Герман Захарьяев: «В моей инициативе политики нет»

Беседу ведет Маргарита Шварц 10 июня 2015
Поделиться

Идея внесения Дня Победы в еврейский религиозный календарь как Дня спасения и освобождения, предложенная российским бизнесменом и горским евреем Германом Захарьяевым, вызвала если не раскол в еврейской среде, то по крайней мере бурные споры. О сути этой инициативы и о том, какие у нее перспективы, мы побеседуем с ее автором.

Маргарита Шварц Как вам пришла идея праздника, который будет отмечаться 26 ияра всеми евреями?

Герман Захарьяев Это не праздник. Это памятная дата. День, когда мы должны вспоминать о подвиге, который совершили союзные войска во главе с Красной Армией, и молиться за них. Мы же помним о подвиге Маккавеев, и эта память стала частью нашей традиции. Да, евреи пострадали в войну, треть была уничтожена, но у нас есть Лаг ба‑омер — день, когда перестали умирать ученики рабби Акивы. Йом Шихрур ве‑Ацала — день, когда евреи перестали умирать в концлагерях, на фронтах и в подполье. Не благодарить Всевышнего за то, что Он остановил смерть евреев, не отдавать дань памяти и не молиться за тех, кто отчаянно воевал, — странная и дикая для меня мысль. Если бы не события этого памятного дня — мы бы сейчас с вами не беседовали. Всевышний захотел, чтобы мы перестали умирать, таков был Его вердикт, и мы должны быть благодарными.

zaharМШ Есть мнение, что это светская дата, следовательно, и отмечать ее надо бы по светскому календарю. А так что же получается, дублирование праздников? К примеру, 27 января как Международный день памяти жертв Холокоста фактически дублировал Йом а‑Шоа.

ГЗ В ходе истории можно увидеть цепь случайных событий, а можно — руку Всевышнего. Когда происходят, казалось бы, вполне земные вещи: отражение крошечным Израилем атак сразу нескольких вражеских армий или же протокольное подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии. Можно разглядеть в этом только лишь проявление человеческой воли, а можно увидеть еще и волю Ашема. День Победы — не только итог страшнейших сражений. Один человек вознамерился «окончательно решить еврейский вопрос» и утвер­дить свою власть на всей земле, но Всевышний вмешался, и этот факт должен найти отражение именно в религиозном календаре, не только в настенных календарях. Тем более что все настенные календари быстро облетают. Уходит поколение героев, западный мир постепенно забывает о подвиге солдат и вообще о тех событиях. В российских школах сегодня получают не то воспитание и не то отношение к войне, какое получали мы в советских. Самая прочная система памяти — религиозная.

МШ Почему было предложено праздновать 26 ияра, если остальной мир празднует 8 мая, то есть 25 ияра?

ГЗ 26 ияра 1945 года наступило вечером 8 мая. Здесь нет противоречия.

МШ Не боитесь, что идея в определенный момент может сойти на нет, даже если войдет в религиозный календарь? Память о войне уходит, а на мир обрушиваются другие катастрофы…

ГЗ Не было войны и катастрофы страш­нее, чем Вторая мировая и Шоа. Для того чтобы это не повторилось в будущем, нельзя забывать прошлое. Как у Сервантеса: история — это предостережение для будущего. Сейчас в Израиле Второй мировой придают все больше значения, все плотнее изу­чают ее историю. В израильской Латруне строится прекрасный Музей еврейского воина Второй мировой войны. Идея будет только крепнуть, я уверен в этом. Предполагается, что в этот день будут произноситься молитвы благодарности Всевышнему, псалмы царя Давида, молитва «Эль мале рахамим». Мы отмечали эту дату второй год подряд, надеюсь, в дальнейшем она получит еще большую поддержку.

МШ На принятие новых дат еврейским народом уходит по нескольку сотен лет. Вас не смущает, что плодов своих усилий вы можете и не дождаться?

ГЗ Не смущает. Сколько бы это ни заняло времени, это нужно для восстановления равновесия в восприятии тех событий, для восстановления исторической справедливости.

МШ Достаточно смело было с вашей стороны предложить эту идею, не будучи религиозным деятелем.

ГЗ Я предложил эту идею как еврей, как верующий человек, любящий свой народ и знающий его историю. Просто сделал то, что считал верным и справедливым. Меня обрадовало, что большая часть Конференции европейских раввинов поддержала меня. Гаон раввин Ашер Вайс, один из крупнейших религиозных лидеров поколения, заявил, что дополнительно подготовит алахическое письмо в поддержку этой даты.

МШ А как ее восприняли евреи «снизу», прихожане синагог, ведь их расположение завоевать не менее трудно, чем расположение раввинов?

ГЗ Соблюдение заповедей и традиций человеком, как и его отношения со Всевышним, — сфера интимная, ограниченная максимум общиной. Мы не собираемся кого бы то ни было убеждать. Если человек не чувствует, что это правильно, его не убедишь. Но просветительскую работу вес­ти следует. Я надеюсь, что со временем все евреи поймут необходимость этого праздника.

МШ Каковы шансы продвинуть вашу идею в США, если мы говорим о решающей роли Красной Армии? Какие аргументы вы намерены приводить, взаимодействуя с американской ауди­торией?

ГЗ Мы продвигаем эту идею не в определенных странах, а в еврейских общинах по всему миру. Меня мало интересует политическая конъюнктура в США: любой мало‑мальски образованный человек знает, какова была цена той победы и каков реальный расклад сил. Американцы очень щепетильно относятся к теме Холокоста и памяти о нем, ведь там живут сотни тысяч потомков евреев, переживших Катастрофу. Кстати, год назад именно в Нью‑Йорке, в штаб‑квартире ООН, было объявлено об этой инициативе. В Штатах многие принимают и поддерживают нашу инициативу.

МШ Насколько в этой идее замешана политика, общероссийский курс?

ГЗ А что такое общероссийский курс в вашем понимании? Если вы так называете увековечивание памяти погибших в Великой Отечественной вой­не, в том числе и погибших в Катастрофе евреев, борьбу с неонацизмом и попытками фальсификации истории — то да, это общероссийский курс, и моя инициатива, скорее всего, с ним связана. В некоторых европейских столицах и сегодня проводятся марши неонацистов — позор для человечества. Эти «легионеры» сочиняют истории, как их деды воевали с большевизмом. Но на самом деле на тех же улицах всего несколько десятилетий назад их деды убивали евреев, беззащитных еврейских стариков, детей и женщин. Поэтому не надо искать политику в моей инициативе, ее там нет. Я хочу лишь исторической правды.

МШ Почему эту дату решено назвать именно «Спасение и освобождение», когда больше трети еврейского народа погибло? Ведь, по сути, эта дата — день благодарности и поминовения. Многие ведь не спаслись в ходе тех событий.

ГЗ У евреев есть Йом а‑Шоа ве а‑гву­ра — День катастрофы и героизма европейского еврейства. В этот день мы поминаем шесть миллионов погибших в Холокосте и боровшихся за осво­бождение. А в День спасения и освобождения мы прославляем волю Всевышнего, спасшего Свой народ от угрозы полного уничтожения. 9 мая 1945 года — или 26 ияра 5705 года по еврейскому летосчислению — стало спасением и освобождением нашего народа от участи, задуманной для него нацистами. Народ, ведущий историю от Авраама, спасся от полного уничтожения в этот день. И стал свободен для того, чтобы строить свою страну.

МШ Почему это никому не приходило в голову раньше?

ГЗ Трудно ответить на этот вопрос. Я задавался им всю жизнь и благодарен Всевышнему, что сегодня у меня есть возможность предложить эту идею еврейскому народу. И думаю, что если мы говорим о благодарности Всевышнему и о памяти о солдатах, то на самом деле и неважно, «кто вперед» это предложил.

МШ Но почему все‑таки же тогда идея вызвала столько споров?

ГЗ На то мы и евреи — чтобы искать истину в споре. Дискуссия есть и будет продолжаться. Это, на мой взгляд, говорит о том, что такой день нужен в еврейском календаре.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: бай-бай, Байден, речь в Конгрессе, AdidasRIP, Рипс, Руби Намдар

Чем отличается позиция Камалы Харрис по Израилю от позиции Байдена? Что заявил Нетаньяху в Конгрессе США? И почему компания Adidas разорвала контракт с пропалестинской моделью?Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели

Как хасиду добиться успеха в бизнесе? 

В Израиле, где изучение Торы субсидируется правительством и многие мужчины-харедим предпочитают учиться полный рабочий день вместо всякой другой работы, светские евреи жалуются, что такой образ жизни истощает экономику и муниципальные бюджеты. Сатмарские хасиды, напротив, придерживаются трудовой этики, восходящей к началу движения в Вильямсбурге во времена после Холокоста. Духовный лидер сатмарских хасидов того времени, раввин Йоэль Тейтельбаум, призывал своих последователей зарабатывать на жизнь

Почему израильские музеи скрывают происхождение экспонатов, переданных на временные выставки за границу

Музей Израиля «не мог проигнорировать протесты, демонстрации и враждебность в отношении Израиля. Мы колебались, когда получили просьбу одолжить картину Рубенса. Это большая и важная работа. И это было впервые, когда мы колебались по поводу предоставления своей картины. Мы понимаем, что в нынешней ситуации обязаны защищать свои коллекции: это сказано и в Законе о музеях Израиля. Поэтому решили пойти на компромисс, при котором о происхождении картины не будет сказано в этикетке на выставке, но будет указано в каталоге, как это делается обычно»