигерта посвящена шедеврам фотоавангарда 1920–1950‑х годов. Особое внимание уделено чешским авторам, но показывают и творчество мастеров всей Европы. Так, выставлен снимок из серии «Арабы и евреи» (1933) уроженца Страсбурга Хельмара Лерски (настоящее имя — Израиль Шмуклерский, 1871– 1956). Выходец из семьи польских евреев, Лерски работал в Америке и Германии, а в 1932–1948 годах жил в Палестине, где снимал быт еврейских поселенцев и занимался документальным кино. После войны он осел в Швейцарии.
Полна вынужденных путешествий и биография Альфреда Айзенштадта (1898–1995), чей снимок «Осень. Тени становятся длиннее» (1927) также есть в Цюрихе. Он был настолько успешным фотографом, что в 1934‑м ему доверили съемку встречи Гитлера и Муссолини (см.: Евгения Гершкович. Когда у меня в руках камера, я ничего не боюсь). Но затем нацисты спохватились: еврей, а снимает такое! Айзенштадт эмигрировал в Нью‑Йорк, где стал ведущим автором «Life» — 90 обложек, портреты таких звезд, как Софи Лорен и Хемингуэй.
Представлен и запоминающийся портрет Бертольта Брехта работы Йозефа Брайтенбаха (1896–1984). Брехт похож одновременно на Плятта и на персонажа с картины Рогира Ван дер Вейдена. Брайтенбах сделал портрет в своем фотоателье в Париже, куда переехал, спасаясь от нацистов, из Мюнхена (там он работал в винодельческой фирме отца). В 1939 году французы арестовали фотографа‑еврея — тот оставался гражданином Германии. Почти два года он провел в лагерях, пока не смог эмигрировать в Америку.