Irish Central: Исчезающее племя: еврейская община Ирландии тает с каждым годом
Католики и протестанты остаются двумя основными группами в Ирландии. Как же в ирландскую историю вписываются евреи?
Главный раввин Ирландии когда‑то рассказал такой анекдот: три еврея из Европы обсуждают свои планы. Один говорит, что отправится в США, где комфортно и безопасно; второй говорит, что поедет в Израиль — страну предков. А третий выбирает Ирландию.
Когда же шокированные приятели спрашивают его о причине такого решения, он отвечает: «Потому что это последнее место, где дьявол станет искать еврея!»
Еврейская община Ирландии существовала на протяжении многих веков
Шутка раввина остается шуткой — история евреев в Ирландии насчитывает много столетий. Самый ранний документ, упоминающий ирландских евреев, датируется 1079 годом, а небольшая община сложилась к 1232 году, когда король Англии Генрих III отправил им некоторую сумму денег.
Несмотря на то, что Дэниел О’Коннелл, политический деятель, которого в Ирландии называют Освободителем, известен прежде всего своей борьбой за католическую эмансипацию, он не забывал и об интересах небольшой еврейской общины. На вопрос о свободе вероисповедания он отвечал: «Всякий, кто признает этот священный принцип, должен также признать, что он распространяется на евреев в той же степени, в какой и на христиан».
В XIX веке еврейское население Ирландии значительно возросло за счет иммиграции из России, где происходили еврейские погромы. Если в 1881 году, по данным переписи населения, в стране проживало 394 еврея, то к 1891 году численность еврейского населения взлетела на 282%, достигнув 1506 человек, а к 1911‑му составляла уже 3805 человек. Численность еврейского населения поразительным образом увеличилась в 10 раз всего лишь за 30 лет, хотя Ирландия не была основной страной назначения для евреев, спасающихся от преследований.
Яростные нападки Лимерика
К несчастью, многие беженцы вскоре столкнулись с тем, что антисемитизм, от которого они спасались, присутствовал и в Ирландии. В 1904 году священник Джон Крей выступил с яростной проповедью против немногочисленной еврейской общины Лимерика, предупреждая своих прихожан, что евреи явились сюда для того, чтобы «присосаться к нам, подобно пиявкам, и пить нашу кровь». Его обвинения привели к тому, что католическое население города устроило бойкот еврейской торговли, продолжавшийся в течение двух лет и заставивший все пять еврейских семейств Лимерика уехать в Корк или в США.
Евреи в Северной Ирландии
Как правило, евреи Дублина и Корка поддерживали националистов и республиканцев, в то время как евреи Белфаста оставались юнионистами. Одним из них был сэр Отто Яффе, натурализованный британский подданный, рожденный в Германии, дважды избиравшийся на пост мэра Белфаста. Он был стойким приверженцем Ирландской юнионистской партии, вместе с женой основал «Школу Яффе для еврейских детей Белфаста», а сын его служил в войсках британской армии. И все же он чувствовал себя в Белфасте столь неуютно, что с началом Первой мировой войны семья переехала в Лондон.
Раввин Шинн Фейн
Если говорить о республиканцах, уроженец Дублина Роберт Бриско служил в Ирландской республиканской армии в чине капитана и имел непоколебимую уверенность в том, что его еврейская национальность нисколько не мешает ирландской. Сестры Фанни и Молли Голдберг принимали активное участие в деятельности женской военизированной организации «Cumann na mBan», укрывая повстанцев и участвуя в демонстрациях.
Самым знаменитым евреем‑республиканцем был раввин Белфаста Ицхак Герцог, которого называли «преданным сторонником Ирландии». Он выучил ирландский и свободно говорил на нем, был близким другом Имона де Валеры и поистине заслужил репутацию «раввина Шинн Фейн» к тому моменту, когда получил назначение на должность главного раввина Ирландии в 1919 году.
Сын Ицхака Герцога Хаим учился в Колледже Уэсли; в 1983 году он был избран президентом Израиля. Рассказывая о своем детстве с дублинским акцентом, от которого он не избавился за всю жизнь, Герцог вспоминает: «В Ирландии не было истории антисемитизма, но, хоть я и не ощущал себя изгоем, я чувствовал, что не такой, как другие».
В этой семье все занимаются политикой: сын Хаима Ицхак возглавляет в Израиле оппозиционную партию «Авода».
Ирландские евреи пристально следили за событиями в Германии и приходом Гитлера к власти. В то время как многие ирландцы испытывали к британцам неприязнь, когда в 1939 году разразилась Вторая мировая война, у евреев не было никаких сомнений в том, на чьей они стороне.
В рядах ирландских добровольцев, сражавшихся в войсках британской армии, было множество евреев, а все те, кто остался в тылу, разрабатывали план действий в чрезвычайной ситуации — в том случае, если Гитлеру удастся вторжение в Ирландию. Их страхи были небезосновательны: решением печально известной Ванзейской конференции 1942 года, определившей пути и средства «окончательного решения еврейского вопроса», приблизительно 5 тыс. ирландских евреев были приговорены к полному уничтожению.
Освобождение Европы
После освобождения Европы еврейская община пыталась организовать иммиграцию выживших на континенте евреев в Ирландию. Их усилия были практически безуспешны: правительство было настроено скептически. Министр юстиции Джеральд Боланд откровенно заявил, что «политика Министерства юстиции всегда заключалась в том, чтобы ограничить въезд еврейских иммигрантов, так как любое значительное увеличение численности еврейского населения может привести к подъему проблемы антисемитизма».
Тем не менее в 1946 году сто еврейских детей из Польши приехали в графство Мит проходить реабилитацию, а в 1948‑м премьер‑министр и глава правительства Имон де Валера лично отклонил возражение Боланда, чтобы дать возможность еще 150 детям приехать в страну.
Резкое сокращение численности общины
Несмотря на скромный послевоенный прирост, общине не удалось избежать двух вековых бед, еврейской и ирландской, — ассимиляции и эмиграции. Во второй половине XX века численность общины резко пошла на убыль.
По данным переписи 1946 года, в Северной Ирландии проживало 1474 еврея, а к 1991 году число их упало до 410. Та же тенденция наблюдается по всей Ирландии, где к 1991 году численность еврейского населения сократилась с 3907 до 1581.
По всей стране, за исключением Дублина, сокращение численности было особенно резким. Там, где некогда был целый еврейский квартал под названием Джутаун и еврейская община состояла из 252 человек (в центре Корка), теперь на все графство осталось лишь 62 еврея. В соседнем Уотерфорде уровень падения численности еврейского населения был еще более резким; в 1946 году в графстве проживало 23 еврея, а к 1981‑му все они либо умерли, либо уехали. Как сетовал один историк в 1987 году, «когда сегодня говорят о еврейской общине Ирландии, почти всегда речь идет о Дублине». В феврале этого года синагога Корка провела последнюю службу и с сожалением затворила свои двери навсегда.
Сокращение численности коркской общины объясняется в основном ассимиляцией, хотя эмиграция тоже сыграла важную роль. Многие соблюдающие евреи просто переехали в Израиль или Великобританию, поближе к более многочисленным общинам.
После того как в 1977 году в Белфасте боевики ИРА застрелили одного известного члена общины, а в 1980‑м похитили другого, общину охватило чувство незащищенности; многие просто снялись с места и уехали навсегда.
Стивен Яффе, проведший в Белфасте детство, сообщил IrishCentral: «Сокращение численности населения еврейской общины в Северной Ирландии происходило задолго до Смуты. К тому же и в Великобритании (кроме Манчестера) численность региональных еврейских общин сокращается. Но мне кажется, что Смута ускорила этот процесс».
Он добавил, что стремление жить в более крупной общине стало важным фактором снижения численности ирландских общин: «Более крупные общины Лондона или Манчестера привлекают молодых людей, которые ищут партнеров для вступления в брак и которым нужны еврейские учреждения — детские школы, кошерные рестораны и социальные и культурные возможности. Некоторые еврейские семьи совершили алию — репатриировались в Израиль».
Община слишком малочисленна для того, чтобы играть значительную роль в политической жизни области; многие члены общины склоняются к юнионистским партиям — отчасти потому, что те поддерживают Израиль. Однако время от времени община играла важную посредническую роль между «зелеными» (сторонниками объединенной Ирландии и англо‑норманнских традиций, связанных с католицизмом) и «оранжевыми» (юнионистами и протестантами).
«В худшие периоды Смуты синагога в Белфасте считалась нейтральным пространством, где протестанты и католики могли проводить встречи и обсуждения, на которых иногда председательствовал еврей», — сообщил нам Яффе.
С тех пор численность еврейского населения стабилизировалась, а данные последних трех переписей даже свидетельствуют о небольшом увеличении численности, вызванном иммиграцией во время периода резкого экономического роста Ирландии, происходившего с середины 1990‑х по середину 2000‑х.
Взгляды оставшихся в стране членов еврейской общины колеблются от юмора висельника до оптимизма. «Теперь дети уезжают в университет учиться и не возвращаются», — жалуется репортерам Норма Саймон, жительница Белфаста, в статье, опубликованной на сайте Forward.com. Ее товарищ Майкл Блэк соглашается: «Я опечален тем, что мое поколение, вероятно, станет последним, ведущим в Белфасте еврейский образ жизни».
Тем не менее жительница Дублина Натали Винн выражает больший оптимизм, сообщая изданию The Times of Israel: «Архивы газеты The Jewish Chronicle показывают, что в 1870‑х годах считали, что еврейская община находится при последнем издыхании, не догадываясь о том, что вот‑вот начнется широкомасштабная иммиграция из Восточной Европы. Никогда нельзя знать, что принесет будущее». 
Оригинальная публикация: Vanishing tribe — Ireland’s Jewish community fades further each year