Елизавета Блюмина: «Немцы спрашивали, где взять ноты Фрида»

Беседу ведет Ирина Мак 6 сентября 2015
Поделиться

В сентябре—октябре в Гамбурге пройдет VI Камерный музыкальный фестиваль, посвященный Григорию Фриду — 22 сентября композитору исполнилось бы 100 лет. Программный директор фестиваля пианистка и обладательница «Echo Klassik» — самой престижной награды Германии в области академической музыки — Елизавета Блюмина убеждена, что сочинения Фрида и вообще еврейская музыка должны звучать в Европе как можно чаще.

Ирина Мак Признаемся, что сегодня мы и так слышим произведения Фрида за рубежом чаще, чем на его родине. Вы помните, как вы впервые узнали о нем?

Елизавета Блюмина Конечно, от вас. Потом прочла ваше интервью с ним (см.: Григорий Фрид и клуб инакомыслящих). К сожалению, я не успела с ним познакомиться, но много говорила с его вдовой и дочерью Машей — она живет в Штатах. Наконец, я обратилась в «Sikorski» (знаменитое немецкое музыкальное издательство. — И. М.), с тем чтобы они прислали мне ноты.

ИМ Фрида издает «Sikorski»?

ЕБ Сейчас они подписали контракт, и да, будут издавать. Кстати, у них же права на издание половины сочинений Мечислава Вайнберга, которого я тоже играю и люблю, — они с Фридом были дружны, и Григорий Самуилович писал о Вайнберге. Из издательства мне прислали концерт Фрида для альта, фортепиано и оркестра — он вообще не исполняется. Я подумала: какой удивительный состав. А со мной так всегда: чем больше я занимаюсь композитором, тем скорее в него влюбляюсь. Так было и с музыкой Вайнберга, которую я исполняю почти 15 лет, — и на Западе сегодня мы наблюдаем настоящий ренессанс Вайнберга.

ИМ В 2010‑м ему посвятили фестиваль в Брегенце, а здесь его почти не играют.

lech281_Страница_58_Изображение_0001ЕБ Когда я в том же 2010‑м предложила для концерта в Петербурге его программу, мне сказали: нет‑нет, Вайнберг нас не интересует.

ИМ Как и Фрид. Но и на Западе фестивалей в его честь пока не было.

ЕБ А у нас почти в каждом из восьми концертов будет звучать что‑то из его вещей. Гамбургский фестиваль камерной музыки раньше назывался русским — мы показывали русских и советских композиторов, в основном XX века. Но в последние годы мне задавали вопросы, связанные с политикой, Путиным, это надоело. И потом, мы существуем на частные пожертвования, а немцам трудно объяснить, почему сегодня надо поддерживать русский фестиваль. Так что уже в прошлом году я назвала его «Bonjour la Russie», решив перекинуть мостик между Францией и Россией. Обращение к европейской музыке дало основания переименовать фестиваль в Гамбургский и быть чуть свободнее в выборе программы, хотя акцент фестиваля остается таким же. В этом году фестиваль открывают также французы, но в программе первого же концерта вместе с Бетховеном и Пуленком — виолончельная соната Фрида. Мы не только играем Фрида, мы показываем его Московский молодежный музыкальный клуб. На закрытии 4 октября я играю с концертмейстером Berli­ner Phi­larmoniker Ноа Бендикс‑Баглеем, российским альтистом Андреем Гридчуком и потрясающим виолончелистом Данжуло Ишизака фортепианный квартет Шумана, который, я знаю, часто исполнялся на Фридовских четвергах. А так как и Вайнберг там звучал, и Шостакович, я включила в программу скрипичную сонатину Вайнберга, трио Шостаковича — и сонату самого Фрида.

Моя главная идея — приглашать новых музыкантов. Если вы посмотрите афишу любого фестиваля в Европе, вы обнаружите, что везде играют одни и те же люди — обойма примерно из 10 человек. Агенты перевозят их с одного фестиваля на другой, качество исполнения падает: люди устают, времени на занятия нет. Мне же хочется показать превосходных музыкантов, которые не мелькают постоянно. И кроме того, в рамках фестиваля есть программа молодых музыкантов. Год назад в ней играл Андрей Ионут Ионица — виолончелист, который только что победил на конкурсе им. Чайковского. А в этом году выступит скрипачка, тоже из Румынии, — она, в частности, исполнит пьесу Александра Вустина.

ИМ Композитора, который был близок Фриду и принимал деятельное участие в работе его клуба.

ЕБ И сегодня вместе с вдовой занимается его архивом. Но мне хочется показать Вустина именно как композитора. И как всегда, на фестивале звучит произведение, написанное специально, — пьесу для арфы израильтянина Аль Равина исполнит первая арфистка оркестра Израильской филармонии Юлия Ровински.

ИМ Это не столько русская, сколько еврейская программа.

ЕБ Это европейская программа. Но я с удовольствием посвятила фестиваль Фриду еще потому, что давно занимаюсь еврейскими композиторами. Хотя отдельный еврейский фестиваль у меня теперь тоже есть — «Giluim». Он прошел в июне в городке Шенебек около Магдебурга — я нашла спонсора, и там исполнялись только еврейские сочинения. В нем участвовал израильский скрипач Яэль Шилоах, так я и его познакомила с музыкой Фрида. Квартет саксофонистов «Сlair‑obscur», который в 2014‑м играл у нас в Гамбурге, тут исполнял Гершвина, Бернстайна и Курта Вайля.

Мне хотелось показать в Германии и Израиль, и еврейскую культуру как бы с новой стороны. Это важно, когда в Европе так сильны антисемитские настроения. Сейчас я живу в Ирландии, в Германии бываю наездами и вижу, что ирландцы, например, проводят параллель между собой и палестинскими арабами, имея в виду отношение к себе со стороны Британии. Я устала доказывать, что эта аналогия высосана из пальца, — переубедить тех, кто настроен против Израиля, невозможно.

ИМ В Германии это не так?

ЕБ Лучше. Но было‑то совсем не так. Я приехала в Гамбург в 19 лет, студенткой Ленинградской консерватории, за эти годы осуществила массу проектов, касавшихся еврейской темы, и всегда на них находились спонсоры. Я жила в разных странах — в Италии, Швейцарии, Испании, Штатах, мне есть с чем сравнивать. Германия мне была удобна еще потому, что здесь я уверенно себя чувствовала как еврейка, но за последний год произошли глобальные изменения — антисемитизм снова в моде. Обыватели используют фразу «я не антисемит, но я против Израиля», хотя никогда в Израиле не были и формируют свое мнение лишь из прессы, например из репортажей «Der Spiegel». У меня случилась показательная история. Я была дружна с директором музея в одном немецком городе — не буду его называть, — и год назад этот образованнейший человек стал вдруг присылать мне ссылки на антиизраильские статьи. Я пыталась показать ему другую сторону — бесполезно. В конце концов он заявил, что из‑за таких, как я, оправдывающих «преступления» Израиля, этой страны скоро не будет.

ИМ В России тоже сейчас оценили силу пропаганды.

ЕБ О да, но я могу воздействовать только с помощью музыки. И знаете, на фестивале в Шенебеке среди зрителей были в основном немцы, и от них я получила много добрых отзывов и пожеланий, чтобы фестиваль стал регулярным.

ИМ Немцы так прониклись еврейской музыкой?

ЕБ Там была не только музыка — мы устраивали «кофейные полдники», на которых я рассказывал о еврейских композиторах, о еврейской музыкальной культуре.

ИМ Вы считаете, надо рассказывать? Как это делал в свое время дирижер Геннадий Рождественский, и как рассказывает Владимир Юровский?

ЕБ Да, особенно в Германии: на немцев рассказы действуют как магнит, эмоции настолько захватывают публику, что она потом от музыки оторваться не может. И как только я понимаю, что мне удалось их заинтересовать, — можно играть. Немцы подходили и спрашивали, где взять ноты Фрида.

ИМ В Германии это развито: музыканты — любители, играющие для себя.

ЕБ Страна с богатой музыкальной историей. Кроме того, немцы, как известно, сентиментальны — их можно увлечь историей, любой. И я убеждена, что фестиваль еврейской музыки, в котором к тому же принимают участие израильские музыканты, в любом случае полезен.

ИМ Откуда у вас эта страсть к Вайнбергу?

ЕБ Лет 18 назад я много выступала с виолончелистом Йозефом Фейгельсоном — он ученик Ростроповича, живет в Нью‑Йорке. Фейгельсон записал прелюдии Вайнберга и все спрашивал меня: почему ты его не играешь? Я отмахивалась: была студенткой, занималась Бетховеном, Брамсом. И вдруг с неба упало приглашение Баварского радио, где я иногда играла, записать Вайнберга. Та запись попала на лейбл CPO, где мне предложили записывать все, что я хочу. Как раз сейчас я записываю все сонаты Мечислава Вайнберга — три его диска уже записаны, и я не могу оторваться от этой музыки. Она не похожа ни на Прокофьева, ни на Шостаковича, еврейство кричит в каждой ноте. Для меня все, что Вайнберг написал, — это реквием по его погибшей семье. Причем явно Вайнберг был и сам отличным пианистом — все написано так вкусно! Правда, у него — это известно — были огромные руки, а у меня они совсем не огромные, и так как технически это очень сложная музыка, мне иногда приходится думать, как же ее сыграть.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Игра по чужим правилам

Естественно, ни «освобождение Палестины», ни изгнание евреев из университетов целями не являются: наоборот, если бы евреев и Палестины не было, их пришлось бы придумать. Необходим конфликт, его необходимо поддерживать, развивать и периодически «приходить к компромиссу» на новом уровне, добиваясь все больших политических уступок в вопросах, напрямую с конфликтом не связанных...

Как семь дней творения

Особенно еврейского в книге ничего и нет — кроме отдельных характерных деталей да того, что событиям печали и понимания отведены здесь именно семь дней еврейского траура. Этого времени достаточно мало, чтобы уместившиеся в них события — главным образом внутренние для Евы — развивались плотно и интенсивно, и достаточно много, чтобы она вышла из этих дней с новым пониманием самой себя и своих отношений с близкими людьми.

В чем причины нынешнего скандала вокруг Ивана Ильина

В 1920-1930-х Ильин восхищался фашизмом. В 1928 году он написал программную статью «Русский фашизм», ключевая идея которой была такова: «Фашизм есть спасительный эксцесс патриотического произвола». В статье 1953 года под названием «Германия возрождается» одним из главных преступлений Гитлера Ильин называл не чудовищные военные преступления и Холокост, а проигрыш войны, который отныне всей Европе угрожал «советским нашествием».