Еврейский Пратер: пути к удовольствию

Алексей Мокроусов 19 августа 2016
Поделиться

Пути к удовольствию

Вена, Еврейский музей,

до 18.09

Австрийская столица отмечает множеством выставок 250‑летие Пратера, всемирно знаменитого венского парка.

«Типы еврейского театра». Открытка начала XX века. Коллекция Еврейского музея Вены

«Типы еврейского театра». Открытка начала XX века. Коллекция Еврейского музея Вены

Самая крупная — в музее города на Карлсплац. А Еврейский музей рассказывает о Пратере из своей перспективы. По соседству с парком располагается Леопольдштадт, в его окрестностях существовало гетто Унтерер Верд, после отмены запрета на проживание в Вене евреи селились здесь с 1625 года. А с 1850‑го еврейские выходцы из разных уголков Австро‑Венгрии стали обосновываться в этих местах особенно активно (община была зарегистрирована два года спустя), потому в районе образовалось множество еврейских театров и т. н. «жаргонных сцен». Как писал Йозеф Рот, в Леопольдштадте две главные улицы, Таборштрассе и Пратерштрассе, последняя «ведет прямиком в удовольствие, ее населяют евреи и христиане».

Кабинетных размеров экспозиция, сопровождаемая иллюстрированным англо‑немецким каталогом, напоминает о главных еврейских звездах эстрады Пратера, таких как Генрих Айзенбах, Абиш Майзельс и Гертруд Краус. Плакаты и театральные программки, фотографии и киноленты, статьи критиков и архитектурные планы делают центром выставки мир театров и цирков, а также связанную с ними прессу. Рассказывается и об экономических основах «парка развлечений»: так, знаменитое колесо обозрения было построено на земле, принадлежавшей еврейскому директору Карлтеатра Габору Штайнеру, он же открыл едва ли не самый знаменитый аттракцион Пратера «Венеция в Вене». После разорения Габора бизнес перешел к другому Штайнеру, Эдуарду. Приход к власти нацистов положил конец «еврейскому Пратеру»: собственность Штайнера была ариизирована, та же участь постигла всех его братьев по крови.

«Шнитке / Schnittke»

Санкт‑Петербург, Музей музыки, до 4.09

до 4.09

Более 200 экспонатов собрала выставка в Шереметевском дворце, до этого показанная в Саратове, Сочи и Москве. Среди ее участников Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки и Фонд Ростроповича и Вишневской, Музей Большого театра и Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Подробно рассматриваемые творчество и биография композитора, записанные на пленку интервью современников — в залах есть на что потратить пару часов.

 

Беатрис Милхас

Нью‑Йорк, Еврейский музей,

до 1.09

Впервые нью‑йоркский музей решил подвергнуть художественному преобразованию собственное фойе в 2013 году, с тех пор подобные интервенции стали традиционными. В этот раз проект «Используя стены, полы и потолки» доверили реализовать бразильской художнице Беатрис Милхас, ее вдохновлял карнавал в Рио. Получилось пестро и красиво.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Пятый пункт: Свечи Бонди

Как австралийские власти привели к теракту в Сиднее? Почему посланники Хабада часто становятся жертвами террористических нападений? И о чем свидетельствуют героические поступки во время теракта на пляже Бонди? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин рассказывает о нападении на евреев в первый вечер Хануки

Кто такой «Красный»?

Евреи празднуют Хануку. Они радостно сгрудились вокруг ханукального светильника, потирая руки в предвкушении подарков. Скорее всего, сейчас они не готовы задумываться о содержании средневекового литургического стихотворения. Поэтому мало кто из них запнется на самой, вероятно, загадочной строчке из «Маоз Цур»: «Повергни Красного в мрачную бездну». Кого, простите?

Резня на пляже Бонди была неизбежна

Еврейские организации в Австралии годами умоляли власти отнестись к угрозам всерьез. Ведь угрозы давно перестали быть абстракцией. За последние два года синагоги и еврейские центры неоднократно подвергались нападениям. И вот террористическая атака на пляже Бонди: самый тяжелый теракт в истории страны... Это и есть норма современной Австралии: предупреждать и наказывать тех, кто говорит о проблеме, и одновременно закрывать глаза на призывы к насилию, если они исходят «с правильной стороны»