Флорин Штетхаймер: жизнь требовала от нее слишком мало усилий
Флорин Штетхаймер
Нью‑Йорк, Еврейский музей, до 24.9
Это первая за 20 с лишним лет ретроспектива Флорин Штетхаймер (1871–1944), поэта и художницы. Она могла бы стать одной из важнейших фигур американского модерна, если бы не злая шутка, которую с ее художественной карьерой сыграло, видимо, богатство отца. Наследница состоятельной еврейской семьи из Рочестера, Флорин много занималась самообразованием, никогда не работала, подолгу путешествуя между Нью‑Йорком и Европой, и этот расслабленный способ существования не мог не сказаться на энергии творчества — жизнь требовала от нее слишком мало усилий, потому в итоговом результате оказалось слишком много вторичного. Впечатляет, впрочем, уже круг ее общения — от Джорджии О’Киф до Гертруды Стайн. На Штетхаймер оказали влияние постимпрессионисты и символисты, но решающим артимпульсом стало посещение «Послеполуденного отдыха фавна» с Нижинским в июне 1912 года. Встречу с «Русским балетом» Дягилева можно рассматривать как главное событие в жизни Штетхаймер‑зрительницы. Она и сама увлекалась театром — в Нью‑Йорке показывают ее эскизы декораций и костюмов, а также киносъемку поставленной при ее участии оперы Вирджила Томсона «Четверо святых в трех актах» (1933).
История одной квартиры
Москва, Международный мемориал, до 17.9
Ставшая популярной книга Анны Десницкой и Александры Литвиной, вышедшая год назад в издательстве «Самокат», рассказывает о ста годах из жизни московской семьи Муромцевых, с первых лет ХХ века до начала нынешнего столетия. Среди сюжетов посвященной книге выставки‑инсталляции — история еврейской эмиграции из СССР 1970‑х годов. Выставку сопровождает большая программа для школьников всех возрастов.